Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Правила и принципы методического сомнения в философии Рене Декарта

Дата публикации: 2022-04-28 23:07:24
Статью разместил(а):
Пенкина Кристина Сергеевна

Правила и принципы методического сомнения в философии Рене Декарта

Rules and principles of methodical doubt in the philosophy of Rene Descartes

 

Авторы:

Пенкина Кристина Сергеевна

ФГБОУ ВО "СамГМУ", Самара, Россия

e-mail: kristina.penkina.2018@mail.ru

Penkina Kristina Sergeevna

Samara State Medical University, Samara, Russia

e-mail: kristina.penkina.2018@mail.ru

Червова Алиса Сергеевна

ФГБОУ ВО "СамГМУ", Самара, Россия

e-mail: qwinliza013@gmail.com

Chervova Alisa Sergeevna

student, Samara State Medical University, Samara, Russia

e-mail: qwinliza013@gmail.com 

 

Аннотация: В этой статье раскрывается влияние деятельности великого философа Рене Декарта в медицинской деятельности. Актуальность рассматриваемой данной темы очень важна для врачей. Методические сомнения и правила Декарта помогают устанавливать верные диагнозы, анализировать истории болезней и совершенствовать профессиональные навыки медицинского персона. Важно отметить, что необходимо уметь видеть симптомы и соотносить их к определенной болезни. Нельзя ставить под сомнение жизнь самого пациента. И в этом помают основы философии Рене Декарта.  

Abstract: This article reveals the influence of the activities of the great philosopher Rene Descartes in medical practice. The relevance of this topic is very important for doctors. Descartes' methodological doubts and rules help to establish correct diagnoses, analyze medical histories and improve the professional skills of a medical person. It is important to note that it is necessary to be able to see the symptoms and relate them to a specific disease. It is impossible to question the life of the patient himself. And this is the basis of the philosophy of Rene Descartes

Ключевые слова: дедукция, правила Рене Декарта, методические сомнения, медицина.

Keywords: deduction, rules of Rene Descartes, methodological doubts, medicine.

Тематическая рубрика: Медицина и психология.

 

Рене Декарт (1596-1650гг.) французский философ, математик, механик, физик и физиолог один из основоположников европейской философии нового времени.

Дуализм в философии – это одновременно и противопоставление, и союз идеализма и материализма. Это такое мировоззрение, которое рассматривает в человеческом мире проявление и борьбу двух антагонистических друг другу факторов, их антагонизм образует все то, что есть в реальности. В этой неразрывной паре существуют противоречивые начала: Бог и сотворенный им мир; белое добро и темное зло; такое же противоположное белое и черное, наконец, присущие всему живому свет и тьма - именно это дуализм в философии. Он является философской базой теории психофизического параллелизма. При этом концепция превосходства разума и его базовый приоритет в основе научного познания и обычного бытия доказывалась Декартом так: на свете чересчур много разных явлений и произведений, содержание которых постигнуть нельзя, это затрудняет жизнь, но зато позволяет выставлять сомнения по поводу того, что видится простым и ясным. Из этого нужно вывести тезис, что сомнения будут во все времена и при любых условиях.

Основной задачей философии он считал увеличение человеческого могущества путём познания окружающего мира и господства над природой. Для того, чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться в предыдущем знаний, которые выработало человечество. По мысли Декарта, в основу нового метода познания должны быть положены два принципа - принцип сомнения и принцип самоочевидности.

Проблема методического сомнения является основополагающей в философии Декарта.

Сомнение полезно и необходимо, оно – обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всём, но для этого всё-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет.

Декарт считал, что сомневаться нужно во всём содержании нашего знания. Ведь истина не просто так появляется из головы – в основе познания должна лежать интеллектуальное интуиция, а она у Декарта начинается с сомнения.

Философ писал, что, поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, что нет ни бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. То есть – «я мыслю, следовательно, я существую». Декарт создает дедуктивный метод познания.

Дедукция по Декарту необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчётливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчётливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы не известное делаем известным.

Декарт сформулировал четыре основных правила дедуктивного метода:

 - принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо, не дает повода к сомнению (правило очевидности);

 - каждую сложную вещь надо делить на простые составляющие (правило анализа);

 - в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза);

- требует полного перечисления и систематизации как познаваемое, так и познанное (правило перечисления).

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным, достоверно надёжным методом является математическая дедукция.

Этот идеал стал определяющим фактором Декартовской философии. Если философия должна быть дедуктивной математикой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти полностью определённые и истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки являются неочевидными, то выводы Дедуктивной системы имеют мало ценности.

Возникает вопрос: как найти абсолютно очевидные и определённые предпосылки для дедуктивной философской системы?

Ответить на этот вопрос позволяет Декарту методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок нашей дедуктивной системы.

Методические сомнения являются способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.

Надо отметить, что для Декарта само сомнение связано с определёнными предпосылками: именно - индивид, отдельно мыслящий субъект (не группа исследователей задаёт вопрос) сомневается. Поэтому не удивительно, что положение, в определённости которого Декарт не сомневается, заключается в уверенности индивида в том, что он является мыслящим созданием.

С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания. Он опровергает претензии философии, чувственного восприятия и логики на обоснованное знание. А в качестве предпосылки в дедуктивной философской системе, которую хочет создать Декарт - ни один из этих видов знания не является абсолютно определённым.

На вопрос: существует ли что-нибудь, в чем мы не сомневаемся, Декарт отвечал: «Да!». Не можем мы сомневаться в том, что обладаем сознанием и существуем. Как уже отмечалось выше, Декарт подтверждал это фразой: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Нельзя не отметить, что доказательства существования Бога Декарта дополняют целостность его дедуктивной системы.

Представление о Совершенном Существе не может быть порождён о чем-то не совершенным. В силу того, что он сам является не совершенным, он не может быть причиной этого представления, ей может быть только Совершенное Существо.

Поскольку Декарт действительно обладает представлением о Совершенным Существе, то это представление должно быть, следовательно, причинено Совершенным Существом, то есть Богом. Следовательно, Бог существует. Этим самым Декарт подтверждает уверенность в методе: критерием общезначимого сознания являются не эмпирическое обоснование, а идеи, которые предстают ясными и отчётливыми перед нашим разумом.

Говоря о соотношении и характере взаимодействия материи и духа, тела и души, он утверждает, что для него, столь же самоочевидным как собственное существование и наличие сознания, является существование мыслящего бытия (души) и протяжённого бытия (материи), единственно существующих (помимо Бога) двух фундаментально различных феноменах.

Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико -материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна. Согласно Декарту, мы должны последовательно придерживаться того, что является ясным и отчётливым, использовать наш разум для различия подлинного знания и того, что им не является.

Мы можем обладать некоторым доверием к нашим рассуждениям и чувственным впечатлением при условии, что критически и методически относимся к ним, как к источникам знания.

Те виды знания, которые Декарт ранее отверг как ошибочное в принципе, говорит, что на практике они могут быть полезными. Таким образом, принцип методического сомнения Декарта заключается в том, что познание надо начинать со всеобщего и радикального сомнения.

В своем главном труде: «Рассуждение о методе», он ставил задачу – найти единственно правильный путь познания истины.

Именно ему в истории западно-европейской философии принадлежит заслуга превращение сомнения из морально практического, то есть связанного прежде всего с обоснованием права философа на ведение особого образа жизни, в методическое, то есть образующие истинное начало метафизики – как основополагающий и всеобъемлющей философской науки, и благодаря этому – необходимое условие достижение достоверного знания о действительности со всей её целостности и полноте.

Надо отметить, что правила дедуктивного метода познания, и в наше время помогают врачу в работе. Понимание закономерностей диагностического процесса позволяет врачу всегда действовать по системе логических переходов от одного этапа к другому. Например, в практике хирурга очень важна правильная методика обследования больного. Весь диагностический процесс условно можно разделить на несколько этапов:

· Оценка симптомов

· Постановка предварительного диагноза

· Дифференциальная диагностика

· Постановка клинического диагноза.

Говоря об оценке симптомов, врач, оценивая результаты опроса и данные физического обследования, прежде всего должен выбрать из множества признаков болезни наиболее эффективные и специфические. Бывает, одни - встречаются при большинстве заболеваний, другие - свойственны ограниченному числу болезней. Выделение одного главного симптома может подтолкнуть врача к принятию быстрых решений. Необходимо рассмотреть, как можно больше симптомов перед тем, как начать составлять их патологические комбинации. Пытаться свести имеющиеся данные под один из клинических синдромов – это неправильно, необходима последовательность процесса диагностики. Для постановки предварительного диагноза необходимо выявить диагностические, обычно лабораторно-инструментальные, признаки болезни. Далее на стадии дифференциальной диагностики ограничение числа наиболее вероятных версий помогает врачу решить, какие дополнительные тесты выбрать для подтверждения или исключения подозреваемой патологии. Исследуя альтернативные версии одну за другой, врач опирается на так называемый прием проверки гипотез.

Если результаты инструментальных исследований подтверждают выбранный вариант заболеваний, это свидетельствует о его правильности с высокой степенью вероятности.

Такой алгоритм действий позволяет поставить точный диагноз и приступить к лечению больного.

Диагностический процесс в сознании врача идет безостановочно, попытка вычленить главное на каждом этапе может оказаться полезной даже опытным специалистам.

Каждый раздел медицинской документации (истории болезни) должен аргументированно обосновывать собственную диагностическую и лечебную концепцию врача.

Методологическое сомнение в работе врача.

Отправным пунктом для достижения достоверного знания в философии Декарта является радикальное сомнение во всех прежде приобретенных знаниях и мнениях, которые, как отмечает Декарт, очень часто имеют обыкновение оказываться ложными. Поэтому для того, чтобы добиться достоверного знания, необходимо принимать за истинное только то, что представляется нам совершенно несомненным.

На первом этапе методического сомнения Декарт подвергает сомнению достоверность знаний, полученных при помощи органов чувств. Он начинает с того, что устанавливает метафизическое различие между «явлением» и «реальностью», между тем, чем предмет кажется, и тем, что он есть на самом деле. оно позволяет корректировать метафизическую установку, которая принята исследователем по отношению к миру, и избежать тем самым наивно-реалистического подхода к нему. Эту особенность методического сомнения принято называть его корректирующей функцией. Благодаря действию этой функции на данном этапе методического сомнения ставится под сомнение свойственное для наивно-реалистического подхода представление о том, что мир и составляющие его объекты не могут быть иными, чем они нам являются. В этом смысле сомнение выступает у Декарта в роли терапевтического средства, способного вылечить человеческое мышление от слепого доверия, питаемого им к показаниям чувств. «Поскольку чувства, – пишет Декарт в «Рассуждении о методе», – иногда нас обманывают, я рискнул предположить, что ни одна вещь не является такой, какой она представляется нашим чувствам. Следовательно, на первой ступени методического сомнения Декарт приходит к выводу, что объекты внешнего мира не таковы, какими они нам даются в чувствах; данный вывод, в свою очередь, открывает возможность для более взыскательной переоценки степени надежности чувственного познания с точки зрения стандарта абсолютной достоверности.

Таким образом, для Декарта чувства являются не дорогой к достоверному знанию, но препятствием на пути к нему. Чувственное познание оказывается своего рода завесой, стоящей между человеком и познаваемой им реальностью. В то же самое время Декарт прекрасно отдает себе отчет в том, что факты недостоверности чувственного познания не могут служить неопровержимым доказательством невозможности достоверного познания вообще и достоверного познания внешнего мира в частности.

Данную мысль мы можем увидеть на трагическом примере подростка.  Шокирующая история случилась в Прионежском районе. К заведующей хирургическим отделением местной больницы привезли пациента: несовершеннолетний парень попал в ДТП и его срочно нужно было обследовать. Но врач решила не делать полного обследования брюшной полости и заявила, что с молодым человеком все нормально. Позже выяснилось, что юноша получил серьезную травму печени, его состояние ухудшилось. Врачи провели срочную операцию, но она не помогла: молодой человек умер. Так, врач доверился своим органам чувствам: визуально видя, что мальчик выглядит нормально, специалист посчитал его здоровым. Это привело к необратимым последствиям.

На втором этапе методического сомнения в центре внимания Декарта оказывается вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от ощущений мыслящего субъекта. Для ответа на этот вопрос Декарт использует так называемый аргумент относительно сновидения, на основании которого он подвергает сомнению существование окружающих его физических предметов, воспринимаемых при помощи органов чувств. Вкратце существо аргумента относительно сновидения заключается в следующем: Декарт предполагает, что во сне спящему человеку часто кажется, будто он бодрствует; распространенность подобных случаев наводит Декарта на мысль, что у нас нет надежных критериев, которые позволили бы безошибочно отличать состояние сна от состояния бодрствования. Следовательно, во сне мы сталкиваемся с возможностью постоянного самообмана. При этом сон он понимает, как часть сознательной психической жизни человека, которая состоит из ощущений, мыслей, чувств, переживаемых человеком в то самое время, когда он спит.

Эта позиция, которую Декарт вынужден занять под давлением аргумента от сновидения, может быть названа методическим солипсизмом (от лат. solus ipse sum – только я один существую). Точка зрения методического солипсизма предполагает, что несомненно существует только мое собственное сознание; существование же помимо моего сознания физических объектов и чужих сознаний подлежит сомнению.

Методическое сомнение Декарта на третьем этапе нацелено в первую очередь на выяснение того, могут ли несомненные положения, то есть положения, которые усматриваются человеческим умом ясно и отчетливо, быть ложными. Особенность его позиции заключается в том, что коль скоро допускается существование злонамеренного Бога–обманщика, постоянно будет сохраняться и возможность самообмана, причем в отношении всех без исключения суждений, с которыми только может иметь дело человек.

Идея самолечения Рене Декарта

Самолечение - один из практических принципов медицинской философии Декарта. При этом важно сознавать, что философ выдвигает его не столько в виде некоей конечной истины, всеобщего правила для управления человеческой телесностью, сколько как вариант метода, рациональность которого определяется необходимостью принимать во внимание единичный характер союза души и тела больного индивида.

Во-первых, речь идет о медицине сугубо механистической, в рамках которой человеческое тело воспринимается как физиологическая машина, функционирующая наряду с другими естественными механизмами. С этой точки зрения понятия "болезнь" и "здоровье" предстают довольно проблематичными, почти неуместными, поскольку речь идет здесь не о наблюдении симптомов, а об установлении причин, каковые в конечном итоге сводятся к нарушению кровообращения.

Психосоматическая медицина, подразумевает восприятие болезни тела в свете особенностей душевного состояния. В этом смысле не будет большого преувеличения, если сказать, что для Декарта максима "Я мыслю, следовательно, я существую" в медицинском плане могла бы приобрести такую форму: "я мыслю, следовательно, я здоров", при условии, разумеется, что я мыслю себя здоровым. На практике это означает, что следует мысленно настраивать себя на здоровье.

Таким образом, если мы принимаем, что два первых типа медицины не исключают, но дополняют друг друга, это, значит, что Декарт, четко различая природу телесную и природу психическую, не просто допускает определенную форму дуализма, но и устанавливает преобладающее влияние психики на физику, из чего, в свою очередь, вытекает "психогенная" природа некоторых заболеваний.

В заключение на медицинском примере хочется подтвердить, что методологическое сомнение на каждом его этапе позволяет врачу безошибочно поставить диагноз больному и правильно лечить его.

К доктору обратилась пациентка 43 года по поводу приступов боли «в правом боку», беспокоящих ее в течение последних 4 месяцев. Приступ возникает после погрешностей в диете, особенно после приема жирной пищи, и сопровождается тошнотой и вздутием живота. Вне обострения сохраняется тяжесть в правом подреберье и чувство горечи во рту. В последнее время ухудшилось самочувствие, снизилась работоспособность. Результаты физикального исследования в пределах нормы.

Врач, прежде всего сконцентрировал внимание на важном проявлении болезни: приступы боли в качестве ведущего симптома. У больной имеется вполне определенная клиническая картина. На втором этапе (постановка предварительного диагноза) врач сопоставил хрестоматийные описания с имеющимися симптомами. Переключая внимание с одного симптома на другой, врач уже формулировал свои первые предположения об имеющейся патологии. Им была избрана рациональная стратегия. Вопрос: «Что могло вызвать эти жалобы?» превратился в другой вопрос: «Нет ли здесь болезни N

Хрестоматийная картина ЖКБ соответствовала систематике у больной. Но диагностическая гипотеза, как бы полно она ни объясняла развитие жалоб больной, осталась предположительным построением, пока не выявлены диагностические (лабораторно-инструментальные) признаки болезни.

Доктор считает необходимым провести дифференциальную диагностику с целью рассмотреть все сколько-нибудь вероятные в данной ситуации болезни и выбрать из них наиболее схожие для активной проверки. Опираясь на так называемой прием проверки гипотез, с учетом схожести клинических проявлений, «остроты» заболевания, тяжести общего состояния больной и ее возраст. Врач в данном случае допускает вероятность ЖКБ, но не отвергает существование иных возможных заболеваний (исключить гастрит, язвенную болезнь и хронический панкреатит. Доктор исключает из списка прорабатываемых версий хронический аппендицит и рак ободочной кишки, т.к. их проявления не имеют явной связи с погрешностями в диете; они проявляются другими симптомами.

Врач назначает дополнительное обследование, целесообразно провести УЗИ. Для исключения у пациентки гастрита, язвенной болезни и рака желудка использовать гастроскопию, которая высоко специфическая для этих заболеваний. Применение указанных дополнительных исследований, подтверждающих ЖКБ, позволило уверенно поставить окончательный диагноз - ЖКБ.

Таким образом, используемый врачом подход к постановке клинического диагноза, представляет собой логическую схему диагностического процесса.

Этот медицинский пример доказывает, что правила методологического сомнения Декарта и в наши дни работают в практике врача.

Заключение.

Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всем и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдерживает испытание любым сомнением. Он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние.

Труды Рене Декарта играют важную роль в области медицины.

При медицинской диагностике важно правильно и четко ставить диагнозы пациентам, так как именно от этого зависит их жизнь. Необходимо уметь видеть симптомы и соотносить их к определенной болезни. Нельзя ставить под сомнение жизнь самого пациента. (правило очевидности).

Во врачебной практике встречаются очень много сложных людей со множествами патологиями, симптомами, и главная задача — врача- это поставить верный диагноз. Грамотный специалист должен изучить каждую мелкую деталь, каждый симптом, чтобы вылечить пациента. Врачу необходимо продумывать дальнейшие шаги для лечения пострадавшего и уметь анализировать историю болезни. (правило анализа).

Одной из причин высокой смертности людей является то, что врачи не придают важное значение простым симптомам, которые могут стать роковыми для больных. (правило синтеза).

Для постановления главного диагноза врачи много сил тратят на анализ и сбор нужной информации (правило перечисления).

 

Список литературы:

1. Афанасьев Ю.И., Кротков Е.А. Общая технология врачебной диагностики. Учебное пособие. Белгород: «Издательство Белогорье».  – 2002.

2. Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. Рос. Акад. Наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2007. - 231 с.

3. Декарт Р. Первоначала философии. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - Т.1. - С.250-423

4. Панасюк В.Ю. История зарубежной философии / В.Ю. Панасюк. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2011. - 92 с.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин - М.: Гардарики, 2013. - 368 с.

6. Философия. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: Юнити, 2010. - 622 с

 

. . . . . . .