Ресурсный потенциал этнокультуры в современном обществе
Ресурсный потенциал этнокультуры в современном обществе
The resource potential of ethnoculture in modern society
Автор: Иманалиева Айдана
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия
e-mail: aidanagmail2004@icloud.com
Imanalieva Aidana
BSPU named after M.Akmulla, Ufa, Russia
e-mail: aidanagmail2004@icloud.com
Аннотация: В статье проанализированы традиционные подходы к народной культуре, представляются тендеции развития в рамках синергии предпринимательства и идей этнической самобытности.
Abstract: The article analyzes traditional approaches to folk culture, presents development trends within the framework of the synergy of entrepreneurship and ideas of ethnic identity.
Ключевые слова: этнокультура, общество.
Keywords: ethnoculture, society.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
Реалии и тенденции развития современного общества весьма стирают грани представлений народа о народной культуре в силу влияния моды.
Башкортостан – республика со сложившимися культурными традициями, богатым культурным наследием и неиссякаемым творческим потенциалом. В настоящее время наблюдается возрождение национальных традиций, самосознание граждан и стремление к сохранению культурной идентичности, языка, повышенное внимание к проблемам своей этнической культуры, своим корням. Происходит постепенный осознанный процесс этнокультурного возрождения, которые исследователи, вполне справедливо называют «этническим ренессансом». Этнокультурные ценности в духовной сфере становятся интеллектуальным сокровищем и неисчерпаемым резервом общечеловеческих ценностей, культурных традиций, этностиля в современном мире. На данном этапе экономического развития, Башкортостан выделяется особым национальным колоритом. Через призму лет, невзирая на исторические процессы, из поколения в поколение, испокон веков передавали мастера, ремесленники, мастерицы свои секреты.
Одним, из более популярных ремесел в регионе является рукоделие. Сейчас очень много рукодельниц, мастеров, которые интерпретируют народные элементы в современной одежде. Использование элементов народного костюма требует большой деликатности, ответственности, чувство вкуса, гармонии, творческого подъёма, экономических вложений, знаний, времени и сил. Казалось бы, давно позабытый орнамент, что в нем необычного? Каждый стежок означает особый символ, среди распространенных орнаментов башкирского народа имеются свои характерные черты и особенности, традиционные оттенки цветовой гаммы: красный, черный, желтый, зеленый. Проявляется интерес к традиционным башкирским украшениям: нагрудникам, как традиционным, так и стилизованным.
Отметить, что современному мастеру нужно учитывать подбор материалов для украшения, не забывать о сакральном значении нагрудника, в которое верили наши предки. Известно, что нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде. Башкирская национальная одежда неоднократно подчеркивает социально-знаковую функцию украшений. Монеты, кораллы, ракушки, каури, бисер, и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи.
На сегодняшний день, именно благодаря старанию прошлых поколений удалось сохранить традиционные этнические элементы и трансформировать их в современную моду, выразить этностиль. Процесс конструирования одежды с характерными этническими элементами как бы, представляет из себя, особое таинство. В целом, приложенные усилия становятся оправданы, когда при виде молодежи, предпочитающей в качестве уличной моды наряды с традиционной народной символикой .
Исходя из общемировых трендов, в экономическом аспекте данный процесс выпуска требует серьезных финансовых капиталовложений как на организацию самого процесса производства, так и на соответствующие ресурсы. Немало важно и наличие высококвалифицированных кадров, готовых вложить всю душу в творческий процесс и создать настоящие шедевры, стилизованные народные элементы одежды.
При входе на рынок, как и любые другие предприниматели, производители стилизованных украшений и одежды, испытывают серьезные затруднения, потому что отсутствует мощная клиентская база, нет постоянных покупателей, есть огромные затраты и мало выручки. Именно в такие моменты и приходят на помощь проекты, когда можно получить грантовую поддержку своего стартапа. (Общий SWOT-aнализ предлагаемых проектов приведен в таблице 1).
В условиях глобализации и высокой конкуренции, чтобы добиться успеха, необходимо правильно рекламировать компанию, но реклама не всегда эффективна, тогда можно заинтересовать продукцией не только сувенирные лавки города, но и выйти на связь с диаспорами за границей, общаться с Общественными Объединениями Народов за пределами границ Российской Федерации, таким образом, постепенно о нашей республике и традиционной культуре заговорит весь мир.
В современных условиях для молодежи особо значимо качество готового изделия, его престижность и натуральность, соответствие требованиям. Создавая данные проекты, мастера делятся своим опытом. Миссия проекта - помощь мастерам, которые посвящают народному промыслу целую жизнь. Возрождение традиции семейных династий мастеровых, привлечение молодежи к народным истокам. Цель проекта: удовлетворение потребности населения в красивой стилизованной одежде. Сохранение наших обычаев и традиций, уникальных реликвий предков. В каждой бусинке вложено тепло и вдохновение наших мастеров. Национальные элементы на футболках, распечатанные на специальном принтере, или ручной росписи, вышитые в стиле тамбурной вышивки узоры - это стилизованный продукт.
Таблица 1 - SWOT-aнализ предлагаемого проекта.
Сильные стороны: - известно во всем мире; - устойчивая на рынке организация; - сохранение языка и культуры; - трансформируется под общемировые тренды; - эстетическое восприятие радует душу |
Слабые стороны: - дорогие расходные материалы; - конкуренция; - мода быстро меняется, а «стиль» остается; - современных детей сложно заинтересовать подобным искусством. |
Возможности: - распространить по миру; - завоевание сердца клиентов; - открытие марафонов, платных семинаров для дизайнеров; - расширение имеющегося производства |
Угрозы: - у конкурентов мощнее материально- техническая база; - пандемия влияет на уровень продаж; - сложности с сохранением материально-технической базы, привлечением иностранных инвесторов. |
Стремление поддержать идеи мастеров, предпринимателей, самозанятых, творческих людей в Национальных проектах, проведение выставок, фестивалей, вебинаров, семинаров, мастер-классов по маркетингу, защите бренда мотивации, обучение тайм-менеджменту - все это позволяет расширить сферы деятельности, исследовать покупательский спрос, создавать уникальный этностиль.
Список литературы:
- Лутфуллин Ю.Р. Управление изменениями как фактор развития культуры управления // Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультета СФ БашГУ / кол. авторов. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - С.164-168.
- Лутфуллин Ю.Р., Баянова Л.Н. Метод исследования как важный аспект культуры мышления научного сообщества // Теория и практика мировой науки - №1 - 2020 г. - С. 22-26.