Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Роль Оптинских старцев в деле духовного воспитания молодежи

Дата публикации: 2022-08-23 04:53:29
Статью разместил(а):
Белинский Никита Олегович

Роль Оптинских старцев в деле духовного воспитания молодежи

The role of Optina elders in the spiritual education of young people

Автор: Белинский Никита Олегович

ФГБОУ ВО “МПГУ”, Москва, Россия

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Belinskii Nikita Olegovich

MPGU, Moscow, Russia

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Аннотация: В данной статье рассматривается важная роль монахов Оптиной пустыни в вопросе духовного воспитания молодежи. Подробно рассматривается пример наставлений Оптинским старцем отцом Варсонофием своего молодого воспитанника.

Abstract: this article discusses the important role of the Optina Desert monks in the spiritual education of young people. An example of the instructions of the Optina elder Father Varsonofy to his young pupil is considered in detail.

Ключевые слова: Оптинские старцы, Оптина пустынь, духовное воспитание молодежи, отец Варсонофий, последний Оптинский старец, Никон (Беляев).

Keywords: Optina elders, Optina deserts, spiritual education of youth, Father Varsonofy, the last Optina elder, Nikon (Belyaev). 

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

 

Оптина пустынь занимает очень важное место в отечественной истории, как оплот духовного возрождения в России в конце 18 века. Окруженная, с одной стороны сосновым лесом, а с другой рекой Жиздрой, она стала своеобразным убежищем тем, чей духовный плод в дальнейшем станет опорой и спасением нашей веры. Именно здесь наилучшим образом проявился особый дар монашества, получивший свое воплощение в прекрасном духовном служении-старчестве.

Помимо невероятных для обычного человека даров исцеления и чудотворения, Оптинские старцы обладали удивительным даром рассудительности. В свое время, к ним за советом обращались различные представители духовенства, политики и даже искусства. Не избежал этой участи и знаменитый русский писатель Федор Михайлович Достоевский. В результате его общения со старцами появилось уникальное в своем роде произведение «Братья Карамазовы». Сам Федор Михайлович высоко оценивал роль монашества для спасения России: «… на сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!» [3]. Этими простыми словами, но очень точно и осмысленно классик сказал в чем, по его мнению, была надежда нашего Отечества.

И действительно, старцы несли свое служение и утешали страждущих, как в свое время это делали сами апостолы. И как важно для нас, что эти труды обрели свое письменное воплощение в дневниках и мемуарах послушников скита, которые добросовестно зафиксировали мудрые наставления своих духовных отцов. Вообще, церковная история содержит целую плеяду таких учеников, которые записывали за своими мудрыми наставниками. Так, в 4 веке записал свои «Собеседования» с египетскими старцами святой Иоанн Кассиан [8]. А в 6-7 вв прославленный Авва Дорофей увековечил ответы Варсонофия Великого и Иоанна Пророка [7]. Еще одним интересным письменным источником подобного характера является памятник 19 века «Духовные наставления преподобного отца Серафима мирянам и инокам» [5].

Не менее уникальным в этом смысле, на мой взгляд, является и «Дневник» оптинского послушника Николая Беляева [2]. Актуальность рассмотрения данного источника обусловлена, прежде всего, тем, что время написания дневника приходится на тяжелый для русского православия и самой Оптиной Пустыни период. Монастыри доживали свои последние дни. Никон (Беляев) стал последним старцем в истории Оптиной пустыни. Храмы монастыря Оптиной официально были закрыты в 1923 году, в нем устроена лесопилка, а в скиту - дом отдыха. На церковь и ее служителей осуществлялись явные и скрытые гонения. А сейчас эта тема, наконец-то, приобретает широкий интерес исследователей церковной истории. Так как, люди, совершившие подобные подвиги во имя веры, как никто другой заслуживают нашего особого внимания!

«Дневник последнего старца Оптиной пустыни» Никона (Беляева) - это уникальный документ, который позволяет нам понять: как много значит старческое наставление и руководство для сохранения веры и спасения души. Николай Беляев вел Дневник с 1907 по 1910 годы, по благословению старца Варсонофия, который к тому же являлся и его духовным отцом. Дневник содержит подробное описание жизни самого скита, а также  духовные беседы послушника со своим мудрым наставником. По свидетельству автора биографии Никона (Беляева) Марии Добромысловой, последняя часть Дневника была утеряна [2]. И была восстановлена только в 50х годах прошлого века по воспоминаниям его брата Ивана. Дневник несколько раз переиздавался  в Оптиной пустыни уже в наше время.

Красной линией всего учения отца Варсонофия, изложенного в Днивнике, отмечены слова старца о смирении и послушании, которые старец считал основой монашеского служения. Этому он, прежде всего, учил своего юного послушника. Но как же тяжело следовать этой мудрости, когда тебе всего 20 лет, как было автору Дневника. Да, Николай и его брат Иван, добровольно выбрали путь монашеской жизни, и все же, один из братьев не устоял и покинул монастырь. Выбирая скит, как возможность уйти от искушений этого мира, в дальнейшем, рвение Ивана привело его к унынию и горечи. От однообразного течения внешней жизни монастыря он в скором времени решил искать что-то более значительное за его пределами. Николай же, решил во всем полагаться на совет и руководство более опытного – старца и духовника, отца Варсонофия. В силу своей природной мягкости, он интуитивно выбрал самое верное средство прохождения монашеского пути – послушание, о котором говорил старец. Не оставляя монашеское служение до конца своих дней, он тем самым подтвердил справедливость слов, сказанных его мудрым наставником.

Если говорить о великих Оптинских старцах в целом, то все они были воспитаны в духе послушания, именно это и сделало их великими. Так, например, отец Антоний, был послушником у родного брата, отца Моисея, и всю жизнь повиновался ему с полной покорностью и глубоким смирением [1]. Примером великого послушания был и сам преподобный Амвросий. Из его жития известно, что он во всем давал отчет отцу Макарию, даже что касается мелочей. Какая же это редкость в наши дни! [4] И, тем не менее, отец Варсонофий учил своего послушника Николая, не осуждать брата за его слабость и уход из монастыря.

Говоря о трудности монашеской жизни, старец объяснял своему любимому ученику, что монахи тоже люди, у которых есть свои страхи. Они приходят в монастырь как в больницу, чтобы избавиться от своих недугов с Божьей помощью. При этом, говоря о человеческих слабостях, старец обращал внимание послушника на необходимость их преодолевать. В своем Дневнике, Николай, очень искренно и правдиво описывает свои личные недостатки. Тем самым, предоставляя нам мудрый комментарий старца по этим вопросам. И некоторые его страхи находят свою актуальность и в наши дни.

Так, например, ученик отца Варсонофия очень боялся призыва на военную службу. Как-то он спросил старца: можно ли попросить Господа об избавлении от нее. На что старец категорически ответил отказом. Он объяснил это тем, что это, во-первых, не законно, а во-вторых, молиться об этом неправильно, так как это сродни отказа от послушания. Лучше уж предоставить все воле Божьей, потому, что мы не знаем, что для нас полезнее. И в очередной раз, смиренно послушав своего наставника, Николай получил избавление от своего страха. Когда пришло время, проходить медицинскую комиссию, из-за расширения вен на левой ноге он был зачислен в число тех, кто не служит срочную службу. Вернувшись после медицинской комиссии в скит, он поспешил к отцу Варсонофию, чтобы  сообщить ему эту хорошую новость. На что старец очень обрадовался и принялся благодарить Господа. Почему же старец так радовался тому, что его ученик не пойдет на воинскую службу? Ответ на этот вопрос предельно прост: он не хотел, чтобы Николай возвращался в этот мир и оставлял свое служение. Он верил, что сам Господь  призвал его и определил в скит для чего-то большего.

К сожалению, сейчас многие молодые люди в церковном служении находят лишь укрытие от воинской обязанности, а не искреннее желание служить Господу. И это наша горькая реальность. Но послушник отца Варсонофия был не таким. Он всей душой не хотел оставлять скит и своего духовного наставника. Страх воинской службы, был не единственным слабым местом в характере молодого послушника. Так, например, он часто просыпал на службы. Когда Николай искренне признавался в этом старцу и просил у него наказания за подобное поведение, отец Варсонофий говорил, что есть маленький секрет легко вставать к утренней службе, и он заключается в том, чтобы не осуждать тех, кто на нее просыпает и опаздывает. На первый взгляд, может показаться, что все взаимоотношения старца и его молодого послушника заключались исключительно в нравоучении. Но это не совсем так. Отец Варсонофий делился с учеником своими самыми сокровенными мыслями о жизни, монашестве и вере.

Интересны, на мой взгляд, его размышления об искусстве. Он говорил, что все люди ищут Бога, но художники, музыканты, поэты и другие представители мира искусства ищут Его не так. Идут при этом легкой дорогой и совсем не хотят смиряться. Они могут, как Рафаэль быть развратными и при этом писать Мадонну. Или о А.С. Пушкине, который написал в своем стихотворении «Пророк» [6] о том, что он «влачился по пустыни» и ему «явился шестикрылый серафим» старец говорил, что он сильно сомневается в такой покорности и смирении поэта, а также о явлении ему подобного чуда. Также, старец считал, что никакая музыка, даже написанная великими композиторами не может сравниться с музыкой души во время тишины.

В наши дни, почти любое человеческое произведение искусства называется «даром», о талантливых людях даже говорят «Бог поцеловал». Но так ли это? Можно ли действительно применимо к делам рук человеческих употребить слово «дар», имея в виду «дар от Бога»? Думаю, нет! Искусство, как и любое человеческое действие, всего лишь воплощение того, что находится внутри самой человеческой натуры. И в тот момент, когда человек рождает что-то прекрасное или даже «божественное», это тот самый миг, в который он тянется к познанию самого Бога. Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они эту искру в себе не раздували, то есть не проявляли в этом никакого усердия.

Я думаю, что слова мудрого старца актуальны и в наши дни. Как часто мы видим талантливых людей, которые могут применить свое умение во благо, но они, к сожалению, используют его исключительно в эгоистических целях. Или, получая плоды славы, начинают вести безнравственный образ жизни и в конечном итоге погибают. Отец Варсонофий видел в выбранном Николаем пути монашеского служения спасение молодого человека от искушений этого мира. Сам Николай не раз откровенно описывал в дневнике периодическое влечение ко греху. Но, благодаря его душевной привязанности и доверию к старцу, он всякий раз просил духовного отца дать ему мудрый совет для избавления от этих ненавистных ему мыслей. И эти советы всегда ему помогали. Ведь, не тот герой, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх. Вот и Николай, под руководством мудрого наставника, день за днем преодолевал свои страхи и боролся со своими недостатками. Все это он записал в своем дневнике, порой в мельчайших подробностях.

Все слова, полученные Николаем от отца Варсонофия, особенно пригодились ему во времена жутких гонений, когда старцу невольно пришлось покинуть скит и передать управление Оптиной своему верному ученику. В сам разгар революционных настроений, в 1917 году, он принимает сан иеромонаха с именем Никон и в продолжение великих дел своего наставника, становится утешителем для народа в это нелегкое для церковного служения время. И так вплоть до закрытия Оптиной Пустыни в 1923 году [2].

В заключение хочется особо отметить ценность данного письменного источника, как для исследователей церковной истории, так и для тех, кто просто ищет духовный совет в своей жизни. Кроме того, время написания Дневника, это период борьбы нашего народа за сохранение тех небольших островков веры, которыми в начале 20 века оставались монастыри. Таким образом, отслеживая подобные события нашей истории, мы можем найти ответы на многие проблемные вопросы в области духовного развития и в наши дни. Тем более что точки пересечения в вопросах сохранения веры тогда и сейчас, как мне видится, очевидны.

 

Список литературы:

1. Архимандрит Алексий (Поликарпов). Добродетель послушания по учению оптинских старце // Монастырский вестник. 2016. №12.

2. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона). / Никон Оптинский (Беляев) - М.: Полиграф Ателье Плюс, 2004. – 462 с.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1991.- Том 9.

4. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. М.:  Изд-во Альта-Принт, 2009. -704 с.

5. Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского / Москвина Т. В. – М: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.-258 с.

6. Мальчукова Т. Г. Лирика Пушкина 1820-х годов в отношении к церковнославянской традиции (к интерпретации стихотворений “Воспоминание” и “Пророк” в контексте христианской культуры) // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5.

7. Преподобного отца нашего Аввы дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка / Авва Дорофей.-М.: Благовест, 2010.-415 с.

8. Сотерология преподобного Иоанна Кассиана Римлянина // Альманах «Альфа и омега»,1999  № 22.

 

. . . . . . .