Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Становление и развитие понятия "Международная безопасность"

Дата публикации: 2021-06-10 19:40:35
Статью разместил(а):
Альхасун Раед Абдулвахид Абуалхаил

Становление и развитие понятия "Международная безопасность"

The emergence and development of the concept of "International Security" 

 

Автор: Аль харкусй Саттар Джаабер убайд

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

e-mail: kirillo.2022@mail.ru

Al harkusy Sattar Jabbar ubaid

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: kirillo.2022@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье проводится сравнительный анализ становления и развития международной безопасности в контексте системы права в свете расширения предмета регулирования, а также дается толкование институтам отрасли. В работе детально рассматривается категория принципов, присущих международной безопасности.

Annotation. This article provides a comparative analysis of the formation and development of international security in the context of the legal system in the light of the expansion of the subject of regulation, and also provides an interpretation of the institutions of the industry. The paper examines in detail the category of principles inherent in international security.

Ключевые слова: международная безопасность, система права международной безопасности, становление и развитие, принципы международного законодательства.

Keywords: international security, system of international security law, formation and development, principles of international legislation.

Тематическая рубрика: Междисциплинарные работы.

 

Становление и развитие понятие «международная безопасность» берет свое начало с истоков зарождения международного законодательства, которое основывалось на системном анализе сравнительного правоведения с другими странами в рамках реализации прав и свобод человека. Безусловно, человек является высшей ценностью для любого государства и, конечно, международное право обеспечивает безопасность человека, общества и государства. Оно находится в постоянном динамичном развитие, меняет круг интересов и отношений, в зависимости от разновидностей договоров и союзов, которые заключаются между субъектами определенных государств. На протяжении всего исторического развития международной безопасности существенный вклад внесли концепции и доктрины, например, доктрина Эксуорси (холодная война должна полностью изменить представление человека и внешней политике), концепция «принуждения к миру» и т.д. [1].

Что же такое безопасность в международном праве? В международных отношениях и международных нормативно – правовых актах международная безопасность в традиционной формате, рассматривалась как поддержание мира и создание условий для безопасного существования государства, а «право международной безопасности имеет своим предметом международные отношения, связанные с применением силы и обеспечением мира».

Главным нормативно – правовым актом в становлении и развитие международной безопасности остается Устав Организации Объединенных Наций (далее – ООН). В п.1 ст.1 данного Устава содержится одна из самых важных целей ООН в рамках реализации международной безопасности: «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Ученые – правоведы не оставляют без внимания вопрос, касающийся международной безопасности. Проводя сравнительный анализ правовой базы, они пришли к выводу, что международная безопасность – это отрасль международного частного и публичного права, которая представляет собой систему принципов, интересов, ценностей и норм, регулирующих военно – политические, социальные и экономические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности, как миропорядок, в котором присутствуют благоприятные условия для человека, общества и государства в рамках реализации международного права.

Автор разделяет с учеными их точку зрения. Действительно, миропорядок является основной составляющей для становления и развития человека как личности, индивида. Именно он влияет на безопасность, в которой человек будет ощущать себя комфортно и не подвергаться внутренним и внешним негативным воздействиям со стороны своего государства или международного права.

Например, Г.М. Мелкова в изучении вопроса понятия международной безопасности определяет ее как это совокупность общепризнанных и специальных (отраслевых) принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, продовольственной, информационной и других видов безопасности государств, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире, при этом делает акцент именно на предмет регулирования международной безопасности [5].

От истоков становления и понятия международной безопасности, автор предлагает перейти к предмету правового регулирования. В своем широком понимании, предмет – это всегда какие – либо общественные отношения в рамках определенной отрасли законодательства. Международное право не является исключением. Предметом его регулирования выступают отношения субъектов, в первую очередь, в сфере международной безопасности, поскольку происходит расширение и возрастание угроз. Правоведы в изучении данного вида угроз классифицируют их на военные и невоенные.

К военным угрозам относятся:

•     конфликты международного и немеждународного характера;

•     агрессия;

•     создание новых видов вооружений;

•     распространение отдельных видов оружия и возможность их попадания к террористическим организациям;

•     международный терроризм и международный вооруженный экстремизм и др.

К невоенным угрозам можно отнести:

•     неуправляемую миграцию;

•     стихийные бедствия и катастрофы;

•     эпидемии, пандемии;

•     продовольственную проблему;

•     энергетику и ресурсы и др. [3].

В законодательстве Российской Федерации есть понятие юридических фактов – это обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных юридических последствий. Они подразделяются на действия (то, что зависит от воли человека и которые могут правомерными и неправомерными) и события (то, что не зависит от воли человека).

Если проводить сравнительный анализ данных видов угроз, то можно выяснить, что предметом рассмотрения военных угроз являются преступления против человечности, а значит – это неправомерные действия по своей юридической природе.

Невоенные угрозы – это сложный процесс рассмотрения предмета, которые могут относиться и к действиям, и к событиям. Например, пандемия коронавируса, которая с марта 2020 года держит весь мир в страхе, а значит, оказывает негативное воздействие на жизнь и здоровье человека, т.е. на международную безопасность.

С точки зрения системы права международной безопасности рассматриваются разные взаимосвязанные между собой объекты правового регулирования, которые подразделяются на две подгруппы. В основу этой классификации легли виды угроз международной безопасности. В целом она образует систему права, которая состоит:

•     международно-правового регулирования военной деятельности государств (обеспечение мира);

•     международно-правового регулирования невоенной деятельности государств, направленной на ликвидацию невоенных угроз международной безопасности.

В праве обеспечения мира можно выделить следующие институты:

•     институт применения силы;

•     институт разоружения и контроля над вооружениями;

•     институт нераспространения ядерного оружия (в силу исключительной важности данных норм мы выделили их в отдельный институт, хотя, безусловно, он является частью института разоружения и контроля над вооружениями);

•     институт мер доверия;

•     институт нейтралитета;

•     институт международного противодействия вооруженному экстремизму (терроризму) [4].

Рассматривая архитектуру международной безопасности, то она базируется на принципах, целях и задачах всего международного права. В основе лежат нормативно – правовые акты, которые были базой для становления международной безопасности, а также новые исследования, парадигмы и концепции, которые вступают в противоречие с общепризнанными нормами и принципами международного права, а значит, искажают уже существующие исследования, сущностные характеристики и вносят принципиально новые изменения в систему права. До сих пор в определенных противоречиях находятся:

•     принцип суверенного равенства и концепции правомерного ограничения суверенитета;

•     принцип запрещения применения силы и расширение оснований применения силы (в том числе вооруженной).

Суверенитет – это всегда независимость, автономность в рамках принятия самостоятельных решений, но государства без союза с другими странами не смогут реализовывать свои цели, да и всю внешнюю политику. Но при этом санкции, которые с 2018 года стабильно накладывают на Российскую Федерацию, оставляют свои отпечатки.

Самыми главными принципами, согласно Уставу ООН, международной безопасности являются:

•     принцип равной безопасности. Данный принцип закреплен в международно-правовых актах, и подтвержден в национальных правовых актах. Так, Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов;

•     принцип неделимости безопасности;

•     принцип ненанесения ущерба безопасности других государств.

Довольно спорной представляется позиция, согласно которой отраслевым принципом права международной безопасности является принцип разоружения. Согласимся с теми исследователями, которые полагают, что разоружение не может рассматриваться в качестве принципа, поскольку отсутствуют критерии правового принципа. В то же время с уверенностью констатировать, что в современном международном праве сформировался принцип ограничения вооружений и контроля над ними [2]. Таким образом, становление и развитие международной безопасности базируется на общепризнанных принципах системы права.

 

Список литературы: 

1. Белей С.И. Концепция «безопасности личности» во внешней политике Канады после окончания «Холодной войны» // Ars Administrandi (Искусство управления). 2014. № 2. С. 119–129.

2. Ковлер А.И. Европейская интеграция: федералистский проект (историко-правовой очерк). - М.: Статут, 2016.

3. Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2017.

4. Толстых В.Л. Курс международного права: учебник. М. : Волтерс Клувер, 2009.

5. Хохлышева О.О. Всеобъемлющая безопасность и ее международно-правовое обеспечение в условиях глобализации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 3 (1). С. 323–331.

 

. . . . . . .