Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Ибрагим Урадинский - ученый и общественный деятель

Дата публикации: 2020-04-21 18:12:46
Статью разместил(а):
Хакимов Ахмед Олегович

Ибрагим Урадинский - ученый и общественный деятель

Ibrahim Uradinsky - scientist and public figure 

 

Автор: Хакимов Ахмед Олегович

Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образования "Болгарская исламская академия", г. Болгар, Россия.

e-mail: Ibnali6474745@gmail.com

Khakimov Ahmed Olegovich

Muslim religious organization of the spiritual educational organization of higher education "Bulgarian Islamic Academy", Bolgar, Russia

e-mail: Ibnali6474745@gmail.com

 

Аннотация: В данной статье излагается краткое описание жизнедеятельности Ибрагима Ал-Уради, одного из самых известных ученых-правоведов Дагестана и одного из главных организаторов борьбы народов Дагестана против войск Надир-шаха в середине XVIII в.

Abstract: this article provides a brief description of the life of Ibrahim al-Uradi, one of the most famous legal scholars of Dagestan and one of the main organizers of the struggle of the peoples of Dagestan against the forces of Nadir Shah in the middle of the XVIII century.

Ключевые слова: Ибрагим Урадинский, Дагестан.

Keywords: Ibrahim Uradinsky, Dagestan.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Введение.

XVIII в. вошел в историю Дагестана как выдающееся явление в общественно-политической и интеллектуальной жизни средневекового дагестанского общества, на эпохе универсиализации научной мысли, четкого обозначения научных школ, бурного роста письменной культуры на арабском языке, заметного появления памятников литературы на тюркском, персидском, и на местных языках. В общественно-политической жизни произошли кардинальные изменения: политическая децентрализация, своего рода демократизация общественной жизни, которая подняла многие союзы сельских общин на гребень политической жизни – с одной стороны; укрепление ряда государств, сохранивших свою монархическую, аристократическую форму правления – с другой стороны.

Крупные населенные пункты, административные, политические, торгово-экономические центры становились одновременно важными интеллектуальными, культурными центрами, большей части культурными очагами. Они выступали, по существу, в роли средневековых городов. В интеллектуальной жизни XVIII в. заметную роль сыграли местные мусульманские школы (медресе), связанные с именами энциклопедически образованных личностей, причем все это было общедагестанским явлением – Шабан Ободинский (ум. в 1667 г.), Мухаммад из Кудутля (ум. в 1717 г.), Дауд из Усиша (ум. в 1757 г.), Дамадин Мегебский (ум. в 1724 г.), Гасан Старший из Кудали (ум. в концеXVIII в.), Саид из Шинaза (XVIII в.), Мухаммад из Убры (ум. в 1732 г.), Абубакар  Аймакинский(ум. в 1791 г.), Дибир-кади Хунзахский (ум. в 1817 г.) – все они, вместе взятые, представляли общедагестанскую интеллигенцию, выражали интересы как своего народа, так и народов Дагестана в целом.[1, с.9] Говоря о научной интеллигенции Дагестана в XVIII в., на наш взгляд особо внимания заслуживает личность Ибрагима Урадинского. [1, с.9

Выдающийся историк и исследователь Амри Шихсаидов (ум. 2019г.) говорил: Хаджжи Ибрагим Урадинский, замечательный ученый, основатель и руководителя медресе, блестящий знаток мусульманского права, грамматики арабского языка, один из первых энциклопедистов Дагестана. И еще: один из главных организаторов борьбы против полчищ Надиршаха, ворвавшихся в середине XVIII в. в Дагестан. Известный дагестанский ученый Абдурахман Газикумухский (1837–1901), историограф и единомышленник имама Шамиля, в своих «Воспоминаниях» среди ведущих дагестанских правоведов XVII–XIX вв. рядом с выдающимися представителями науки и образования Шабаном Ободинским (ум. в 1667 г.), Мухаммадом из Кудутля (ум. в 1717 г.), Саидом Араканским (ум. в 1834 г.), Мухаммадтахиром ал-Карахи (ум. в 1880 г.) называет также Ибрагима из Урады. [2,с.4]

Дагестанские ученые высоко ценили творчество Ибрагима Урадинского. Известный автор фундаментального трактата «Услада умов в биографиях дагестанских ученых» Назир из Дургели (ум. в 1935 г.) писал:«Ал-Хаджж Ибрагим сын ученого Хаджж Мухаммада ал-Уради. Урада –селение из общества Гидатль (авар. Гьид) в Дагестане. Он учился у известных ученых своего времени, был талантливым ученым и выдающимся факихом. Слава его была широко распространена, дела его пользовались успехом. Шейх факих Мухаммад Али ал-Чухи ал-Авари в своих «Фатава» сказал, что он, т.е. ал-Хаджжи Ибрагим, один из самых знающих ученых Дагестана. Он много путешествовал, совершил хаджж и умру, встречался [со многими] выдающимися людьми своего времени, учился у них.

Особенно [часто] он встречался в высокочтимой Мекке с почтенным Шейхом Саидомал-Макки, автором [различных] фетв; шейхом, выдающимся ученым алГаззи; шафиитским муфтием в Дамаске и комментатором ал-Бухари; шейхом Абдаллахом ал-Басри и другими. Между ними происходили беседы и дискуссии. Скончался он в 1225 г. и похоронен в своем селении [Урада], да будет доволен им Аллах. Я сказал в хвалу ему: Образованный факих. Был наделен всеми достоинствами, давал универсальные, убедительные ответы. Он был неутомимым имамом, муршидом(наставником) людей. Подлинно, он разъяснял спрашивающим неясные [места] в науках. Его отец ал-Хаджж Мухаммад также был достойным ученым. Также иего младший брат Дарха, сын упомянутого ал-Хаджжи Мухаммада, былтакже достойным ученым. Словом, они были из обитателей «дома науки».Ал-Хаджжи Ибрагим является автором многих трудов и комментариев по мусульманскому праву и другим (отраслям знания), сохранившихся до сих пор. Да будет доволен им Аллах».

Выдающийся азербайджанский ученый Аббас Кули Бакиханов (1794–1846) в своей знаменитой книге «Гулистан-и ирам» (раздел «Об уроженцах Ширвана и соседних с ним провинций») называет наряду с известными азербайджанскими именами 6 видных дагестанских ученых: «В Дагестане же, где преимущественно господствует арабский язык, отличались своей ученостью» Мухаммад ал-Кудуки, Ибрагим ал-ʻУради, Абубакар ал-Аймаки,Йусуф ал-Гумуки, Дауд ал-Усиши, Саид аш-Шинази. [2, с.6]

Ибрагима Урадинского оставившего после себя обширное  письменное наследие, справедливо считают самым цитируемым, а следовательно, самым авторитетным правоведом (факих) Восточного Кавказа из числа живших там в последние 250 лет. Исследователи, изучающие историю Дагестана, отмечают при этом еще и важную роль данной персоны в военно-политической борьбе того периода за Восточный Кавказ. Причем, его выделяют как особо активного и успешного военного деятеля ХVIII в., а точнее — как фактического организатора вооруженного противостояния дагестанцев войскам Надира (Тахмаспкули-хан) Афшара, будущего Надир-шаха. [3]

Ибрагим Ал-Уради был первым из ученых-богословов Дагестана, который взялся защищать права женщин, обрисовав их плачевное состояние и плохое обращение мужей с ними. Он выступил против этой практики и против тех «ученых», которые оправдывали существующее положение. Во времена Ибрагима Ал-Уради и в прежние времена мужья эксплуатировали пашни своих жен, которые они получили в подарок или же в наследство от своих отцов. Они заставляли их работать на своих землях и заниматься другими непосильными работами, не давая им взамен ничего. В случае развода, за все работы выполненные женщинами, а также за пользование их землями мужья не вносили им плату.

Также поступали наследники мужа в случае его смерти. Они не оплачивали за использование принадлежащей женщине земли и за труд, который она вкладывала, живя в доме мужа. Прибыль, полученную от ее земель, наследники включали в наследство мужа, и женщина ничего оттуда не получала, кроме ее наследственной доли – 1/4 или 1/8 в зависимости от конкретного случая. Ученые оправдывали подобное положение, говоря, что мужья не обязывались давать плату своим женам ни за использование земель, ни за их труд в виду того, что обе стороны не заключали договор. Следовательно, мужья и их наследники не должны платить.

Но когда появился Ибрагим Ал-Уради, он подверг резкой критике мужей и ученых, опровергая их доводы. Он разъяснил, что мужья допускают несправедливость к своим женам, насильно заставляя их работать. Он заявил, что представительницы слабого пола в наших краях подвержены подневольному труду подобно женщинам периода джахилии (период доисламского невежества и неверия. – авт.). Есть мужья, которые бьют своих жен просто за то, что она нерадиво выполняет свои обычные повседневные дела, есть, кто её ругает или же попросту разводиться из-за того, что она проявляет свои вышеуказанные недостатки. После чего на ней никто другой не женится или же она выходит замуж за недостойного ее руки. Разве это не насилие, характерное для наших краев?!

Он также разъяснил, что женщины работают для своих мужей не по доброй воле, а насильно. Женщины предполагают, что, живя в браке со своими мужьями, имеют надежду, что плоды их труда, даже если они получены насильно, в итоге возвратятся к ним, к их детям и мужьям. Однако дело принимает иной оборот, не такой, какой они предполагали, из-за развода или же смерти мужа и перехода имущества к наследникам. Тогда как плоды их труда и прибыль от их земель полностью должны быть переданы им, их мужья, при разводе, или наследники, при смерти мужа, присваивают то, что им не дозволено – женскую долю.[4]

Заключение.

В жизни и творчестве ученых-богословов Дагестана XVIII в. есть как общие, так и отличительные черты. Ученые происходили из разных социальных слоев общества, при этом были частью духовно-религиозной элиты. Они получали образование или только вДагестане, или, по возможности, совершенствовали свои знания на Востоке. Их объединяло то, что они все были правоведами и блестящими знатоками арабского языка, при этом они могли иметь различные научные или творческие интересы. Ученые-богословы создавали свои труды целенаправленно, реагируя на потребности общества. Основная их деятельность была сосредоточена в образовательной сфере и на правовом поле, с желанием регламентации жизни дагестанского общества по законам шариата. Их биографии и письменное наследие интересовали последующие поколения дагестанцев, например, выразившись в ряде содержательных исследований в самом начале XX века.

 

Список литературы:

1. А.Р. Шихсаидов «Ибрагим Урадинский и его рукописная коллекция». Вестник игститута истории, археологии и этнографии. Номер: 4 (44). Год: 2015. Страницы: 9-13.

2. А.Р. Шихсаидов «Каталог арабских рукописей (Коллекция Ибрагима Урадинского)» Махачкала. Издательство «МавраевЪ» 144c.

3. Т. Айтберов «О некоторых важных моментах третьего дагестанского похода  Надир-шаха Афшара (1741 год)» статья в сборнике статей.  Год издания: 2018, Страницы: 53-63, ИСТОЧНИК:CAUCASO-CASPICA Труды Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) Университета. Под ред. Гарника Асатряна. Ереван, 2018 Издательство: Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван).

4. М.А Мусаев., М.Г. Шехмагомедов  «Жизнь и творчество Дагестанских  ученых-богословов  XVIIIв. (Ал-Усиши, Ал-Уради, Ал-Аймаки и Ал-Мачади) в местных арабоязычных  биографических сочинениях XIX – начала XXв» Современные проблемы науки и образования. Номер: 3. Год: 2013. Страницы: 390.

 

. . . . . . .