Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Клинический случай сенсомоторной афазии у ребенка. Из опыта работы логопеда неврологического отделения

Дата публикации: 2023-10-30 23:16:01
Статью разместил(а):
Дыбаль Екатерина Феодосиевна

Клинический случай сенсомоторной афазии у ребенка. Из опыта работы логопеда неврологического отделения детской больницы

Clinical case of sensorimotor aphasia in a child. From the experience of working as a speech therapist at the neurological department children's hospital

 

Автор: Дыбаль Екатерина Феодосиевна

БУЗ ВО «Вологодская областная детская больница № 2», г. Череповец, Россия

e-mail: katya.dybal@mail.ru

Dybal Ekaterina Feodosievna

Vologda Regional Children's Hospital No. 2, Cherepovets, Russia

e-mail: katya.dybal@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает случай сенсомоторной афазии у ребенка.

Abstract: In this article, the author describes a case of sensorimotor aphasia in a child.

Ключевые слова: сенсомоторная афазия, ребенок.

Keywords: sensorimotor aphasia, child.

Тематическая рубрика: Медицина и психология.

 

Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга [1]. Причинами возникновения афазий могут быть различные травматические повреждения, сосудистые, воспалительные или инфекционные заболевания головного мозга, опухоли мозга, нарушения мозгового кровообращения. Данное речевое нарушение чаще возникает у взрослых, но также [по данным ВОЗ … отмечается ежегодное увеличение … числа детей с афазией] [2].

Однако в научной и методической литературе мне удалось найти не очень большое количество источников, касающихся работы с детьми, имеющими афазию. Некоторые авторы также отмечают, что [проблема изучения афазии у детей дошкольного возраста недостаточно разработана, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, несмотря на её актуальность и значимость] [2]. Поэтому я решила привести в этой статье клинический пример из своей практики, возможно, он окажется кому-то полезен.

Пациент: мальчик четырех лет. Переведен из инфекционного отделения, где в течении трех недель получал лечение по поводу герпетического менингоэнцефалита. По данным МРТ головного мозга у ребенка имеются кистозно-глиозные изменения в левой височной доле, как следствие перенесенного заболевания. Из речевого анамнеза: речь ребенка до момента заболевания развивалась в соответствии с возрастными нормами. На учете у логопеда не состоял. Правша.

Объективно при осмотре: поведение адекватное, эмоциональный фон снижен, зрительный контакт удерживает. Отмечается истощаемость, инертность, эмоциональная лабильность. Мимика маловыразительная. Жевание и глотание не нарушены. Наблюдается оральная апраксия.

Импрессивная речь: понимание речи грубо нарушено, не может по просьбе показать части тела, лица, предметы, действия. Нарушено понимание простых инструкций. Фонематическое восприятие нарушено: на различает на слух звучащие игрушки. Активная речь отсутствует. Повторение за взрослым недоступно.

Логопедическое заключение: Сенсомоторная афазия тяжелой степени тяжести. Рекомендовано проведение индивидуальных логопедических занятий.

Составлена программа восстановительного обучения:

1. Преодоление оральной апраксии.

2. Восстановление пассивного словаря:

- показ предметов и картинок с изображением предметов;

- показ частей тела на картинках, у себя, у взрослого;

- показ действий и картинок с изображением действий.

3. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи

- ответы на вопросы жестами или словами «да», «нет».

Растормаживание произносительной стороны речи:

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», «буду» и т.д.);

- договаривание фраз с жестким контекстом;

- сопряженное и отраженное проговаривание простых слов, фраз.

За время нахождения ребенка в стационаре проведено 21 занятие. Получена стабильная положительная динамика: мальчик стал охотнее контактировать с окружающими, повысился эмоциональный фон, уменьшилась истощаемость.

Улучшилось выполнение произвольных артикуляционных движений. Улучшилось понимание обращенной речи: может выполнять простые просьбы, показывать знакомые предметы, изображения предметов, части тела, лица.

Отвечает на вопросы словами «да», «нет», «не хочу», «не буду». Использует слова «привет», «пока», «мама», «папа», «вот», «тут», «там», «это», может назвать несколько знакомых действий, посчитать от 1 до 3.

При выписке родителям рекомендовано продолжить занятия с логопедом по месту жительства и даны рекомендации по самостоятельным занятиям дома.

 

Список литературы:

  1. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М. Владос, 2002 г.- 680 с./
  2. Автореферат «Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения. Волкова С.В. Москва 2017 г. ФГБНУ «ИКП РАО».

 

. . . . . . .