Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Психология родительства

Дата публикации: 2024-04-04 18:10:40
Статью разместил(а):
Коваль Максим Юрьевич

Психология родительства

Parenting psychology

 

Авторы:

Сейдаметова Зарема Абибуллаевна

Херсонский технический университет, г. Геническ, Россия
e-mail: zsa210880@mail.ru
Seydametova Zarema Abibullaevna,
Kherson Technical University, t. Genichesk, Russia
e-mail: zsa210880@mail.ru

Коваль Максим Юрьевич

Херсонский технический университет, г. Геническ, Россия
e-mail: maksymk0val@ya.ru
Koval Maksim Yurievich,
Kherson Technical University, t. Genichesk, Russia
e-mail: maksymk0val@ya.ru

 

Аннотация: Данная работа рассматривает важные аспекты психологического воздействия родителей на развитие детей и формирование их личности. В данном контексте обсуждаются ключевые вопросы, связанные с родительской ролью, формированию родительской идентичности, способствующие гармоничному развитию детей. Понимание психологических аспектов родительства является ключевым элементом успешного воспитания и обеспечения гармоничного развития детей.

Annotation: This work addresses important aspects of the psychological influence of parents on the development of children and the formation of their personality. In this context, key issues related to parenting, the formation of parental identity, contributing to the harmonious development of children are discussed. Understanding the psychological aspects of parenthood is a key element in the successful upbringing and harmonious development of children.

Ключевые слова: родитель, ребенок, роль, развитие.

Keywords: parent, child, role, development.

Тематическая рубрика: Медицина и психология.

 

Степень научной разработанности является хорошо разработанной научной областью в области психологии. Научные исследования и публикации в этой области представляют обширный объем знаний о взаимосвязях между родителями и детьми, о влиянии родительского воспитания на развитие личности ребенка, о психологических проблемах, связанных с родительством, а также о методах и техниках эффективного воспитания.

Большое количество публикаций, исследований и практических рекомендаций в области психологии родительства свидетельствует о высокой степени научной разработанности этой темы, что позволяет специалистам различных областей использовать эти знания для повышения качества воспитания детей и создания гармоничных семейных отношений.

Цель исследования: выявить, основные аспекты психологии родительской роли, а также формирование родительской идентичности. Анализ психологических особенностей взаимодействия детей и родителей позволяет выявить не только проблемные моменты, но и определить стратегии развития позитивных отношений и обеспечить поддержку для всех членов семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать ключевые понятия родитель, родительская роль.
2. Рассмотреть основные аспекты психологии родительской роли и формирование родительской идентичности.
3. Провести анкетирование с мужчинами и женщинами для сбора данных в чем проявляется поддержка развития их детей.
4. Сделать выводы об основных аспектах психологии родительской роли и формирование родительской идентичности, как главной составляющей психологии родительства.

Предмет исследования: работа освещает понимание определения родитель и родительская роль, а также их взаимосвязь. Рассматривает основные аспекты психологии родительства, такие как формирование родительской роли и формирование родительской идентичности.

Научная новизна: данная тема является важной и актуальной в современном мире и проявляется в постоянном поиске новых знаний и понимании взаимосвязей между родителями и детьми, их влиянии на психическое развитие и формирование личности детей. Несмотря на то, что область психологии родительства является хорошо разработанной, постоянно появляются новые исследования и публикации, которые приносят свежие взгляды и открывают новые аспекты этой темы.

Некоторые из направлений, демонстрирующих научную новизну в этой области, включают:
- Новые исследования о влиянии гендерных стереотипов на родительское поведение и о взаимосвязи между гендерной идентичностью и воспитанием детей.
- Новые научные подходы к изучению мозговой активности и психоэмоциональных реакций родителей и детей, позволяющие лучше понять основы эмоционального взаимодействия и привязанности между ними.
- Новые программы и методики воспитания, основанные на современных исследованиях в области психологии, направленные на развитие позитивных отношений и поддержки между родителями и детьми.
- Новые анализы изменений в роли родителей в современном обществе, влияние цифровых технологий на семейные отношения и новые аспекты воспитания в цифровую эпоху.

Эти и другие исследования вносят вклад в современное понимание психологии родительства, обогащая научную картину в этой области и оказывая влияние на практическую деятельность специалистов, работающих семейной и детской психологией.
Основная аналитическая часть.

Родитель — это лицо, которое родило или приняло на воспитание ребенка. Родитель имеет ответственность за заботу, воспитание и восстановление благополучия своего ребенка. Роль родителя включает в себя множество аспектов - от обеспечения базовых потребностей ребенка (питание, одежда, жилье) до образования, развития личности, эмоциональной поддержки и формирования ценностей.

Родительская роль — это социальный статус и психологическая функция, которая включает в себя обязанности и функции, связанные с воспитанием и уходом за детьми. Родительская роль предполагает создание безопасной и поддерживающей среды для ребенка, формирование его социальных навыков и ценностей, а также обеспечение его физического и эмоционального благополучия.

Родительская роль включает в себя не только уход и обеспечение ребенка, но и эмоциональную связь, поддержку, обучение, моделирование поведения и принятие родителями нормативов и правил. Родительская роль подразумевает активную роль в процессе воспитания и развития детей, а также создание условий для формирования у них навыков самостоятельности и саморегуляции.

Психология родительской роли охватывает широкий спектр аспектов, включая эмоциональные, поведенческие, когнитивные и социальные аспекты взаимодействия между родителями и детьми. Ниже приведены основные аспекты психологии родительской роли:

- Эмоциональная связь между родителями и детьми играет ключевую роль в формировании эмоциональной безопасности и уверенности у детей. Способность родителей понимать и реагировать на эмоции ребенка, выражать любовь, поддержку и понимание важна для здорового психического развития ребенка.

- Родительские стили (авторитарный, авторитетный, позволяющий и безразличный) оказывают существенное влияние на поведенческие особенности и эмоциональное состояние детей. Понимание своего родительского стиля и его последствий помогает родителям создавать поддерживающую и стимулирующую среду для развития ребенка.

- Родители являются главными моделями для своих детей. Их поведение, ценности, нормы и жизненные принципы влияют на формирование личности и поведения детей. Позитивное моделирование со стороны родителей способствует развитию у детей адаптивных стратегий поведения.

- Установка структуры, правил и границ является важным аспектом родительской роли. Четкие и последовательные правила помогают детям развивать ответственность, саморегуляцию и адекватное поведение.

- Важным аспектом родительской роли является поддержка развития ребенка, его самооценки, уверенности и умений. Способность родителей поддерживать и стимулировать интересы и достижения ребенка способствует его гармоничному развитию. Взаимодействие родителей с детьми на уровне психологии родительства оказывает сильное влияние на психологическое благополучие и развитие личности детей. Понимание и осознание этих основных аспектов помогают родителям эффективно выполнять свою родительскую роль и обеспечивать гармоничное развитие своих детей.

Итак, понятие родитель связано с биологическим или юридическим статусом, а родительская роль охватывает широкий спектр обязанностей, ответственностей и функций, связанных с воспитанием и развитием детей.

Формирование родительской идентичности представляет собой процесс, в ходе которого взрослые осознают себя в качестве родителей, принимают свою новую роль, интегрируют ее в свою личность и начинают определяться как родители. Этот процесс включает в себя несколько важных аспектов:

Во-первых, важным этапом формирования родительской идентичности является понимание и принятие своей новой роли в качестве родителя. Взрослые начинают осознавать ответственность, связанную с воспитанием и заботой о ребенке.
Во-вторых, в процессе формирования родительской идентичности взрослые интегрируют новые родительские роли, ценности и убеждения в свою личность. Они начинают ощущать себя идентично как родители и подстраивают свое поведение и мышление под потребности и интересы ребенка.

В-третьих, важным аспектом процесса формирования родительской идентичности является развитие родительских навыков и умений. Взрослые осваивают методы воспитания, учатся эффективному взаимодействию с ребенком, развивают эмоциональную связь и умение удовлетворять потребности ребенка.

В-четвертых, родительство является одним из способов социализации взрослых. Через воспитание своих детей родители осваивают культурные нормы, ценности и общепринятые стандарты воспитания, что помогает им адаптироваться к социокультурной среде.
В-пятых, формирование родительской идентичности также включает в себя психологическую адаптацию к новой роли, эмоциональный выход на новый уровень самоидентификации и понимание связи между родительскими убеждениями и собственным внутренним миром.

В целом, процесс формирования родительской идентичности представляет собой сложный психологический и социокультурный процесс, который способствует развитию личности взрослых и формированию здоровых, любящих отношений между родителями и детьми.

Выборка была сформирована, путем добровольного привлечения к участию в психологическом исследовании, мужчин и женщин в возрасте 20-40 лет.

База исследования: исследование проводилось на базе опроса мужчин и женщин при помощи добровольного анкетирования. Респонденты предоставили письменное информированное согласие.

В опросе добровольно принимали участие только совершеннолетние лица. Исследование организованно и проведено в соответствии с Настоящим Этическим кодексом психолога принятым “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.
В ходе приводимого исследования «В чем выражается поддержка развития Ваших детей?».

43% опрошенных заявили, что одним из главным фактором служит поддержка эмоционального благополучия: установление эмоциональной связи с ребенком, слушание его чувств и эмоций, обеспечение утешения и поддержки — все это способствует его эмоциональному развитию.

30% отметили, что для них определяющим является аспект поощрения самостоятельности и самооценки, такая как помощь детям в развитии самостоятельности, поощрение их достижений и поддержка их уверенности в себе играют важную роль в формировании здорового самоощущения.

27% респондентов отметили, что вовлечение в образовательные и развивающие активности выражающейся в организация игр, чтение книг, походы по музеям, посещение мастер-классов — все это способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Таким образом, психология родительства изучает взаимодействие между родителями и их детьми, а также влияние этого взаимодействия на психологическое развитие детей, играет важную роль в понимании процессов воспитания и влияния семьи на развитие детей. Изучение этой области помогает родителям лучше понимать потребности своих детей, создавать благоприятную эмоциональную обстановку в семье и развивать здоровые отношения с детьми.

Эта тема психологии дает основания для глубокого понимания важности психологического аспекта в родительстве и обусловленного им воздействия на формирование индивидуальности ребенка, что в свою очередь способствует развитию здоровых, эмоционально стабильных и успешных личностей в будущем.

 

Список литературы:

1. Демоз Л. «Психоистория». Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2000 г.
2. Хомептаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка и психологические проблемы в семье». Екатеринбург: Издательство «У-Фактория», 2006 г.
3. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Издательство «Института психотерапии», 2002 г.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  М.: Издательство «Просвещение», 2022 г.
5. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты.  Л.: Издательство «Наука», 2004 г.
6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребенка. М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
7. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. М.: ООО «Издательство АСТ», 2017 г.
8. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Издательский центр "Академия", 2016 г.

 

. . . . . . .