Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Модель содержания обучения монологической речи в процессе развития критического мышления

Дата публикации: 2024-04-23 11:11:46
Статью разместил(а):
Тумурова Юлия Андреевна

Модель содержания обучения монологической речи в процессе развития критического мышления на уроках английского языка

Model of the content of teaching monologue speech in the process of developing critical thinking in English lessons

 

Автор: Тумурова Юлия Андреевна

ФГБОУ ВО «БГУ», Улан-Удэ, Россия

e-mail.ru: yulyas1992@mail.ru

Tumurova Yulia Andreevna

BSU, Ulan-Ude, Russia

e-mail.ru: yulyas1992@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о развитии критического мышления у учащихся. Критическое мышление способствует формированию самостоятельной, творческой и ответственной личности, способной успешно адаптироваться в современном мире. Развитие критического мышления является ключевым аспектом образования, который способствует формированию самостоятельной, творческой и ответственной личности, способной успешно адаптироваться в современном мире.

Abstract: In this article, the author writes about the development of critical thinking in students. Critical thinking contributes to the formation of an independent, creative and responsible personality capable of successfully adapting to the modern world. The development of critical thinking is a key aspect of education, which contributes to the formation of an independent, creative and responsible personality capable of successfully adapting to the modern world.

Ключевые слова: критическое мышление, монологическая речь, обучение английскому языку.

Keywords: critical thinking, monologue, English language teaching.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В рамках образовательного процесса, особенно в полной средней школе, следует акцентировать внимание на развитии критического мышления через различные компоненты обучения. К ним относятся: формирование навыков анализа и оценки информации, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого мышления, развитие навыков решения проблем, развитие навыков самостоятельной работы, развитие навыков оценки и самооценки, развитие навыков работы в группе, развитие навыков планирования и организации.

Как показал анализ научно-методической литературы, методические основы развития критического мышления разработаны пока недостаточно. В связи с этим необходимо рассмотреть наиболее важные компоненты процесса обучения при развитии критического мышления у учащихся полной средней школы.

Общественный запрос на подготовку выпускников полной средней школы определяет основные цели среднего общего образования, которые соответствуют принципам гуманизации и демократизации общества в контексте модернизации образования. Эти цели включают в себя формирование свободной, развитой и образованной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющемуся миру и успешно взаимодействовать в глобальном сообществе. Цели каждого предмета, включенного в школьную программу, направлены на достижение этой общей цели, создавая иерархию образовательных целей. Таким образом, цели обучения иностранному языку содействуют выполнению социального заказа общества по формированию успешно функционирующей личности в современном мире.

В отечественной науке эти цели рассматриваются как идеальное, сознательно планируемое представление о результате учебно-воспитательного процесса, отражающее его взаимосвязь с обусловливающими его факторами и проявляющееся в изменениях, происходящих в знаниях, умениях, личностных качествах, а также в расширении ценностных ориентиров мировоззренческого, социокультурного и интеллектуального характера (Сафонова, Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций, 1996).

Целью нашей методики является развитие критического мышления в процессе обучения монологической речи, как направленного мышления, взвешенного, логичного, целенаправленного, отличающегося использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Содержательный аспект развития критического мышления в средней школе заключается в том, чтобы помочь ученикам развивать требуемые навыки и умения, используя логику и рациональное мышление. Это включает в себя способность критически оценивать аргументы, источники информации и собственные убеждения.

Одной из ключевых задач образовательных учреждений на всех уровнях является социализация детей и формирование основных компетенций. ФГОС направлен на развитие личностных качеств, стремясь создать выпускника, способного к критическому мышлению и творческому познанию мира. Это подтверждает, что в России образование признается ключевым для формирования личности, способной к аналитическому мышлению и решению проблем, что подчеркивает важность развития умения критического мышления.

Процесс формирования и развития критического мышления возможен на основе суммы определенных приобретенных знаний, развитых умений и отношения к деятельности.

В целом, цель развития критического мышления в полной средней школе заключается в том, чтобы помочь ученикам стать более эффективными мыслителями и принимать более информированные решения.

В наше время люди принимают множество решений каждый день (Кутепов, Ваганова, Соколов, Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования, № 59-1, 2018). Важно подумать о том, как эти решения принимаются, так как это влияет на правильность выбора и последствия, которые могут произойти. Образование, которое рассчитано на будущее, должно основываться на двух взаимосвязанных идеях: способности быстро ориентироваться в растущем объеме информации и находить нужную информацию, и умения осмыслить и применить полученную информацию.

В XXI веке, любой человек, имеющий возможность выхода в интернет, может получить доступ ко всем научным и публицистическим статьям, энциклопедиям и трактатам для этого ему потребуется не более двух минут. Однако, логичным кажется вопрос: что делать с таким большим количеством информации. Информация как таковая бесполезна, если с ней не работать: ее нужно анализировать, упрощать, систематизировать, сравнивать, проверять, обобщать, детализировать, но главное – применять. Нам приходится иметь дело с различными проблемами, решения которых мы способны найти, но складывается такая ситуация, что, даже получая готовые ответы на наши вопросы, мы не можем их распознать, понять и применить.

В современном процессе обучения особое внимание уделяется развитию способности обучающихся мыслить продуктивно, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы происходило не просто усвоение обучающимися изложенной информации и механическое запоминание учебного материала, а именно развитие мышления студентов, способности аналитически рассматривать изучаемую сферу (Алешугина, Ваганова, Прохорова, Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования, № 59-3, с. 13-16, 2018).

Основой развития критического мышления являются имеющиеся знания и анализируемая информация, но простое заучивание материала наизусть менее эффективно, чем работа с источником информации – установление взаимосвязей, обобщение информации, проверка их достоверности, привязка общих фактов к конкретным примерам. Такая осмысленная работа с информацией, предполагающая критический анализ, помогает подготовить обучающегося к дальнейшей практической деятельности.

Мы представляем обучение развивающим, предполагается, что оно будет носить проблемный характер, вызывать у учащегося активное отношение к изучаемому материалу, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивой мотивации учения и мыслительных и творческих способностей, в ходе усвоения учащимися научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций (Махмутов, Теория  практика проблемного обучения, 1972).

Анализ психолого-педагогической литературы в области критического мышления (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Д. Халперн, Г. Линдсей, Л. Джинни, С. Курфис, Ч. Темпл, С.И. Заир-Бек и др.), а так же литературы в области филологии, речевой  и межкультурной коммуникации, преподавании языков (Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Ф Шатилов, Н.Д. Гальскова, Н.В. Языкова и др.), а также, исследовав структуру модели содержания обучения иностранным языка Е.И. Пассова и Н.В. Языковой, мы пришли к выводу о том, что модель содержания обучения развития критического мышления может быть достаточно обширным по компонентному составу. Учитывая особенности формирования и развития критического мышления в условиях общеобразовательной школы, считаем минимизировать содержание обучения (Рисунок 1), ограничив его минимальным, но достаточным объемом знаний, умений, мотивов и отношений к деятельности, представленных в модели содержания обучения монологической речи в процессе развития критического мышления.

1637 01

Рис.1. Модель содержания обучения монологической речи в процессе развития критического мышления.

Теперь проанализируем каждый из компонентов отдельно.

Лингвистические знания значимы в процессе обучения монологической речи и развитии критического мышления. Они помогает учащимся конструировать свои монологические высказывания с ясной логической последовательностью и точным выражением мыслей. Это важно для развития критического мышления, поскольку ясное и точное выражение мыслей облегчает анализ и оценку аргументов. Знание разнообразной лексики и стилевых приемов позволяет учащимся эффективно выражать свои мысли и аргументы в монологической речи. Кроме того, понимание различий в штампах и клише помогает адаптировать речь к различным аудиториям и ситуациям, что способствует развитию критического мышления.

Социокультурные знания. Знание социокультурных особенностей помогает учащимся понимать контекст своих высказываний и адаптировать их к аудитории. Это включает в себя знание культурных норм, ценностей, обычаев и традиций, которые влияют на содержание и стиль речи. Так же знание социокультурных фактов позволяет студентам использовать реальные примеры и аналогии в своей монологической речи для подкрепления своих аргументов. Это способствует убедительности и качеству высказывания, помогают студентам анализировать и критически оценивать тексты и высказывания, учитывая их культурный контекст, а это, в свою очередь, развивает критическое мышление путем анализа и интерпретации информации.

Знание о критическом мышлении (когнитивный компонент) содержит в себе знания, представления о данном процессе, о его содержании, характеристиках и детерминантах. Однако, иметь информацию еще не означает умение применять ее на практике. По завершении обучения в учащиеся нередко обладают обширными теоретическими знаниями и фактами, однако не каждый способен использовать их в профессиональной деятельности. Проблема здесь не только в качестве знаний, но и в способности и желании преобразовать их в реальные умения и навыки. Знания, оставаясь просто информацией, могут никогда не применяться на практике для решения реальных задач. То же самое относится и к критическому мышлению: учащийся может быть хорошо знаком с его принципами и методами применения, но, если он не применяет навыки критического мышления в своей основной сфере деятельности, эти знания просто остаются теоретическими.

Умения в говорении. Развитие умений в говорении в ходе обучения монологической речи играет важную роль в формировании критического мышления. В процессе обучения монологической речи студенты не только осваивают навыки выражения своих мыслей и идей, но также учатся анализировать информацию, структурировать свои мысли, формулировать аргументы и выводы. Этот процесс требует от них критического мышления, поскольку для успешного проведения монолога необходимо не только ознакомиться с фактами и аргументами, но и уметь критически оценивать их достоверность, значимость и релевантность для представляемой темы. Таким образом, обучение монологической речи способствует развитию критического мышления студентов, что важно для их активной и продуктивной учебной и профессиональной деятельности.

Проявление критического мышления (обнаружение ошибок) в учебной деятельности (действенно-поведенческий компонент) представляет собой конкретные поступки, действия, поведение, в том числе размышления, внутренний и внешний диалог, а также деятельность в целом будущего специалиста, решение им противоречий, проблемных ситуаций, практических задач в реальной профессиональной сфере.

Одним из важнейших компонентов содержания обучения иностранному языку является отношение к деятельности и её мотивы. Создание позитивного отношения между учеником и учителем играет значительную роль в контексте развития критического мышления. Когда ученики чувствуют поддержку и заинтересованность со стороны учителя, они чаще проявляют инициативу, задают вопросы и высказывают свои мысли без страха быть осужденными или недооцененными. Это создает благоприятную атмосферу для свободного обмена идеями, стимулирует к обсуждению различных точек зрения и привлекает к анализу различных аспектов проблемы.

Интерес к предмету мотивирует учеников к самостоятельному изучению информации, поиску дополнительных материалов и участию в дополнительных активностях. Когда ученики вкладывают свое время и усилия в изучение предмета, они чаще всего развивают более глубокое понимание и критическое мышление. Ученики, заинтересованные в изучаемом материале, более активно участвуют в уроке, задают вопросы, выражают свои мысли и идеи. Этот процесс стимулирует развитие их аналитических способностей, поскольку они начинают рассматривать предмет с различных точек зрения и искать глубокие связи и закономерности. Более того, интерес к предмету может привести к созданию благоприятной обучающей среды, в которой ученики чувствуют себя комфортно и уверенно. Это способствует более открытому обмену мнениями, обсуждению различных точек зрения и развитию учебных навыков, необходимых для критического мышления.

Коммуникативная мотивация так же играет важную роль в развитии критического мышления учащихся. Когда студенты чувствуют необходимость общаться и взаимодействовать с другими людьми, они активно стремятся выражать свои мысли и идеи, а также внимательно слушать точки зрения других. Этот процесс стимулирует развитие критических навыков, таких как анализ, оценка и синтез информации. В контексте обучения коммуникативная мотивация создает благоприятную среду для обсуждения различных тем и проблем, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Отношение к критическому мышлению представляет собой эмоциональное отношение к данному виду мышления.

В психологии отношений описывают объективное и субъективное отношение субъекта к объекту, в качестве которого могут выступать различные предметы, явления, свойства, процессы, другие субъекты. Объективность будет выражаться в констатации фактов, перечислении наблюдаемых свойств, фиксации причинно-следственных связей и т.д. Субъективность отношения будет же выражаться в эмоциональном переживании, чувственном отклике, собственном мнении и т.д. И в таком случае мы говорим о единстве объективного и субъективного, внутреннего и внешнего отношения к критическому мышлению будущего специалиста. 

 

Список литературы:

1. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. М.: Издательство, 1996.

2. Кутепов А.В., Ваганова Е.А., Соколов А.В. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 1-10.

3. Алешугина Е.А., Ваганова Е.А., Прохорова Е.А. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

4. Махмутов А.А. Теория практика проблемного обучения. М.: Издательство, 1972.

 

. . . . . . .