Возможен ли полный переход от очного обучения к дистанционному?

Дата публикации: 2020-04-16 19:12:42
Статью разместил(а):
Жижина Елена Андреевна

Возможен ли полный переход от очного обучения к дистанционному?

Is it possible to complete the transition from full-time learning to distance learning?

 

Автор: Жижина Елена Андреевна

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

e-mail: elenazhizhina200@mail.ru

Zhizhina Elena Andreevna

Nizhny Novgorod state linguistic University named after N. A. Dobrolyubov, Nizhny Novgorod, Russia

e-mail: elenazhizhina200@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье предпринята попытка ответить на вопрос может ли дистанционное образование заменить очное обучение в школах и высших учебных заведениях. Средством для ответа на вопрос является ситуация, сложившаяся во всем мире, в связи с распространением вируса COVID-19, мнения студентов и школьников и их родителей о всеобщем образовании из дома. Кроме этого изучается само дистанционное обучение, история его появления, средства, методы обучения, проблемы и положительные стороны такого вида обучения.

Abstract: this article attempts to answer the question whether distance education can replace full-time education in schools and higher education institutions. The means to answer the question is the situation around the world, in connection with the spread of the COVID-19 virus, the opinions of students and school children and their parents about universal education from home. In addition, we study distance learning itself, the history of its appearance, tools, methods of training, problems and positive aspects of this type of training.

Ключевые слова: дистанционное образование, очное образование.

Keywords: distance education, full-time education.

Тематическая рубрика: Междисциплинарные науки.

 

Распространение нового вируса COVID-19, неожиданно вспыхнувшего на территории всего мира, изменил жизни многих людей. С марта 2020 года школы, колледжи, техникумы и университеты закрыты в целях предупреждения заражения этим вирусом, придумываются новые способы передачи информации с помощью современных технологий. Роль дистанционного образования растет в геометрической прогрессии.

Дадим определение дистанционному обучению (ДО):

ДО — это вид обучения, при котором учителя и учащиеся занимаются образовательным процессом на расстоянии, пользуясь специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

История дистанционного образования началась достаточно давно. Еще в 1728 году американский профессор Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем, благодаря чему стал первым человеком, организовавшим образовательный процесс на расстоянии. Именно его считают основателем дистанционного обучения. С того времени появилось огромное количество заочных школ. Такой вид обучения пользовался большой популярностью в Европе и США.

Почти через 200 лет начали появляться университеты, предлагающие дистанционные направления подготовки. Первым таким университетом считается Государственный Университет Пенсильвании, в 1922.

С развитием коммуникационных технологий ‑ радио в 1920-х гг. и телевидения в 1940-х гг., дистанционная форма обучения приобрела более широкие масштабы и начала активно развиваться. В 1960х годах оно получило международное признание. Начали разрабатываться телевизионные курсы и каналы. В 1963 году премьер-министр Англии Г. Вильсон объявил о создании «эфирного университета», который предполагал объединить все учебные заведения, использующие дистанционное образование. В 1969 году в Англии был создан Открытый университет (Open University). На сегодняшний день этот университет пользуется большой популярностью, в нем обучается свыше 200000 студентов из разных стран по различным направлениям. [1]

В России такой вид обучения появился сравнительно недавно. Официальная дата - 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволивший проводить эксперименты в сфере онлайн образования. Можно сказать, что пока что Россия значительно отстает в таком виде обучения, но современное развитие информационных технологий позволяет ей быстро наверстывать и заполнять пробелы. [2] 

Введение на территории России режима самоизоляции (март 2020 г.) подтолкнул развитие дистанционного образования к более быстрым темпам. Все пробелы и недостатки такого вида образования «обнажились», и мнение людей сразу же разделилось мнение относительно вопроса «А полезен ли вообще такой способ обучения?».

Разумеется, иного выхода нет, и всем приходится справляться и выживать в сложившейся ситуации. Главный источник знаний теперь – это интернет: он теперь и учитель, и друг.

Главные проблемы, с которыми сталкиваются теперь при обучении:

1. Слабый интернет, не позволяющий учащемуся осуществлять учебный процесс. Он не может выходить в онлайн-чаты и видеоконференции в связи с отсутствием дома достаточной скорости интернета.

2. «Заторможенность» электронных платформ, позволяющих выходить в видеоконференции. На начальной стадии, когда к дистанционному обучению 2020 года не были подключены школы, отзывы об этих платформах были достаточно позитивными. Однако, когда аудитория посетителей резко возросла за счет подключившихся к онлайн-образованию школ, работа серверов начала подводить.

Для сравнения: Известный сервер Zoom, позволяющий довольно удобно организовывать видео звонки, поделился статистикой посещений: в декабре 2019 года их аудитория состояла из 10 млн человек, в марте 2020 года она возросла до 200 млн.! Почти в 20 раз! 

И это только одна платформа. Таких достаточно много, и главная их задача теперь - обеспечить бесперебойную работу своих серверов. Огромное количество людей работает, а теперь и учатся с их помощью, и им на самом деле важно помочь людям продолжать их занятия.

3. Еще одной проблемой, с которой столкнулись люди, переходя на дистанционное образование, это отсутствие, или всего один компьютер, которым одновременно должны пользоваться несколько человек. Это действительно большая проблема, ведь осуществлять образовательную деятельность, не имея главного на сегодняшний день инструмента – компьютера, невозможно.

Отсутствие компьютера – нечастый случай, но невозможность выхода в сеть ввиду того, что компьютер занят другим, частое явление.

Все эти проблемы на данные момент пытаются решить, улучшить качество дистанционного обучения, путем внедрения новых программ и платформ. Некоторые университеты даже планируют создание собственных онлайн-платформ, которые могли бы сократить огромную аудиторию свободных бесплатных серверов, облегчив нагрузку и стабилизировав работу онлайн-серверов. Однако, это пока что в планах.

На основе проведенных социологических опросов студентов различных вузов был сделан вывод, что большинство хоть и видят все недостатки такого обучения, но все же принимают его, понимая сложившуюся ситуацию и угрозу распространения вируса. Но все же, есть мнение, что такой вид образования крайне неудобен и организация оставляет желать лучшего. Аналогичное мнение сложилось и у родителей школьников, на которых сложилась вся тяжесть дистанционного образования их детей. [4] 

Ни в коем случае, нельзя говорить, что у дистанционного образования есть только недостатки. Это достаточно удобная система, помогающая получить образование людям, которые по разным причинам не могут обучаться очно. Такой вид образования позволяет осуществлять непрерывное образование, вне зависимости от возраста человека. ДО вполне может быть хорошей альтернативой очному образованию, поэтому всеобщее обучение «из дома» не сильно повлияет на успеваемость. Общение между обучающимися и преподавателями происходит, образовательный процесс продолжается.

Можно сказать, что в целом сделана огромная работа, чтобы создать и организовать все это. Но нельзя отрицать, что технические предметы, требующие больших расчетов и доказательств, во многом несут потери, ведь показать и объяснить что-то, ответить на вопросы, возникающие по мере изучения какой-либо задачи, в большинстве своем, практически невозможно. Предметы же, которые, в основном требуют обсуждения, устных ответов, продолжают в таком же режиме, разница лишь в том, что теперь общение происходит с помощью компьютера, что не всем приходится по душе: никакой компьютер не заменит живого общения.

Распространение коронавируса позволило увидеть, каким бы выглядел образовательный процесс, если бы очное образование полностью отменилось (существуют проекты образования, содержащие в своей основе такие планы). Но, по моему мнению, такой вид образования непрактичен: в первую очередь необходимо не столько само образование, сколько социализация человека, живое общение человека с другими, участие в различных сферах жизни, которые предлагают образовательные организации. ДО может быть хорошим дополнением, способом повышения уровней знаний, потому что реальное образование не может происходить вне общества.

 

Использованная литература:

1. Петькова Ю.Р. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МООС // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 3. – С. 199-204

2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д.:Мысль, 1999.368 с.