Коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР

Дата публикации: 2021-03-24 21:39:11
Статью разместил(а):
Смирнова Галина Сергеевна

Коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи

Correction of violations of semantic perception of speech utterance in younger students with General speech underdevelopment

 

Автор: Смирнова Галина Сергеевна

ФБГБОУ ВО «ВятГУ», г. Киров, Россия

e-mail: g-s-smirnova.ru@yandex.ru

Smirnova Galina Sergeevna

Vyatka state University, Kirov, Russia

e-mail: g-s-smirnova.ru@yandex.ru

 

Аннотация. В статье указывается о том, что результатом восприятия речевого высказывания является понимание. Благодаря восприятию и пониманию речи окружающих возможно общение. Наиболее уязвимым восприятие речевого высказывания бывает у детей с различными нарушениями речи. В таких случаях необходима коррекция. Проведено исследование и приведены рекомендации по коррекции нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Abstract: The article points out that the result of the perception of a speech utterance is understanding. Thanks to the perception and understanding of the speech of others, communication is possible. The most vulnerable perception of speech utterance is in children with various speech disorders. In such cases, a correction is necessary. The study is conducted and recommendations are given for the correction of violations of the semantic perception of speech utterance in younger schoolchildren with general speech underdevelopment.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младший школьник, смысловое восприятие.

Keywords: general speech underdevelopment, primary school student, semantic perception.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Человеческое восприятие всегда сугубо индивидуально. Восприятие речевого высказывания яркое тому подтверждение. Результатом восприятия речевого высказывания является понимание. Благодаря восприятию и пониманию речи окружающих возможно общение. Довольно часто приходится наблюдать, когда несколько слушателей из одновременно услышанного высказывания получают для себя несколько различную информацию. Каждый из них несколько иначе, чем другие слушатели, понимают говорящего. Особенно ярко индивидуальность восприятия речевого высказывания проявляется в детском возрасте.

Нередко случается, что дети слушают объявление учителя все вместе, а потом начинают спорить, о чем же им было сказано. Одни дети могут дольше полноценно воспринимать речевое высказывание, другие теряют нить рассуждения довольно быстро и бывают не в состоянии понять, о чем говорит взрослый. Наиболее уязвимым восприятие речевого высказывания бывает у детей с различными нарушениями речи [2].

Были обследованы учащиеся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на предмет смыслового восприятия речевого высказывания. Использовалась методика Е.Г. Биевой «Факторы, влияющие на понимание текстов» [4].

Методика включает в себя три серии. В первой серии изучалось восприятие слов, имевших сходство по акустическому признаку, с одной стороны, и по категориально-семантическому признаку, с другой стороны.

Вторая серия констатирующего эксперимента была направлена на исследование особенностей смыслового восприятия речевого материала на уровне фразы. В качестве параметра оценки процессов декодирования была выбрана степень понимания различных типов логико-грамматических конструкций языка.

Третья серия экспериментального исследования была ориентирована на изучение особенностей смыслового восприятия детьми с ОНР связного речевого высказывания - текста со скрытым смыслом. Основными параметрами оценки процессов декодирования выступили: степень понимания текста, характер вычленения скрытого смысла, эффективность использования вербальных опор, характер моделирования собственного рассказа.

Было выделено три вида стратегий ответов учащихся в первой серии: 1) Семантическая стратегия, направленная на расшифровку лексического значения слова с опорой на анализ его семантического ядра 58,4%; 2) Структурно-акустическая стратегия, ориентированная на анализ звукослоговой структуры слова, предполагающая выделение фонетических эталонов в качестве значимых признаков смысловой обработки – 25%; 3) Немотивированная стратегия, реализующаяся в ситуации, когда при наличии ответа у ребенка отсутствует объяснение принципа выбора слова – 16,6%.

В ходе эксперимента декодирование логико-грамматических конструкций (2 серия) испытуемыми сопровождалось появлением в их ответах ошибок трех типов: - ошибки лексико-грамматического плана 36,4%; - ошибки семантического плана 54,5%; - отсутствие продуктивного ответа 9,1%.

В ходе проведения третьей серии констатирующего эксперимента были зафиксированы типы ошибок смысловой обработки текста: ошибки лексико-грамматического плана 40,9 %; ошибки семантического плана 31,8 %; отсутствие продуктивного ответа 27,3%.

На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по коррекции нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Основная задача первого этапа - активизация мотивационных познавательных, личностных ресурсов ребенка до знакомства непосредственно с содержанием, подготовка его к основной деятельности – восприятию или чтению текста [1]. Здесь проводится анализ околотекстового пространства, включаются ведущие механизмы речевой деятельности – прогнозирования, ассоциирования, смысловых опор. Среди заданий можно отметить следующие:

1. Прогнозирование содержания текста по смысловым опорам.

2. Актуализация знаний о предмете, герое, явлении, качестве и т.д.

3. Актуализация кругозора.

4. Рисование на основе прогнозирования (опираясь на текст, нарисовать героя, явление так, как себе представляет ребенок).

На втором этапе осуществляется непосредственное обучение младших школьников с ОНР пониманию смысла, услышанного или прочитанного текста на основе анализа формально смысловых и глубинно-смысловых его структур. Упражнения данного этапа ориентированы преимущественно на формирование стратегий смысловой обработки текста у младших школьников с ОНР, основанных на знании о лингвистических и смысловых правилах организации текста.

К заданиям и упражнениям этого этапа коррекционно-развивающей работы могут быть отнесены:

1. Заполнение смысловых пропусков в тексте с помощью опор.

2. Восстановление событий в тексте (когда в тексте отсутствует концовка и ребенок самостоятельно додумывает, придумывает конец истории).

3. Анализ смысловых опор текста (подобрать заглавие по смыслу).

4. Верификация намеренно включенных в текст ошибок.

На третьем этапе выполняются послетекстовые задания, направленные на соотнесение гипотезы, которая была сформулирована ребенком на первом этапе (О чем будет текст? Кто главный герой?), с реальным содержанием текста и оценку своей деятельности.

Особенно значимым этот этап является для детей с ОНР. Критический подход к оценке своей деятельности, особенно такой сложной, как чтение, не позволяют этим детям видеть свои ошибки, анализировать их, дабы не повторять их в следующий раз.

Задания и упражнения третьего этапа обучения, таким образом, позволяют научить детей следить за ходом своих мыслей во время восприятия текста на слух или его чтения, более точно планировать и прогнозировать развитие событий, соотносить полученную информацию с тем опытом, который имеет каждый отдельный ребенок. Во многом эти упражнения способствуют развитию у ребенка умения посмотреть на себя со стороны, оценить свои успехи и трудности, становлению адекватной самооценки.

Среди заданий третьего этапа наиболее важными я считаю:

1. Обсуждение полученных знаний (ребенок рассказывает, что нового он узнал из рассказа о предмете, герое, явлении).

2. Связь полученных знаний с личным опытом.

3. Применение полученных знаний (совместные с ребенком рассуждения, где ему может пригодиться информация, полученная из текста).

4. Оценка эмоционального отношения к прочитанному (ребенок рассказывает, как он относится к рассказу, что ему понравилось, что не понравилось.)

5. Самооценка, рефлексия (что было сложно ребенку в работе с текстом, что помогло ему понять текст).

Всё это формирует в ученике необходимые качества для работы с воспринимаемым на слух или читаемым текстом, погружает его в суть текста, углубляет познания и интересы, расширяет возможности реализации полученных знаний в других ситуациях. Это составляет стабильную основу для развития полноценной учебной деятельности младшего школьника с ОНР.

 

Список литературы:

1. Бабина, Г.В. Оценка интонационного восприятия школьников с недоразвитием речи в процессе текстовой деятельности [Текст] / Г.В. Бабина, А.С. Соболь // Наука и школа – 2016. – № 2. – С. 96-104.

2. Кирилина Д.О. К вопросу о проблеме нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР. [Текст] / Д.О. Кириллина // MODERN SCIENCE. – М.: Изд-во «Научноинформационный издательский центр "Институт стратегических исследований» (Москва), 2019. – № –6 –С. 32-34.

3. Халилова Л.Б. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии [Текст] / Л.Б. Халилова, А.С. Володина // Народное образование. Педагогика. М.: Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1 – С. 90-95.

4. Шулекина Ю.А. Стратегии смыслового восприятия речи младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю.А. Шулекина // Системная психология и социология. М.: Московский городской педагогический университет. – 2013 – № 6 – С. 33-41.