Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Женские злодеяния на территории Таврической губернии второй четверти XIX – начала ХХ вв.

Дата публикации: 2021-04-30 21:07:36
Статью разместил(а):
Масленникова Валерия Андреевна

Женские злодеяния на территории Таврической губернии второй четверти XIX – начала ХХ вв. (на материалах Симферопольского Окружного суда)

Female atrocities on the territory of the Taurida province in the second quarter of the XIX-th - early XX-th centuries (based on materials from the Simferopol District Court)

 

Автор: Масленникова Валерия Андреевна

Таврическая академия КФУ, г. Симферополь, Россия

e-mail: Ms.Valeris@bk.ru

Maslennikova Valeria Andreevna

Taurida Academy KFU, Simferopol, Russia

e-mail: Ms.Valeris@bk.ru

 

Аннотация: Автор, обрисовав актуальность изучения женской преступности на территории Российской империи второй четверти XIX –начала ХХ вв., тезисно представляет картину женских злодеяний на территории Таврической губернии.

Abstract: The author, having outlined the relevance of the study of female crime on the territory of the Russian Empire in the second quarter of the 19th - early 20th centuries, summarizes the picture of female atrocities on the territory of the Taurida province.

Ключевые слова: женщины, преступность, Таврическая губерния.

Key words: women, crime, Tauride province.

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

 

Актуальность темы.

По сей день пенитенциарная система России находится в поиске идеального решения, которое позволит системе уменьшать количественные данные преступной деятельности. Ретроспективный анализ структуры и динамики преступлений позволит сделать ещё один шаг к разгадке.

Цель и проблема.

Данное исследование призвано отследить структуру и динамику женских преступлений по материалам Симферопольского Окружного суда на территории Таврической губернии второй четверти XIX – начала ХХ вв. Особенный интерес вызывает преступная деятельность женского населения в годы политической и социальной напряженности 1905-1907 гг.

Методология исследования.

Автор тезисов является приспешником классической (социальной) школы криминалистики, которая связывает рост преступности с экономическим, социальным и политическим фоном в обществе.

Результаты.

Исследование базируется на данных Симферопольского окружного суда располагавшихся в Сводах статистических сведений о подсудимых, оправданных и осужденных, издававшегося в период 1873-1912 гг., что дает возможность отследить динамику и судить о структуре женских преступлений за указанный период.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что именно в годы подъема революционных настроений, в Симферопольском Окружном суде было осуждено большее количество женщин, чем в годы 1872-1905, и последующие 1908-1912 годы. Однако стоит отметить и 1885 год, когда количество осужденных женщин также превышало ежегодную норму, это было связанно с резонансным делом Мельницких, которые обнажили проблему суда присяжных – массовые оправдания [1]. Данное дело послужило толчком к общественному возмущению и обесцениванию судебной система, особенно – наказания. Таким образом, с 1885 г. начинают «закручивать гайки». Стоит отметить, что данное решение не пользовалось популярностью, и оправдательные приговоры вновь вошли в судебную практику Таврической губернии.

Большая часть женских преступлений – кражи. Количественные данные свидетельствуют о том, что данное злодеяние, возраставшее до конца 80-хх XIX в., шло на спад до Первой русской революции. Процесс дестабилизации социально-политической ситуации детерминировал имущественные преступления. Также стоит отметить рост детоубийств, которые являлись одним из важнейших показателей гнетущего социально-экономического положения населения. Судебная практика Российской империи свидетельствовала о том, что женщин за детоубийства не осуждали. О количественных показателях инфантицида можно судить по преступному деянию оставление в опасности и сокрытии трупа.

Женщины, лишавшие жизни подразделялись на три основные группы: убивавшие мужей и иных родственников, лишавшие жизни предумышленно, и не имевшие прямого умысла – то есть убивавшие в драке в превышении обороны либо по неосторожности. Таким образом, совокупность этих категорий выдвинуло данное преступление на второе место по количественным показателям. Стоит указать, что убийства имели перманентный характер и были мало зависимы от социально-политических факторов.

Существенная доля преступных деяний приходилась на телесные повреждения, наносимые женщинами. Стоит указать на тот факт, что данное преступление имело устойчивые показатели в ежегодном приросте до 1905 г. доходя до 27,8% в структуре преступлений.

Оскорбления, неуважение к власти имели волнообразный характер. Так, максимум данного злодеяния среди женского населения приходился на конец 70-хх гг., некоторые исследователи предполагали, что это служило своеобразным ответом населения на либеральные реформы, которые повсеместно входили в жизнь людей. После 1905 г. последовал всплеск данного злодеяния, что говорило о неудовлетворенности политической ситуацией среди населения.

 Выводы.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что ряд преступлений, совершенных женщинами имели определенную зависимость от экономической, социальной и политической ситуации в стране. К массовым преступным деяниям, которые были зависимы от вышеперечисленных факторов можно отнести кражи, оставление в опасности и сокрытии трупа – как последствия детоубийств, оскорбления, неуважение к власти.

Однако, другая часть преступлений, занимавших значительную долю в структуре женской преступности на территории Таврической губернии второй четверти XIX –начала ХХ вв., не проявила зависимости с социальной напряженностью в 1905-1907 гг. К таким злодеяниям можно отнести убийства и нанесение тяжких телесных повреждений, которые в большей мере относились к психоэмоциональному и психофизическому состоянию преступившей закон женщины.

 

Литература:

1. Кельцев С.А. Дело Мельницких.- Москва: тип. Н.С. Дурново, 1884. 217 с.

 

. . . . . . .