Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемные аспекты формирования социальной компетентности

Дата публикации: 2019-01-10 14:49:53
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Проблемные аспекты формирования социальной компетентности

Problem aspects of formation of social competence

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: В статье раскрываются проблемные аспекты формирования социальной компетентности обучающихся в зависимости от их возраста с учетом специального алгоритма взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

Abstract: In article problem aspects of formation of social competence of students depending on their age taking into account a special algorithm of interaction of subjects of teaching and educational process reveal. 

Ключевые слова: социальная компетентность, структура компетентности, специфика формирования, этапы обучения, моделирование. 

Keywords: social competence, structure of competence, specifics of formation, grade levels, modeling.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

В настоящее время исследователи и педагоги-практики к проблемным аспектам формирования социальной компетентности (СК) относят: структуру СК и специфику ее формирования на различных этапах обучения; определение факторов, благоприятствующих развитию СК; моделирование в рамках учебного заведения таких педагогических условий, которые позволяют человеку получить достаточную поддержку в развитии СК [1].

Сейчас в отечественных вузах и школах интенсивно совершенствуется инфраструктура службы сопровождения, предложены базовые принципы и альтернативные концепции ее деятельности, заложены методические основы сопровождения студентов и школьников, формируется специальный алгоритм взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако сопровождение, призванное способствовать развитию личности учащихся, включая их СК, остается обеспеченным в недостаточной степени. Практически не разработана концепция педагогической поддержки развития СК у подростков в контексте индивидуального подхода; служба обеспечения не снабжена социальными механизмами повышения качества образовательной среды, способствующими развитию СК.

Зарубежные исследователи уделяют рассматриваемой проблеме гораздо больше внимания. В соответствии со сформулированными ими толкованиями, СК включает в себя очень разнообразные компоненты:

- умение человека устранять проблемы, встающие на его пути, или минимизировать их негативное воздействие;

- повседневная успешность личности во взаимодействии с другими людьми;

- достижение определенных социальных результатов в особых общественных условиях, с применением определенных средств, достигая при этом позитивных изменений в развитии;

- умение реализовывать социальные и личностные ресурсы для быстрой и эффективной эволюции;

- умение успешно интегрироваться в непростые межличностные контакты, извлекая пользу для себя и не причиняя вреда своему социальному окружению.

С точки зрения У. Пфингстена и Р. Хинтча, СК представляет собой владение различными поведенческими сценариями (эмоциональными, познавательными и моторными), ведущее к преобладанию позитивных коммуникативных результатов над негативными [2].

Х. Шредер и М. Форверг полагают, что СК сводится к четырем личностным качествам (чертам):

1) Коммуникабельности (умению общаться);

2) Нацеленности на устанавливание отношений;

3) Влиятельности (способности внушить свою точку зрения, повлиять на чужое мировоззрение);

4) «Я-концепции» – когнитивно-эмоциональному комплексу, основой которого выступает самоуважение [3].

Р. Ульрих, в свою очередь, предложил концепцию, отражающую семь качеств, характерных для социально-компетентного индивида [1]. По его мнению, такой гражданин умеет следующее:

1. Совершать выбор для себя самого и осознавать собственные эмоции и потребности.

2. Абстрагироваться от своей неуверенности и отрицательных эмоций, препятствующих объективному восприятию действительности.

3. Отдавать предпочтение наиболее перспективному способу достижения цели.

4. Адекватно интерпретировать потребности, ожидания и внешние императивы, принимать во внимание права других людей.

5. Подвергать анализу сферу, охватываемую деятельностью социальных учреждений и структур, и учитывать данную информацию при составлении собственной поведенческой стратегии.

6. Понимать, как вести себя в той или иной ситуации, с учетом интересов окружающих людей, собственных амбиций и требований, предъявляемых социальными структурами.

7. Осознавать несовместимость СК с агрессией, с неуважением чужих прав и свобод, с игнорированием своих обязанностей.

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Мачехина  О.Н.  Формирование  социальной  компетентности  старшеклассников  на  основе  проектно-контекстного  подхода  в  современном  образовательном  процессе / О.Н. Мачехина //  Преподавание  истории  в  школе.  Спецвыпуск.  №  5,  апрель  2007.  —  С.  15—19.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

. . . . . . .