Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Концепции, критерии, уровни, показатели и условия психологической безопасности образовательной среды

Дата публикации: 2024-04-27 09:58:00
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Концепции, критерии, уровни, показатели и условия психологической безопасности образовательной среды

Concepts, criteria, levels, indicators and conditions of psychological safety of the educational environment

 

Автор: Васфиева Альбина Нафисовна

ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий», г. Москва, Россия

Vasfieva Albina Nafisovna

Russian State University of Social Technologies, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные характеризующие элементы психологической безопасности образовательной среды; изучены основные концепции и критерии психологической безопасности образовательной среды, ее уровни, показатели и условия.

Abstract: The article considers the main characterizing elements of the psychological safety of the educational environment; the basic concepts and criteria of the psychological safety of the educational environment, its levels, indicators and conditions are studied.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, концепции и критерии психологической безопасности образовательной среды, уровни, показатели и условия психологической безопасности образовательной среды.

Keywords: educational environment, psychological safety, concepts and criteria of psychological safety of the educational environment, levels, indicators and conditions of psychological safety of the educational environment..

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В психологической безопасности образовательной среды существует несколько ключевых аспектов, которые важно учитывать для обеспечения здоровья и благополучия обучающихся.

Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы [5]:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что образовательное учреждение как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» - личность, способную к самоактуализации, - должна создавать стабильные условия для его производства, использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты созданы для контроля над человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала.

2. Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. В психологическом смысле - это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3. Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т.е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия.

4. Психологическую безопасность образовательной среды необходимо обеспечить. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании.

Концепция психологической безопасности образовательной среды включает в себя ряд важных положений, которые направлены на обеспечение благоприятного и поддерживающего учебного окружения для всех его участников. Ниже приведены основные положения данной концепции:

- поддержка эмоционального благополучия - признание важности эмоционального здоровья учащихся, преподавателей и других работников учебного заведения. Обеспечение поддержки, уважения и заботы для создания атмосферы внимания к эмоциональным потребностям каждого;

- профилактика дискриминации и насилия - разработка стратегий и мер по предотвращению любых форм дискриминации, издевательств, насилия и других негативных поведенческих проявлений в образовательной среде;

- обеспечение доступа к поддержке - гарантирование доступности квалифицированной психологической помощи и консультирования для тех, кто нуждается в поддержке и помощи в решении психологических проблем;

- развитие навыков общения и конфликтологии - проведение мероприятий и тренингов по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, умению управлять эмоциями и разрешать конфликты конструктивным образом;

- создание безопасной обучающей среды - разработка мер по обеспечению безопасности и комфорта всех участников учебного процесса, а также поддержание условий для свободного выражения мнений и идей;

- развитие позитивной образовательной культуры - содействие формированию культуры уважения, толерантности, справедливости и взаимопонимания в учебном заведении.

Эти положения объединены с целью создания психологически безопасной образовательной среды, способствующей успешному обучению, развитию личности и укреплению психологического благополучия всех участников учебного процесса.

Критерии психологической безопасности образовательной среды включают набор стандартов и оценочных показателей, которые помогают оценить уровень психологической безопасности в учебном заведении.

К критериям психологической безопасности образовательной среды следует отнести:

1) защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм;

2) референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие (эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения);

3) уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия. Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности [5].

Психологическая безопасность в психологии рассматривается на разных уровнях [1]:

- на уровне общества - как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни;

- на уровне локальной среды обитания – это семья, ближайшее окружение, референтные группы, учебные группы;

- на уровне личности, на котором возникает переживание защищенности либо незащищенности; выявляется наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям; возникает понимание и представление о психологическом насилии и о совладании с его психотравмирующими формами; формируются конкретные поведенческие акты, способствующие (или препятствующие) саморазрушению или собственному конструктивному устойчивому развитию, а также безопасности другого.

Кроме того, уровни психологической безопасности образовательной среды могут быть представлены следующим образом:

- индивидуальный уровень - этот уровень включает в себя психологическое благополучие каждого отдельного участника образовательной среды, включая студентов, преподавателей и других работников учебного заведения. Это связано с уровнем самосознания, уверенности, психологической подготовки и способности преодолевать стрессовые ситуации;

- межличностный уровень - этот уровень связан с качеством взаимодействия между участниками образовательного процесса. Важным аспектом является создание поддерживающих отношений, эмпатии, понимания и уважения друг к другу. Это также включает в себя предотвращение конфликтов, разрешение недоразумений и поддержку взаимопомощи;

- коллективный уровень - этот уровень касается общей атмосферы и культуры в учебном заведении. Создание безопасной и поддерживающей среды, где приняты ценности толерантности, уважения и разнообразия. Это также включает в себя разработку программ и мероприятий, направленных на поддержку психологического благополучия всего образовательного сообщества;

- структурный уровень - этот уровень связан с политиками, процедурами и ресурсами, предоставляемыми учебным заведением для обеспечения психологической безопасности. Это включает в себя наличие профессиональных психологических служб, консультаций, программ по профилактике дискриминации и насилия, а также средств для разрешения конфликтов.

Каждый уровень взаимосвязан с остальными и играет важную роль в обеспечении психологической безопасности образовательной среды. Создание эффективных механизмов поддержки на каждом из этих уровней способствует формированию благоприятной образовательной среды для всех участников.

Показателями психологической безопасности образовательной среды являются [2]:

- отсутствие психологического насилия (унижений, травли и др.) среди участников образовательных отношений;

- удовлетворенность обучающихся деятельностью, в которую они включены;

- доброжелательная атмосфера в коллективе обучающихся, обеспечивающаяся уважительным отношением педагогических работников к мнениям детей, тактичными реакциями на ошибки, проступки обучающихся, поощрением самостоятельности в процессе обучения, внеклассной деятельности, дружественными взаимоотношениями внутри класса и др.;

- выраженная увлеченность обучающихся процессом обучения;

- поддержание преемственности воспитательного процесса в образовательной организации и в семье, обеспечение совместными усилиями родителей (законных представителей) и педагогов воспитательной системы, в которой отсутствуют внутренние противоречия.

Приведенные характеристики психологической безопасности образовательной среды могут обеспечиваться с помощью организации следующих условий [4]:

- осуществления психолого-педагогического воздействия на участников образовательных отношений, направленного на гуманизацию их взаимоотношений в процессе обучения и воспитания;

- своевременной и необходимой помощи обучающимся при возникновении различных социальных, психолого-педагогических проблем, например, в межличностных отношениях, трудностей в процессе социализации, неблагоприятных эмоциональных переживаний и др.;

- системной работы по предупреждению развития деструктивных форм поведения у обучающихся;

- профессионального применения психолого-педагогических технологий, методик, форм и методов работы в ситуации высокого эмоционального напряжения;

- реализации регулярной деятельности по усвоению психологических знаний и умений всеми участниками образовательных отношений, применение которых необходимо в кризисных ситуациях [3].

Таким образом, психологическая безопасность образовательной среды играет ключевую роль в формировании качественного образования и психологического здоровья обучающихся, а вышеперечисленные аспекты, характеризуют ее.

 

Список литературы:

  1. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. - 2006. - №1 (1). - С. 66-68.
  2. Егорова Ю. С. Психологически безопасная образовательная среда в условиях общеобразовательной школы // Научный потенциал. – 2021. - № 1-1 (32). - С. 31–34.
  3. Ульянина О.А. Формирование и поддержание психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - М.: МГППУ, 2022. - С. 8-24.
  4. Федотенко И.Л., Югфельд И.А. Проектирование психологически безопасной образовательной среды как педагогическая проблема // Гуманитарные ведомости ТГПУ имени Л. Н. Толстого. – 2015. - № 3. - С. 94–99.
  5. Чиркина С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - С. 13-29.

 

. . . . . . .

technologi.site