Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Философия истины

Дата публикации: 2023-08-22 23:48:36
Статью разместил(а):
Прокопьева Ариана Евгеньевна

Философия истины

Philosophy of truth

 

Авторы:  

Прокопьева Ариана Евгеньевна 

ФГБОУ ВО «СПбГУПТД», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: eprokopjeva@mail.ru

Prokopeva Ariana Evgenevna

SPbSUITD, St.-Petersburg, Russia

e-mail: eprokopjeva@mail.ru

Редькин Никита Олегович 

ФГБОУ ВО «СПбГУПТД», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: n.redkin001@gmail.com

Redkin Nikita Olegovich

SPbSUITD, St.-Petersburg, Russia

e-mail: n.redkin001@gmail.com

 

Аннотация: Данная статья раскрывает ключевые аспекты истины с философской точки зрения. Материалы статьи в большинстве своем основываются на работе Анатолия Алексеевича Горелова, в которой философ описывает понятие истины. Главной мыслью данной статьи и всей концепции философии истины является в приеме передачи информации и своего видения.

Annotation: This article reveals the key aspects of truth from a philosophical point of view. The materials of the article are mostly based on the work of Anatoly Alexievich Gorelov, in which the philosopher describes the concept of truth. The main idea of ​​this article and the whole concept of the philosophy of truth is the reception of the transfer of information and one's vision.

Ключевые слова: истина, действительность, истинность, философия.

Keywords: truth, reality, truth, philosophy.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Вопрос о том, что такое истина. Вопрос о том, что такое истина, мучил мыслителей и философов с глубокой древности. Люди всегда стремились найти истину, и это часто становилось главной целью их деятельности и жизни в целом. Независимо от происхождения, образования, рода деятельности и других особенностей, все люди в тот или иной момент своей жизни оценивают различные теории и факты по степени их правдивости. Человек не может жить и развиваться без осмысления различных фактов и без сопоставления своего субъективного образа с тем, что происходит вокруг него. Поэтому вопрос об истине возник еще в глубокой древности. Для максимального понимания рассмотрим определение этого понятия.

Истина — это всестороннее знание о конкретном объекте, полученное в результате его интеллектуального осмысления и познания. Важнейшей характеристикой истины является то, что она одновременно объективна и субъективна. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. Недаром научные выводы, к которым независимо друг от друга приходят разные ученые,в каждом конкретном случае имеют определенное выражение. Однако объективность истины подчеркивается тем, что ее содержание выражает знание, не зависящее от человека и человечества. Поэтому в современном мире истина определяется как соответствие между определенным знанием и объектом.

Установление истины о каком-либо явлении, событии или объекте — трудоемкий и сложный процесс. Люди всегда искали истину, но лишь немногим удавалось раскрыть ее полностью. Для определения истинности суждения используются различные заранее установленные критерии истины. Критерии истины — это средства, с помощью которых она находится. В разные эпохи люди устанавливали свои четкие стандарты истины.

В средние века истина определялась тем, насколько она соответствовала религии в целом (учениям христианства и ислама), а научное познание мира уже существовало при господстве так называемых материалистов. Сегодня общее понятие истины гораздо шире, и поэтому ответить на вопрос, что такое истина, гораздо сложнее. Понятие истины разделилось на различные группы, появились новые специализированные понятия. К ним относятся понятия абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина — это полное и всестороннее знание о действительности. Абсолютная истина всегда существует за пределами человеческого влияния и осознания. Так, например, утверждение "все люди разные" является абсолютной истиной: все люди действительно разные.

Однако многие современные ученые и специалисты утверждают, что в принципе абсолютной истины в этом мире не существует. Это суждение основано на том, что любой человек познает весь мир через субъективное восприятие. Тем не менее, вопрос о том, существует ли абсолютная истина в нашем мире, остается актуальным. Сейчас важно то, насколько легко это понятие поддается оценке и категоризации. Согласно одному из важнейших законов логики (закону не противоречия), два суждения, отрицающие друг друга, не могут быть одновременно истинными, и наоборот.

Другими словами, одно суждение истинно, а другое - нет. Этот закон может быть использован для оценки (проверки) "абсолютности" истины. Если суждение не может сосуществовать со своей противоположностью, то такое суждение является абсолютным. Для наглядности рассмотрим определение относительной истины. Относительная истина — это истинное, но неполное суждение о предмете.

Например, утверждение "Женщины носят платья". В принципе оно верно, поскольку некоторые женщины носят платья. Но верно и обратное утверждение: утверждение "Женщины не носят платьев". Некоторые женщины не носят платья. При этом ни одно из этих утверждений не может считаться абсолютным.

Введение понятия "относительная истина" признает тот факт, что человечество не в  состоянии охватить все знания о мире, а также ограниченность человеческих суждений в целом. В силу ограниченности своего мышления люди часто выносят ошибочные суждения и тем самым заблуждаются.

Человечество всегда стремилось кисти ней при этом сталкивалось с различными крайностями и иллюзиями. Для максимального понимания рассмотрим, что такое заблуждение. Заблуждение —  это некое знание, которое не соответствует действительности, но в то же время принимается за истину. Заблуждения, как правило, отражают объективную реальность и имеют реальные источники.

Заблуждения обусловлены также относительной свободой выбора способа восприятия, сложностью решаемой проблемы и стремлением реализовать идеи в ситуациях, когда знаний не хватает. Однако заблуждение, конечно, следует отличать от лжи как морально-психологического явления. Ложь - преднамеренное искажение действительности с целью обмана человека или группы людей. Ложь может заключаться выдумывание того, чего не было, или сокрытии определенных событий или информации. В то же время источником лжи может быть логически ошибочное мышление.

Сущность научного познания невозможна без конфликта различных мнений и убеждений. В процессах наблюдения, измерения, вычисления, суждения и оценки часто допускаются ошибки. В связи с этим нельзя утверждать, что в нашем мире существует абсолютная и окончательная истина. Понятие конечной или неизменной истины — это фантом. Объекты Бого познания неисчерпаемы, изменчивы, обладают множеством характеристики имеют бесконечное множество связей с окружающим миром. Каждый этап познания ограничена уровнем развития общества и науки. Поэтому научное знание относительно.

Реальность и иллюзия тождественны. Их тождественность обусловлена тем, что, как и все противоположности, они не могут быть мыслимы друг без друга, не могут обусловливать друг друга, не могут интериоризировать друг друга и взаимно трансформировать друг друга. Если истина — это правильное и научное знание о каком-либо объекте восприятия, то иллюзия - это противоположность истине, ее суть — неправильное восприятие объекта.

Для того чтобы преодолеть различные заблуждения, человечество, конечно же, должно двигаться в направлении прогресса, и по мере поступательного развития количество заблуждений будет постепенно уменьшаться и заменяться правильными знаниями.

Поэтому следует признать, что общее понятие истины еще неполно. Оно продолжает формироваться под влиянием развития человеческой цивилизации, изменения и совершенствования философских тенденций. Поэтому вопрос о том, что такое истина, будет преследовать будущие поколения.

 

Список литературы:

1. Горелов А.А. Основы философии. – М.: Академия, 2012. – 320 с. 

2. Жуков В.Н. Государство. Право. Власть. Философия и социология. – М.: Мир философии, 2015. – 592 с.

3. Голованов М.В. Истина и Вера. – М.: Ленанд, 2010. – 56 с.

4. Штайнер Р. Истина и наука. Философия свободы. – М.: Деметра, 2007. – 440 с.

  

. . . . . . .