Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Понятие и особенности психологической безопасности образовательной среды

Дата публикации: 2024-04-27 09:53:57
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Понятие и особенности психологической безопасности образовательной среды

The concept and features of the psychological safety of the educational environment

 

Автор: Васфиева Альбина Нафисовна

ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий», г. Москва, Россия

Vasfieva Albina Nafisovna

Russian State University of Social Technologies, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика взглядов ученых о понятии психологической безопасности образовательной среды, рассмотрены особенности данного направления.

Abstract: The article characterizes the views of scientists on the concept of psychological safety of the educational environment, the features of this area are considered.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, социально-психологический климат.

Keywords: educational environment, psychological safety, socio-psychological climate.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В свете современных социальных тенденций и условиях модернизации системы российского образования особенно актуальным и острым становится вопрос о создании безопасной образовательной среды и культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательных отношений [7].

Психологическая безопасность образовательной среды является одним из ключевых аспектов обеспечения благоприятных условий для обучения, развития и самореализации обучающихся. Она охватывает не только физическое, но и эмоциональное, социальное и психологическое благополучие всех участников образовательного процесса.

Л.Н. Тимерьянова под психологической безопасностью понимает комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье, формирует психологическую устойчивость населения, обеспечивает поддержание стабильного состояния сознания и нормальной деятельности человека [9].

Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [6].

Чиркина С.Е., Ахмеров Р.А., Бажин К.С. и Царева Е.В. рассматривает психологическую безопасность как одну из составляющих национальной безопасности, она включена в категорию социальной безопасности [10].

Г.В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [4].

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Проблема безопасной образовательной среды как условия для сохранения жизни, здоровья, в том числе психологического, участников образовательных отношений на сегодняшний день является значимой и актуальной. Среда, в которой реализуется социальное функционирование, является фактором, определяющим траекторию индивидуального развития всех ее субъектов [11].

Понятие «психологическая безопасность образовательной среды» рассматривается с точки зрения различных подходов, вытекающих из общей концепции психологической безопасности

Так, одно из определений данной категории характеризует ее как процесс, направленный на развитие психических функций обучающихся, обеспечение личностного роста участников образовательных отношений, содействие их социализации и реализации внутренних ресурсов в условиях образовательной организации [3].

Психологически безопасной образовательной средой является та среда, в которой отсутствуют любые проявления психологического насилия между участниками образовательных отношений, происходит доверительное межличностное общение, способствующее формированию значимой среды для всех ее субъектов и сохранению их психологического здоровья [2].

Высокий уровень психологической безопасности образовательной среды существенно снижает развитие неблагоприятных психологических состояний и обеспечивает повышение ответственности за собственные достижения [5].

Таким образом, психологическая безопасность образовательной среды способствует обеспечению личностно-эмоциональной защищенности участников образовательных отношений, актуализации внутренних ресурсов для наиболее успешной реализации социально-ролевых функций и др.

К особенностям психологической безопасности образовательной среды относятся [8]:

- защищенность образовательных организаций от воздействия внешних и внутренних угроз для развития личности, семьи и др.;

- свободный от психологического насилия характер взаимодействия участников образовательных отношений, личностно обусловленная значимость образовательной среды для всех ее субъектов, выраженная гуманистическая направленность межличностных взаимоотношений;

- специально организованный психолого-педагогический процесс, направленный на включение детей в субъект-субъектные отношения в процессе обучения, функционирование значимых для обучающихся сообществ, создающих условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в межличностном общении, основанных на взаимоуважении и включенности в совместную деятельность.

Особенности психологической безопасности образовательной среды включают в себя ряд ключевых аспектов, которые способствуют созданию благоприятной и поддерживающей обучающую среду. Вот несколько основных особенностей:

- эмоциональная поддержка - созидание атмосферы внимания, уважения и заботы в отношениях между студентами, преподавателями и другими участниками образовательной среды. Это включает в себя поддержку эмоционального благополучия, уважение к индивидуальным особенностям и внимание к эмоциональным потребностям каждого;

- профилактика дискриминации и насилия - развитие системы мер по противодействию дискриминации, издевательств, насилия и других форм негативного поведения в образовательной среде. Это включает в себя обучение участников образовательного процесса правилам уважения и толерантности;

- поддержка психологического здоровья - предоставление ресурсов для консультирования, поддержки и помощи учащимся и сотрудникам, страдающим от психологических проблем или стресса;

- развитие навыков общения - проведение тренингов и мероприятий, направленных на улучшение коммуникативных навыков, снижение конфликтов и создание позитивной общей атмосферы;

- безопасная обучающая среда - создание условий, при которых учащиеся чувствуют себя защищенными, комфортно и способными свободно выражать свои мысли и идеи.

Эти особенности обеспечивают создание образовательной среды, основанной на уважении, поддержке и безопасности, что способствует успешному обучению и полноценному развитию личности.

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.

 

Список литературы:

  1. Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищённости студентов как показатель психологической безопасности личности / Н.Н. Баев, И.А. Баева // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - № 1.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб.: Союз, 2012. – 312с.
  3. Габер И.В., Зарецкий В.В., Артамонова Е.Г. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. - М.: Группа МДВ, 2021. – 128с.
  4. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Статут, 1998. - 125с.
  5. Гришина Е.В. Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков: дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2018. – 312с.
  6. Кабаченко Т.С. Психология управления: уч. пос. – М.: Статут, 2000. – 384 с.
  7. Мазурова Е.В. Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов. - Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2019. – 72 с.
  8. Малий Д. В. Подготовка будущих учителей технологии к проектированию психологически безопасной образовательной среды в современной школе: дис. канд. пед. наук. - Тула, 2019. – 221с.
  9. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - Уфа: ИРО РБ. - С. 13-16.
  10. Ульянина О.А. Формирование и поддержание психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - М.: МГППУ, 2022. - С. 8-24.
  11. Чиркина С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - С. 13-29.

 

. . . . . . .

technologi.site