Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

История жизни и деятельности Закарии аль-Ансари

Дата публикации: 2020-08-02 11:15:58
Статью разместил(а):
Салманов Магомед Салманович

История жизни и деятельности Закарии аль-Ансари

The history of the life and work of Zakariya al-Ansari

Автор: Салманов Магомед Салманович

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Россия.

e-mail: msalmanov789@gmail.com

Salmanov Magomed Salmanovich

Bolgar Islamic Academy, Bolgar, Russia

e-mail: msalmanov789@gmail.com

Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть важнейшие аспекты жизни и деятельности известного исламского богослова XV вв. Закарии аль-Ансари (умер в 1520 г.) Закария аль-Ансари является одним из немногочисленных богословов, мнение которого в шафиитском мазхабе значимо. Он являлся учеником выдающихся учёных в истории Ислама: Ибн Хаджар аль-Аскаляни и Джалалуддин аль-Махалли.

Abstract: The article attempts to reveal the most important aspects of the life and work of the famous Islamic theologian of the 15th century. Zakariya al-Ansari (died 1520). Zakariya al-Ansari is one of the few theologians whose opinion is significant in the Shafi'i madhhab. He was a disciple of prominent scholars in the history of Islam: Ibn Hajar al-Askalyani and Jalaluddin al-Mahalla.

Ключевые слова: Ислам, богословие, шафиитский мазхаб, Закария аль-Ансари.

Keywords: Islam; theology; Shafi’i madhhab; Zakariya al-Ansari.

Тематическая рубрика: Исторические личности.

 

Введение.

Пророки оставляют в наследство не богатство, а полезные знания и работу, которую они выполняли, то есть наставление людей на путь истины с чистым намерением. Согласно данному хадису, эту работу выполняют богословы, которые являются наследниками пророка.

Одним из таких феноменальных богословов, который внёс колоссальный вклад в развитие Ислама и, в частности, шафиитского мазхаба, является Абу Яхъя Закария аль-Ансари. Он один из многих, внёсших вклад в кодификацию ислама. Безусловно, Закария аль-Ансари – специалист в области фикха, один из тех, кто больше остальных повлиял на поздний период развития шафиитского мазхаба, его книги уже при жизни стали классикой, по которой преподают.

Имя и происхождение.

Полное имя имама — Шейх аль-Ислам Зайнуддин Абу Яхъя Закария аль-Ансари. Родился в Египте, в городке Сунайка, в 826-м году по Хиджре.

В детстве в родном городке он начал изучать Коран и шариатские науки. В 841-м году по Хиджре Закария аль-Ансари покинул свой городок и поступил на учёбу в университет аль-Азхар.

Приводится очень интересная история, как он попал в аль-Азхар. Однажды через Сунайку, где родился Закария аль-Ансари, проходил праведный шейх Раби бин Абдулла ас-Сулами. И там к нему подошла женщина, умоляя помочь ей. Она сказала, что её муж умер, а управляющий городом, который являлся христианином, хочет забрать у неё сына и определить его в качестве одного из своих работников. Шейх помог ей освободить сына, а потом сказал: «Если хочешь, чтобы у него не было больше проблем с управляющим, отправь его учиться в аль-Азхар. Я же на себя беру его содержание». Так как в маленьком городке его ожидала лишь судьба земледельца, мать согласилась отправить его на учёбу.

Известный праведник Абдул Вахаб аш-Шарани, который являлся учеником Закарии аль-Ансари, пишет, что тот рассказывал про себя: «Я пришёл в аль-Азхар юношей. Ничто из мирского не отвлекало меня, и сердце своё я не связал ни с кем из людей. Я часто голодал и ночью выходил и собирал корки от арбуза, мыл их и этим довольствовался. Так я провёл долгое время, и тогда Всевышний предопределил мне встречу с одним из Его праведных рабов. Он работал на мельнице, и он всё время интересовался моим положением и покупал мне еду, одежду и книги. Он говорил мне: «Закария, не бойся за своё состояние из-за меня». И так продолжалось несколько лет. В одну из ночей, когда все спали, он взял меня за руку и сказал «Идём со мной!» Он повёл меня к высокой лестнице в аль-Азхаре и сказал: «Поднимайся!» Я начал подниматься, а он всё повторял: «Поднимайся!» – пока я не достиг последней ступени. Потом он попросил меня спуститься и сказал: «О Закария, ты проживёшь долгую жизнь, пока не переживёшь своих сверстников, и возвысится твоя степень, и займёшь ты пост «шейх аль-Ислама» (имеется в виду пост верховного шариатского судьи), и будешь ты занимать его долгое время. Ты будешь жить, пока твои ученики не займут пост «шейху ль-Ислама» ещё при твоей жизни и пока твои глаза не ослепнут». Я спросил: «Неужели мне не избежать слепоты?» Праведник ответил: «Нет! Не избежать». После этого он исчез, и я больше не видел его.

И действительно, как и предсказал праведник, Закария аль-Ансари прожил долгую жизнь и увидел всё, о чём тот говорил.

Он обучался в аль-Азхаре у известных богословов исламского мира. Среди его учителей были такие знаменитые, как Ибн Хаджар аль-Аскалани – имам мухаддисов своего времени.

Путь Суфиев.

Но была одна тема, которая занимала в его сердце особое положение. Это было то, что обучает очищению души от всего порицаемого и украшению её восхваляемыми качествами, то есть теория о суфизме.

Аш-Шарани пишет, что Закария аль-Ансари рассказывал ему, что с юных лет путь суфиев занимал особое положение в его сердце и что он часто посещал их собрания (мажлисы).

Он вступил под руководство известного суфийского шейха Мухаммада бин Умар аль-Васити. Он отправился к нему, дабы стать его учеником, и оставался рядом с ним сорок дней и изучил перед ним его книгу «Правила суфиев».

Закария аль-Ансари глубоко разбирался в тркдах суфиев, и они обращались к нему за разъяснением моментов, которые вызывали у них сомнение. Он говорил: «Богослов, который не обладает знаниями суфиев, подобен сухой лепёшке без всякой приправы».

Сверстники говорили про него, что он не добьётся успеха в шариатских учениях, видя, что он отдаёт предпочтение книгам суфиев и усердствует в посещении их собраний. Но их прогнозам не суждено было сбыться, так как во всех учениях, включая и шариатские, он превзошёл многих из своих современников.

Закария аль-Ансари написал более сорока книг по различным областям. У него имеются книги по тафсиру, хадису, фикху, суфизму, грамматике, логике и по многим другим направлениям.

Когда Закария аль-Ансари написал толкование к известной книге «Бахджа», один из его современников написал на одной из копий этой книги: «Толкование слепого и зрячего», имея в виду, что Закария аль-Ансари не мог сам написать толкование к этой книге и что ему помогал его незрячий друг, с которым он изучал науки. Закария аль-Ансари говорил, что он писал эту книгу лишь в понедельник и четверг, так как согласно хадису в эти дни поднимаются наши деяния.

Закария аль-Ансари занимал многие ответственные посты в течение долгой жизни. Он преподавал в крупных учебных заведениях Египта. К нему стремились люди из разных городов, желая стать его учениками. Так как он прожил очень долгую жизнь, то люди стремились именно у него изучать Коран и хадисы, желая таким образом укоротить цепочку передатчиков до Пророка. Когда он достиг старости, уже не оставалось никого, у кого было бы меньше передатчиков между ним и Пророком, чем у него. Поэтому даже известные богословы, стремились получить от него разрешение (иджазу) на чтение Корана и хадисов.

Число его учеников было огромно. К концу его дней большинство крупнейших богословов Египта, да и не только Египта, являлись его учениками или же учениками его учеников.

Среди тех, кто прошёл обучение у Закарии аль-Ансари, были такие знаменитости, как Ибн Хаджрар Хайтами, Шихабуддин ар-Рамли, Шамсуддин ар-Рамли и многие другие. Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил про него: «Он лучший из богословов, которого видели мои глаза…».

Пост Верховного судьи.

Долгое время султан настаивал, чтобы Закария аль-Ансари принял пост верховного судьи, но он отказывался. Но султан не переставал настаивать, и ему пришлось принять этот ответственный пост.

Шейх в дальнейшем очень сожалел, что согласился принять пост судьи. Абдул Вахаб аш-Шарани говорит, что однажды тот сказал: «Это было ошибкой». Я спросил: «Что?» Он сказал: «То, что я стал судьёй, выделило меня среди людей, тогда как я был скрыт среди них». Я сказал, что слышал, как один из праведников говорил: «Назначение шейха судьёй, подобно покрывалу, скрывает его состояние в то время, когда он стал известен своей праведностью, аскетизмом, благонравием». Тогда шейх сказал: «Ты принёс мне облегчение, сын мой».

Аш-Шарани пишет, что его праведность стала известна во времена султана Хашкадама. Однажды султан посетил одного из известных праведников, и тот сказал султану: «Если у тебя будет какая-либо нужда, обратись к шейху Закарии». Тогда султан решил посетить его, и с тех пор молва о нём распространилась среди народа.

Закария аль-Ансари представлял, какую ответственность несёт судья за свои поступки и решения, и поэтому ничто не могло заставить его промолчать при виде несправедливости. Говорят, причиной того, что ему пришлось оставить пост судьи, было то, что Закария указывал султану на творимые тем несправедливости. По другой версии, ему пришлось оставить пост судьи из-за потери зрения.

Усердия в поклонении.

Несмотря на то, что он был занят обучением, составлением книг, делами судейства, несмотря на то, что мирские блага обильно сыпались на него, Закария аль-Ансари вёл праведный образ жизни, и ничто не отвлекало его от дел поклонения.

Всё свободное время он отдавал поклонению Аллаху. Передают, что на уроке, когда ученик исправлял какую-либо неточность, допущенную в книге, или что-либо подобное, он начинал тихо проговаривать: «Аллах, Аллах…». Даже такие мгновения он не пропускал впустую.

Даже в глубокой старости, когда годы его уже перевалили за сто, он совершал желательные молитвы (суннат-намазы) стоя, хотя разрешается исполнять эти намазы и сидя. Он говорил: «Не хочу приучать своё тело к лени». Даже немощным стариком, будучи ещё и больным, он совершал эти намазы стоя. Он качался из стороны в сторону, так как из-за болезни и немощности ему было трудно контролировать своё тело, но всё же он совершал эти намазы стоя. Когда один из близких спросил, почему он не совершает намазы сидя, он ответил: «Сын мой, человек склонен к лени, я боюсь, что лень одолеет меня, и я окончу свои дни подобным образом».

Хотя он обладал большими богатствами, но вёл аскетичный образ жизни. Его питание состояло всего лишь из одной третьей части лепёшки в день. И это притом, что ещё до вступления на пост верховного судьи он получал до трёх тысяч дирхамов в день.

Он был очень щедр, но всегда старался скрыть это от людей. Он до такой степени старался скрыть от посторонних свою щедрость, что некоторые не очень близко его знавшие люди думали даже, что он скуп. Он обеспечивал большое количество нуждающихся пищей и всем необходимым.

Закария аль-Ансари покинул этот мир в среду третьего числа месяца Зуль-Каида 926-го года по Хиджре.

Незадолго до смерти Абдул Вахаб аш-Шарани увидел во сне, что он плывёт с шейхом на судне. Корабль был необычайной красоты. С левой стороны от шейха сидел имам аш-Шафии. Шейх сказал ему, чтобы тот поприветствовал имама аш-Шафии. Вскоре они подплыли к необыкновенно прекрасному саду, и в том саду он увидел удивительно красивые растения и прекрасных дев среди рощ. И в этот момент он проснулся.

На следующий день аш-Шарани сидел перед шейхом и читал урок. Рядом находились и такие богословы, как Джамалудин ас-Сафи и Абубакр аз-Захири. Шейх попросил рассказать о сне, который тот увидел этой ночью. Когда аш-Шарани рассказал, шейх произнёс: «Если твой сон правдив, то меня похоронят рядом с имамом аш-Шафии».

После того как Закария аль-Ансари умер, его собирались похоронить в другом месте, и тогда Джамалуддин ас-Сафи спросил аш-Шарани: «Как же твой сон?» Аш-Шарани ответил: «Ведь шейх сказал – если твой сон правдив». И вот уже шейха обернули в саван, оставалось только совершить заупокойный намаз и понести его к месту захоронения, но в этот момент прибывает гонец от правителя и передаёт, что правитель очень слаб и не в состоянии прийти, дабы совершить заупокойный намаз, и поэтому просит, чтобы отправились в другое место, поближе к дворцу, чтобы и правитель мог совершить намаз. После совершения намаза правитель сказал: «Похороните его рядом с имамом аш-Шафии». Таким образом сбылось толкование сна.

Огромное количество народа, в том числе правители и простолюдины, провожало его в последний путь. Аш-Шарани пишет, что никогда не видел, что кого-либо сопровождало столько народа в последний путь.



[1] «Сунан» Абу Давуда, Глава о знании, хадис № 3641.

. . . . . . .