Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Зависимость когнитивных функций студентов от музыки

Дата публикации: 2024-01-12 13:42:28
Статью разместил(а):
Фролова Мария Викторовна

Зависимость когнитивных функций студентов от музыки

The dependence of students' cognitive functions on music

 

Автор: Фролова Мария Викторовна

ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: masha.frolova.spb@gmail.com

Frolova Mariia Viktorovna

FSBEI HE I.P. Pavlov SPbSMU MOH Russia, Saint Petersburg, Russia

e-mail: masha.frolova.spb@gmail.com

 

Аннотация: Данная статья посвящена изучению и выявлению зависимости когнитивных функций студентов 1 курса от музыки.

Abstract: This work is devoted to the study and identification of the dependence of cognitive functions of 1st year students on music.

Ключевые слова: музыка, темперамент, когнитивные функции.

Keywords: music, temperament, cognitive functions.

Тематическая рубрика: Медицина и психология.

 

Цель работы: Изучить и выявить зависимость когнитивных функций студентов 1 курса стоматологического факультета от музыки.

Задачи:

●  Провести тест на темперамент

●  Провести тест математический с использованием музыки

● Выявить зависимость между прослушиванием музыки и когнитивными функциями мозга.

Методы:

●  Жанр музыки

●  Узнать какой темперамент

●  Математический тест.

Гипотеза: В рамках научно-исследовательской работы проверяется гипотеза, что музыка благотворно влияет на работу когнитивных функций мозга студентов стоматологического факультета 1 курса.

Актуальность: Музыка это неотъемлемая часть жизни современного человека. В наше время, если посмотреть на окружающих на улице, то мы увидим их в наушниках, слушающих какое-нибудь произведение. Музыка - это искусство, которое влияет на настроение, глубину и ритм дыхания, сердечное сокращение, а также на мыслительную деятельность. Прослушивание музыки для релаксации широко распространено среди студентов, в связи со стрессами и переживаниями при выполнении сложных академических заданий. Студенты предпочитают слушать музыку во время подготовки к тесту или же во время выполнения домашнего задания. Но, они не подозревают о влиянии музыки на продуктивность мыслительной работы.

Человек воспринимает звуковую информацию с помощью слухового анализатора. Анализатор представляет собой единую функционирующую систему, состоящую из трех частей:

1) периферической

2) промежуточной

3) центральной.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) является инструментом для исследования активности мозга во время специфической деятельности. Исследования показали, что при прослушивании музыки активация различных областей полушарий зависит от уровня музыкальной грамотности слушателя. Особенности обработки музыкальной информации различны в правом и левом полушариях: правое полушарие ответственно за мелодические аспекты, такие как анализ высоты тонов, длительности интервалов, интенсивности и тембра; левое полушарие занимается восприятием ритма и «профессиональным» анализом музыки. Однако, полное впечатление от музыки возникает только при интеграции специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, которые происходят в обоих полушариях.

Исследования с использованием ПЭТ показывают, что более образованные испытуемые в музыкальном отношении, которые используют аналитическую стратегию и способны различать звуки в аккордах, проявляют более высокое потребление глюкозы в левом полушарии. У лиц без музыкального образования прослушивание музыки, наоборот, усиливает метаболическую активацию, особенно в теменных и затылочно-височных областях правого полушария. Таким образом, музыка имеет значительное влияние на работу полушарий и всего головного мозга, и потому может быть полезной для человека.

В ходе множества проведенных исследований были получены противоречивые результаты относительно влияния музыки на когнитивные функции. Одни исследования указывают на благоприятный эффект музыки на работу познавательных процессов, в то время как другие говорят о снижении эффективности мыслительных функций при наличии музыки. В одном из интересных исследований, проведенном Смитом и Морисом, было изучено влияние предпочитаемой музыки на познавательные процессы и концентрацию внимания студентов. Результаты показали, что любимая музыка отвлекает от основной задачи работы, поскольку ее мелодия и слова могут вызывать эмоциональное волнение, что, в свою очередь, снижает уровень концентрации студента. Однако влияние музыки может иметь также связь с индивидуальным типом личности.

Фурнхам и Брэдли провели ряд исследований для изучения эффекта релаксирующей и агрессивной музыки на интровертов и экстравертов. Оказалось, что громкая музыка и фоновый шум способствуют продуктивности работы у экстравертов, создавая позитивную атмосферу. Однако для интровертов такая обстановка оказывается неприемлемой и даже невозможной, так как они подвержены большему влиянию музыки, что сказывается на их результативности, сравнимой с результатами экстравертов.

Материалы и методы.

1. Объекты исследования.

В исследовании приняли участие 9 студентов стоматологического факультета первого курса. Из них 1 лицо мужского пола и 8 женского. Возраст испытуемых составил 17-19 лет. Средний возраст равен 18 лет.

Критерии включения и исключения:

Включения: люди подписавшие информированное согласие, студенты стоматологи 1 курса, лица пришедшие на занятие.
Исключения: люди не подписавшие информированное согласие, младше 17 и старше 20 лет. Люди не имеющие проблем со слуховым анализатором, когнитивными функциями. Лица с острым заболеванием или обостренным хроническим.

2. Математический тест.

Участникам предлагалось решить 4 арифметических тестов, первый тест – в сопровождении классической музыки, второй – поп музыке, третий – под рок, а четвертый тест участники решали в тишине. Тесты состояли из 20 различных операций: 10 на умножение и деление, 10 насложение и вычитание. Порядок операций был рандомизирован. Регламент по каждому тесту составлял 1 минуту (60 сек.), студентам не разрешалось пользоваться калькуляторами или же любимы электронными гаджетами, период паузы между тестами составлял 1 минуты (60 сек.).

3. Тест-опросник Г. Айзенка (форма А) диагностика темперамента.

Тест включает в себя 57 вопросов, из которых по 24 вопроса относится к шкалам:

1) шкала интроверсия - экстраверсия

2) шкала эмоциональная устойчивость.

Остальные 9 вопросов для шкалы 3 - искренность. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов «Да» или «Нет». Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов тестируемого с вопросами шкал. Если участник исследования набирает 12 и более баллов по первой шкале, то он - экстраверт, (12-18 баллов - умеренная экстраверсия, 19 - 24 - значительная), если меньше 12 баллов, то он - интроверт (1-7 баллов значительная, 8-11 - умеренная интроверсия). Если тестируемый набрал 12 и менее баллов по второй шкале, то он эмоционально устойчив (до 10 баллов - высокая устойчивость, 11-12 | баллов - средняя); если более 12 баллов - эмоционально неустойчив (15 - 18 баллов - высокая, 19-24 баллов - очень \ высокая неустойчивость). Если участник исследования набрал более 4 баллов, то его ответы не всегда были искренними и свидетельствуют о тенденции человека ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса «И» не превышает 4 балла.

Результаты и обсуждения.

В исследовании мы можем увидеть, что высокие показатели участники показали при отсутствии музыки и прослушивании классической.

Тест-опросник Г. Айзенка (форма А) диагностика темперамента. По результатам теста испытуемые были разделены на 2 группы по психологическому типу личности. Было выявлено 4 интроверта и 5 экстравертов. 

Математический тест. В исследовании зависимой переменной являлась оценка производительности, которая была измерена максимальными и минимальными баллами в ответах, полученных в каждом из тестов. Мы получили, что без музыки максимальным результатом было 10, а минимальным 7. При классической музыке max - 16, min - 6, поп музыке max - 16, min - 6 и рок музыке max -10, min - 6.

По результатам анализа данных, полученных в ходе исследования, выяснилось, что группа интровертов получила одинаковые мин. баллы при прослушивании поп и без музыке (min - 8) и одинаковые при без музыки и рок (min - 6). А одинаковые максимальные баллы получили при классической и поп музыке (max - 16), и рок и без музыка (10). Установлено, что группа экстравертов получила одинаковые баллы только при поп музыке и отсутствие музыки (min - 7). Классическая музыка - максимально 10 и минимально 6, рок музыка максимально 9 и минимально 6. Классическая и поп музыка - максимально 10 и 15. 

По результатам тестирования интроверты справились лучше с поставленной задачей, чем экстраверты. Менее всего их отвлекала классическая и поп музыка. Вероятно, данные произведения более привлекательны, чем остальные. При воздействии рок музыкой точность снижалась. Внимание переключалось на слуховую систему.Экстраверты справились с тестированием немного хуже, так как больше минимальных баллов наблюдалось у них. Скорее всего это связано с тем, что данный тип темперамента не может сосредоточить свое внимание на одном объекте. Они начинали думать о двух вещах сразу, вследствие чего начинали отвлекаться.

Удивительно, что ни одна из двух групп не показала максимальный бал при отсутствие музыки. На мой взгляд, это связано с тем, что мы уже настолько привыкли к ней, что нам становится не комфортно.

Полученные данные о влиянии музыки когнитивные функции мозга не согласуются с источниками литературы. Все участники нашего исследования лучше справлялись с выполнением математических задач с воздействием на слуховую систему. Классическая и поп музыка меньше всего отвлекала внимание обе группы. Причиной этого, возможно, является то, что данная музыка для них обыденной. По нашим результатам исследования у экстравертов и интровертов при выполнении задач наблюдается уменьшение количества выполненных примеров при действии агрессивной музыки или же отсутствии музыки вовсе. Вероятно, это связано с тем, что у экстравертов при отсутствии музыки становилось скучно и им было лениво доделывать данное задание. А у интровертов раздражало присутствие агрессивной музыки, которая как будто накалялась обстановку и не давала сосредоточиться.

Выводы:

1)  При прослушивании определенного, любимого жанра музыки когнитивные функции мозга показали высокие показатели.

2)  При отсутствии музыки студенты 1 курса показали одни из высоких результатов. Поэтому учащиеся не должны слушать какую-либо музыку, или позволять любому слуховому раздражителю отвлекать их во время учебы для получения максимального уровня продуктивности. Студенты должны заниматься в тихих и спокойных местах.

3)  Интроверты показали самые высокие результаты, следовательно любимая музыка помогает им сосредоточится на определенном деле.

 

Список литературы:

  1. Павлова Н.Н. Возрастная анатомия и физиология // Международный Журнал Экспериментального Образования. 2010. № 12 с. 39-42.
  2. Грюссер П. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества / П. Грюссер, А. Зепке, Т. Цинда // Красота и мозг / под ред. И. Фенчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. Москва, 1995. Гл. 11. С. 265–269.
  3. Муртазина Л.Э. Роль музыкальной информации в развитии коммуникацион- ных возможностей человеческого мышления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. No 20. С. 174–177.
  4. Павлов А.Е. Музыкальная деятельность и ее мозговая организация // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. No 4. С. 92–98.

 

. . . . . . .