Виды структурированных финансовых продуктов в России и за рубежом

Дата публикации: 2020-05-30 16:04:36
Статью разместил(а):
Левицкая Анна Игоревна

Виды структурированных финансовых продуктов в России и за рубежом

Types of structured financial products in Russia and abroad

Автор: Левицкая Анна Игоревна

Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия. 

e-mail: annalev1595@mail.ru

Levitskaya Anna Igorevna

Russian customs Academy, Lyubertsy, Russia

e-mail: annalev1595@mail.ru

Аннотация: В статье представлена классификация, которая обобщает большинство европейских структурированных продуктов, выделены преимущества и недостатки структурированных продуктов для инвесторов.

Abstract: the article presents a classification that summarizes the majority of European structured products, highlights the advantages and disadvantages of structured products for investors.

Ключевые слова: классификация структурированных продуктов, уровень допустимого риска, рыночные тенденции, нефинансовые составляющие.

Keywords: classification of structured products, acceptable risk level, market trends, non-financial components.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

Структурированный продукт представляет собой сложный комплексный финансовый продукт, отражающий инвестиционную стратегию, которая сформирована посредством комбинации характеристик нескольких простых финансовых инструментов для решения задач, выполнение которых невозможно за счет использования традиционных финансовых инструментов.

В настоящее время существует множество разработанных классификаций структурированных продуктов, к примеру, классификация, предоставляемая Швейцарской Ассоциацией Структурированных Продуктов (SSPA). 

Данная классификация обобщает большинство европейских структурированных продуктов, эмитированных банками-членами ассоциации. Также стоит отметить, что рассмотренная выше классификация также применяется европейской ассоциацией. Однако она не является универсальной, поскольку рынок постоянно развивается, появляются новые типы продуктов, к тому же, данная классификация не отражает всех признаков, по которым можно разделять струкурированные продукты. В связи с этим, выделим наиболее популярные критерии, по которым можно систематизировать структурированные продукты и оформим их в виде таблицы:

Таблица 1. Классификация структурированных продуктов.

Критерий

Варианты и их описание

1. Цели и задачи инвесторов

Защита сбережений;

Получение инвестиционного дохода;

Хеджирование рисков;

Диверсификация вложений;

Получение доступа на рынки зарубежных активов и др.

2. Основные компоненты

Инструменты с фиксированным доходом;

-Товарные контракты;

Производные инструменты, привязанные к курсам валют;

Производные инструменты, привязанные к собственному капиталу;

Процентные ставки;

Нефинансовые составляющие.

3. Благоприятные для инвестора рыночные тенденции

Рост котировок;

Снижение котировок;

Боковой тренд;

Высокая волатильность;

Низкая волатильность;

Движение котировок относительно других котировок.

4. Уровень допустимого риска

100% гарантия возврата капитала;

Частичная гарантия возврата вложений;

Гарантия возврата капитала отсутствует или является условной.

5. Форма выпуска

- Облигация;

- Вексель;

- Внебиржевой договор;

Договор доверительного управления;

Индексируемый депозит и т.д.

6. Наличие дополнительных условий

Барьер;

Пороговые значения;

-Диапазон участия и т.д.

 

Все структурированные продукты также разделяются по составу и сложности формирования. Многими исследователями выделяются 3 группы продуктов в рамках классификации по данному критерию:

1. Стандартные структурированные продукты.

2. Структурированные продукты, включающие в себя различные комбинации более сложных производных инструментов, нежели стандартных опционных контрактов.

3. Структурированные продукты с дополнительным доходом.

Подводя некий итог, можно выделить преимущества и недостатки структурированных продуктов для инвесторов.

Преимущества:

а) Защита инвестиций. Риск инвестирования в структурированные продукты с полной и с частичной защитой жестко ограничен, либо вовсе отсутствует.

б) Заранее оговорены формулы для расчета доходности. Инвестор может сам посчитать доходность в зависимости от цены базового актива.

в) Оптимальное соотношение риска и доходности.

г) Фиксированные сроки инвестирования. Срок инвестирования всегда оговорен заранее. Прибыль фиксируется в дату исполнения.

д) Инвестор может зарабатывать не только на росте или падении цен. В отличие от инвестиций в базовый актив, структурированные продукты позволяют получить доход, даже если цена базового актива не изменится к концу срока инвестирования (например, продукты с пороговыми значениями). Таким образом, структурированные продукты позволяют зарабатывать на реализации различных сценариев поведения цен: если цена вырастет, снизится, не изменится.

е) Структурированные продукты предоставляют инвесторам возможность диверсификации вложений.

ж) Продукт не требует управления. Инвестору предлагается «упакованный» продукт с заранее определёнными условиями расчета доходности. Размер дохода зависит от цены базового актива, достигнутой в определенный момент времени. В итоге, с одной стороны, прозрачны параметры продукта (четко определены и заданы условия продукта). С другой - исключен риск ошибки управляющего.

Недостатки:

а) Есть риск не заработать по продуктам с полной защитой капитала, потерять часть вложенных средств по продуктам с частичной защитой капитала.

б) Риск снижения стоимости капитала с течением времени (в условиях развивающейся инфляции).

в) По продуктам с возможностью поставки есть риск ликвидности (если акции будут поставлены по завышенной цене).

г) Срок инвестирования не всегда является гибким параметром.

д) Досрочное расторжение не эффективно, поскольку размер дохода или убытка при досрочном погашении сложно спрогнозировать, так как результат инвестирования в этом случае зависит не только от цены базового актива, но и от ряда других факторов.

Таким образом, были исследованы наиболее часто встречаемые типы структурированных продуктов. Однако, в связи с развитием как рынка структурированных продуктов в частности, так и в принципе фондового рынка – появляются всё новые продукты, характеризующиеся более сложным составом.

 

Список литературы:

1. Беломытцева О.С. Развитие системы инвестиционных налоговых вычетов в Российской Федерации для стимулирования инвестиций в ценные бумаги // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 2 (34) С. 99-113.

2. Березина Н.Н. Формирование структурированного продукта как безрискового инструмента // Вестник финансовой академии. 2016. № 2. С. 65-72.

3. Данзюрюн Б.Д. Основные проблемы развития рынка структурированных продуктов в российскомзаконодательстве и некоторые рекомендации по их решению // Финансовая деятельность, 2014. № 27. C. 49.

4. Иванова А.С. Выбор частного инвестора: структурированный продукт или банковский депозит // Сборник статей международной научно-практической конференции «Аэтерна», 2017. №1. С.159.

5. Краснянская А.П. Инвестирование в структурированные продукты: перспективы развития // Вестник СамГУ, 2016. №6(140). С. 129.

6. Сафонова Т.Ю. Принципы налогообложения структурных инструментов на основе ПФИ // Финансовый журнал, 2016. №2(30). С. 64.