Роль охраны труда на железнодорожном транспорте
Роль охраны труда на железнодорожном транспорте
The role of labor protection in railway transport
Авторы:
Пичкалева Светлана Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
sveta29x@mail.ru
Pichkaleva Svetlana Yuryevna
Vyatka state University, Kirov, Russia
sveta29x@mail.ru
Бузиков Шамиль Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры строительного производства ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
usr10012@vyatsu.ru
SPIN-код 3833-2048, Author ID: 72185
Buzikov Shamil Viktorovich
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Construction Production, Vyatka State University, Kirov, Russia
usr10012@vyatsu.ru
SPIN-код 3833-2048, Author Id: 72185
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы охраны труда на железнодорожном транспорте, так же показаны основные направления государственной политики в данной области. Осуществлен обзор нормативно-правовых источников, определяющих вопросы охраны труда. Показаны методы совершенствования организации труда, производства, дисциплины и соблюдения требований правил технической эксплуатации железных дорог.
Abstract: This article discusses the issues of labor protection in railway transport, as well as shows the main directions of state policy in this area. A review of regulatory and legal sources defining labor protection issues has been carried out. The methods of improving the organization of labor, production, discipline and compliance with the requirements of the rules of technical operation of railways are shown.
Ключевые слова: техника безопасности, безопасность персонала, охрана труда, производственный травматизм, железнодорожный транспорт, правила по охране труда.
Keywords: safety, personnel safety, labor protection, industrial injuries, railway transport, labor protection rules.
Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.
За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительной и микропроцессорной техники.
Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплуатационной работы. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на железнодорожном транспорте. Особую остроту приобретают проблемы безопасности движения и эксплуатации железных дорог.
В действующем Трудовом кодексе Российской Федерации сказано, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя, т.е. на первого руководителя.
На железнодорожном транспорте указанные требования закона нашли воплощение в Отраслевом тарифном соглашении. Вопросы дальнейшего улучшения условий труда железнодорожников, в том числе и работников локомотивного и путевого хозяйств, находятся в центре внимания хозяйственных и профсоюзных организаций и предприятий ОАО «РЖД».
Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев с тяжелым исходом происходит из-за наезда подвижного состава на работающих, причем более половины из них допущено вследствие несвоевременного прекращения работ и схода работников с пути при приближении поезда. Основными организационными причинами травматизма на железнодорожном транспорте являются неудовлетворительная организация работ, нарушение действующих правил (невыдача предупреждений локомотивным бригадам, неподача оповестительных сигналов и т.д.) и технологических процессов, а также серьезные недостатки в обучении работающих безопасным приемам труда.
Обобщенный анализ производственного травматизма позволяет сделать вывод о том, что основой предупреждения травматизма на железнодорожном транспорте является постоянное совершенствование организации труда и производства, четкость и слаженность в работе внутри хозяйств и с представителями других служб, укрепление трудовой и производственной дисциплины, строгое соблюдение требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, государственных стандартов безопасности труда, правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, инструкций по охране труда для основных железнодорожных профессий.
Организацию разработки нормативных актов по охране труда в ОАО «РЖД» осуществляют службы, дирекции, отделения, центры, структурные и другие подразделения дороги. Разработка положений, инструкций и других нормативных документов по охране труда в отделениях, дирекциях, службах, центрах и структурных подразделениях дороги осуществляется на основании приказа соответствующего руководителя.
Инструкции по охране труда для работников вносятся в перечень и разрабатываются исходя из их профессии, конкретного рабочего места или видов выполняемой работы. Профессии, должности вносятся согласно штатному расписанию подразделения.
Инструкция по охране труда для работника (по профессии или отдельному виду выполняемой работы) разрабатывается на основе отраслевой типовой инструкции по охране труда, содержащей государственные нормативные требования охраны труда, а при ее отсутствии – на базе правил по охране труда и других нормативных правовых актов, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, технической и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства.
Устойчивое снижение уровня производственного травматизма возможно только в тех организациях, где усилия всех работающих направлены на коллективный поиск путей предупреждения травматизма и создание обстановки нетерпимости к нарушениям правил безопасности.
Система воспитания должна быть такой, чтобы каждый человек проникся важностью вопросов безопасности и их жизненной необходимостью в производственной деятельности и быту. Рабочие должны быть твердо убеждены, что обеспечение безопасности труда является приоритетным среди всех основных производственных вопросов. Рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой верит в это его непосредственный руководитель.
Основными задачами службы охраны труда являются:
1) проведение политики в области охраны труда и промышленной безопасности, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
2) обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
3) осуществление контроля законодательства РФ, нормативных документов ОАО «РЖД» и нормативных документов в области охраны труда и промышленной безопасности;
4) методическое руководство и координация деятельности по вопросам охраны труда, промышленной безопасности и непроизводственного травматизма.
Таким образом, можно сделать вывод, что охрана труда на железнодорожном транспорте играет важную роль в организации безопасных условий труда, служит профилактикой производственного травматизма, организует контроль выполнения технологий безопасного производства работ.
Список литературы:
1. Девисилов В.А. Охрана труда / В.А.Девисилов. - М.: ИНФРА, 2004.
2. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте. Учебник [Текст] – М.: Транспорт, 2008.
3. Катин В.Д., Королев Э.А., Тесленко И.М. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учеб. Пособие – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007.
4. Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. – М.: Норма, 2009.
5. Охрана труда и основы экологии на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве [Текст] / под ред. В.С. Крутякова. - М.: Транспорт, 1993.