Понятие должностных преступлений, их классификация

Дата публикации: 2020-05-26 11:16:58
Статью разместил(а):
Кажкенов Асет Дулатович

Понятие должностных преступлений, их классификация

The concept of misconduct, their classification

Авторы:

Мусипова Динара Маратовна

Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: mu-si-po-va@mail.ru

Musipova Dinara Maratovna

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: mu-si-po-va@mail.ru 

Кажкенов Асет Дулатович

Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: kazhkenov88@mail.ru

Kazhkenov Aset Dulatovich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: kazhkenov88@mail.ru  

 

Аннотация: Рассматриваются преступления лиц, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата и приравненные к должностным преступлениям и влекущие за собой общественной опасные деяния, связанные со служебным положением.

Abstract: Crimes of persons are considered that encroach on the normal activity of the state or municipal apparatus and are equated with official crimes and entailing public dangerous acts related to official position.

Ключевые слова:злоупотребление служебным положением, должностное преступление, должностное лицо, уголовная ответственность.

Keywords: malpractice, misconduct, official, criminal liability.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

На современном этапе развития нашей страны, характеризующемся реформированием всех сторон государственной жизни, дополнительная ответственность по соблюдению законности, прав и свобод граждан, интересов государства возлагается на всех должностных лиц. Выполнение надлежащим образом своих профессиональных обязанностей лицами, занимающими государственные должности, выступает важнейшим средством, с помощью которого реализуется функция обеспечения законности и правопорядка в обществе.

Общественная опасность должностных преступлений заключается в том, что эти преступления совершаются теми должностными лицами, на которых в первую очередь лежит обязанность соблюдения закона. На степень общественной опасности влияет и то обстоятельство, что произвол со стороны органов власти порождает недоверие в социальную справедливость; подрывает престиж и авторитет власти; посягает на индивидуальную свободу и законные интересы личности.

Рассматривая динамику должностных преступлений, можно свидетельствовать, что сегодня она приобрела поистине катастрофические масштабы. Особое распространение получили факты служебного подлога, получения взятки, злоупотребления должностными полномочиями. Однако, учитывая высокий уровень латентности, присущий этой категории преступлений, можно предположить, что приведенные данные далеки от реальности, что подтверждает высокую общественную опасность указанных деяний [1, 29].

Современная криминогенная ситуация в области осуществления должностных полномочий представляет реальную угрозу
социально-экономическому развитию государства, его политической стабильности, которая, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью национальной безопасности.

Наиболее часто встречаемым видом преступлений из группы должностных деяний как в отечественной, так и мировой практике, является злоупотребление должностными преступлениями, меры пресечения которого определены в статье 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В соответствии с данным документом, под таковым преступлением понимается «Использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан
или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства» [2].

Степень наносимого ущерба от данного преступления заключается в нанесении вреда механизму функционирования системы государственной власти на всех ее уровнях, включая муниципальное образование и местное.

Преступление, совершенное лицами при исполнении своих должностных обязательств, может описывать самые разные преступления, но все они, как правило, связаны с преступлением, совершенным с помощью обмана и мотивированным финансовой выгодой. Наиболее распространенными преступлениями являются различные виды мошенничества, растраты, уклонения от уплаты налогов и отмывания денег. Многие виды мошенничества попадают в русло преступлений, включая схемы «отмывания денег» и мошенничество с ценными бумагами, такие как инсайдерская торговля. Более распространенные преступления, такие как страховое мошенничество и уклонение от уплаты налогов, также являются преступлениями совершаемые при исполнении должностных полномочий.

Рассмотрим наиболее распространенные виды преступлений, которые обычно приравнивают к должностным преступлениям.

Мошенничество с ценными бумагами. Мошенничество с ценными бумагами имеет много разновидностей, но одним из распространенных типов является «инсайдерская торговля», при которой лицо, обладающее внутренней информацией о компании или инвестициях, обменивает эту информацию в нарушение обязанности или обязательства. Например, руководитель, которому известна конфиденциальная информация о предстоящем отчете о прибылях и убытках компании, решает продать часть своих акций в компании. Это будет считаться мошенничеством с ценными бумагами, в частности, инсайдерская торговля.

Другой тип мошенничества с ценными бумагами возникает, когда лицо ищет инвестиции в компании, сознательно искажая перспективы, благосостояние или финансовую возможность компании. Предлагая инвестору вкладывать деньги на основании ложной или вводящей в заблуждение информации, компания и отдельные лица в ней совершают мошенничество с ценными бумагами. Ложные или вводящие в заблуждение заявления в публичных отчетах публичных компаний также могут представлять собой мошенничество с ценными бумагами.

Многие виды мошеннических схем, включая мошенничество с ипотекой и страховое мошенничество, являются одними из наиболее распространенных должностных преступлений. Они могут быть такими же распространенными, как и для лиц, вступающих в систему страхования, для ненадлежащего сбора страхового полиса после того, как они включены
в материалы заявления. Они также могут распространяться на более масштабные схемы бизнеса, с целью обмана своих клиентов или других лиц на рынке.

Схемы «отмывания денежных средств» и другие связанные с бизнесом мошенничества, направленные на то, чтобы обманным путем отобрать деньги у инвесторов, являются одними из самых известных преступлений. Они могут принимать все формы и размеры.

Например, растрата – это преступление хищения, которое заключается в ненадлежащем использовании и растрате вверенного имущества или денежных средств. Наиболее распространенным примером является действия сотрудников финансовых организаций, которые, пользуясь должностными полномочиями, осуществляют перевод денежных средств
от клиентов или же из фонда организации на личный счет. Однако хищение может принимать разные формы. Адвокаты, которые ненадлежащим образом используют средства клиентов, так же совершают растрату. Аналогичные действия осуществляют инвестиционные консультанты, которые ненадлежащим образом используют средства клиентов, которых им поручено защищать.

Уклонение от уплаты налогов. Уголовное уклонение от уплаты налогов является так же преступлением, с помощью которого преступник пытается уклониться от уплаты налогов. Уклонение от налогов может варьироваться от простой подачи налоговых форм с ложной информацией до незаконной передачи собственности, чтобы избежать налоговых обязательств. Частные лица, а также предприятия могут совершать преступные уклонения от уплаты налогов. Как и в случае с мошенничеством, существует множество способов уклонения от уплаты налогов.

Отмывание денег – это преступный акт фильтрации незаконно полученных («грязных») денег ряда транзакций, призванных перевести средства в разряд «законных» («чистых»). Отмывание денег часто включает три этапа:

- во-первых, деньги депонируются в финансовом учреждении, таком как банк или брокерская компания;

- затем деньги отделяются от их незаконного происхождения слоями часто сложных транзакций, что затрудняет отслеживание «грязных» денег;

- третий шаг – интеграция, именно здесь недавно «очищенные» деньги смешиваются с легально полученными деньгами, часто путем покупки или продажи активов.

Функциональная характеристика должностного лица заключается в возможности выполнения им организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций или функций представителя власти. Организационно-распорядительные функции должностного лица заключаются в совершении им действий по организации поведения
и деятельности граждан, связанных с должностным лицом едиными ведомственными рамками. Административно-хозяйственные функции должностного лица заключаются в осуществлении им полномочий по ответственному управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, обеспечению контроля над этими операциями. Должностным лицом-представителем власти признается лицо, наделенное в установленном законом порядке властными полномочиями
в отношении лиц, не связанных с ним ведомственными рамками.  

В тоже время имеют место быть и политические преступления. Политическое преступление – это преступление, совершенное с целью причинения вреда государственному или местному правительству при определенных условиях.  

Политическое преступление – это любое преступление, которое было совершено с целью причинения вреда государству, правительству или политической системе государства. Это означает, что преступление, совершенное политиком, не обязательно является политическим преступлением. Если член Парламента совершит неправомерные действия относительно своей супруги и в рамках своей семьи, то он совершит преступление домашнего насилия. Если тот же член Парламента берет взятку, чтобы отстаивать закон в пользу той или иной корпорации, то данный факт приравнивается политическому преступлению.

Это означает, что, хотя насилие может быть частью политических преступлений, оно может носить ненасильственный характер. Хотя в некоторых странах нет категории преступлений, которая относится исключительно к политическим преступлениям, они имели место быть в прошлом, и отдельные лица продолжают подвергаться судебному преследованию и осуждению.  

Рассмотрим распространенные виды политических преступлений.  

Подкуп – передача денег или активов политическому деятелю в обмен на то, чтобы это лицо проголосовало или выступило от имени определенного закона или системы убеждений. Это действие приравнивается к преступному преступлению, потому что политический деятель делает это ради собственной выгоды, а не ради своих личных идеалов или в интересах граждан государства.

Измена – действие, при котором человек делает что-то, чтобы преднамеренно предать свою страну. Это может быть что угодно,
от убийства политического деятеля до утечки государственных секретов в другую страну.

Подстрекательство к мятежу – это процесс, когда группа людей желает создать революционные движения и призывает население к митингам против власти и режиму правления.

Шпионаж – противозаконная разведывательная деятельность, с целью похищение официально засекреченной информации (государственной тайны).

Социальная сущность деяний лиц, состоящих на государственной службе, и лиц, исполняющих соответствующие должностные функции в различных общественных организациях и коммерческих структурах, не одинакова. И в самом деле, должностные лица органов государственного аппарата, злоупотребляя предоставленными им полномочиями, посягают на интересы государственной службы, нарушают нормальную деятельность государственных аппаратов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также аппаратов местных органов власти и управления, подрывая их авторитет в глазах членов нашего общества, что в итоге приводит к ослаблению государственной власти.

Таким образом, суждения, высказанные в уголовно-правовой литературе по вопросу общего понятия должностных преступлений, позволяют сделать вывод, что эта проблема вызывает оживленный интерес ученых науки уголовного права, носит в определенной степени исторический характер, поэтому его дальнейшая научная разработка представляется актуальной
для теории уголовного права и практики применения закона.

 

Список литературы:

1. Лысов М.Д. «Наказание и его применение за должностные преступления». / Казань. изд.: «Печать». 2007. С. 214.

2. Бриллиантов А. В. «Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного лица». // Российский следователь. 2016. № 9. С. 6-10.

3. Андреева Е. Г. «Служебные преступления в сфере частной охранной и детективной деятельности». / Москва. изд.: «Статут». 2016. С. 211.