Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Профессиональная мобильность как фактор эффективности сотрудников организации

Дата публикации: 2023-07-25 14:17:12
Статью разместил(а):
Никифорова Ирина Владимировна

Профессиональная мобильность как фактор эффективности сотрудников организации

Professional mobility as a factor of efficiency of the organization’s employees

 

Автор: Никифорова Ирина Владимировна

ООО «РН-Учет», г. Ангарск, Иркутская область, Россия

e-mail: irinanikiforova707@yandex.ru

Nikiforova Irina Vladimirovna

OOO “RN-Uchet”, Angarsk, Russia

e-mail: irinanikiforova707@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор представляет результаты критико-аналитического обзора научных представлений о феномене профессиональной мобильности. Проанализированы имеющиеся в научной литературе определения термина «профессиональная мобильность», точки зрения отечественных и зарубежных ученых, автор приходит к выводу, что в контексте настоящего исследования, профессиональная мобильность - понятие многогранное и его нужно рассматривать и как личностную характеристику, и как результат эффективности реализации деятельности специалиста. Приведены результаты исследований, посвященных факторам, влияющим на формирование профессиональной мобильности как качества личности и как фактора эффективности в деятельности сотрудников. Рассмотрены основные компоненты профессиональной мобильности.

Abstraction: The results of a critical and analytical review of scientific ideas about the phenomenon of professional mobility are presented. The definitions of the term "professional mobility" available in the scientific literature and the points of view of domestic and foreign scientists are analyzed. The author comes to the conclusion that in the context of this study, professional mobility is a multifaceted concept and it should be considered both as a personal characteristic and as a result of the effectiveness of the implementation of the specialist's activities. The results of research on the factors influencing the formation of professional mobility as a quality of personality and as a factor of efficiency in the activities of employees are presented. The main components of professional mobility are considered.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, сотрудники организации, эффективность сотрудника.

Keywords: professional mobility, employees of the organization, employee efficiency.

Тематическая рубрика: Междисциплинарные работы.

В настоящее время феномены, характеризующие качество профессиональной деятельности специалиста на особом счету в современной психологической науке. Среди них особый интерес вызывает профессиональная мобильность, которая чаще встречается в контексте педагогических исследований, но всё активнее изучается и в других психологических отраслях. Это связано с несколькими факторами: особенностями социального заказа, требованиями работодателя, ориентированными на динамику развития современного рынка труда, общей ситуацией с видами профессий, особенно востребованных в новых условиях мировых катаклизмов и принятием стратегических мер в профессиональных сферах - IT-cфере, промышленных областях деятельности и других. Работодатель стремится принять сотрудника, не только как хорошего специалиста в рамках его области знаний, но и человека, который сможет максимально эффективно применить и свои имеющиеся компетенции, и приобрести новые при условии непрерывного развития и возникновения новых модификаций. Новые модификации компетенций непременно и скоро должны возникать на основе социальных, психологических и экономических стремлений к динамичному развитию устаревших технологий в разных сферах деятельности личности профессионала.

Указанные обстоятельства позволили сформулировать цель настоящего исследования, а именно выявление позиций ученых относительно феномена профессиональная мобильность личности сотрудника и его компонентов и факторов.

Определение профессиональной мобильности выступает, как разновидность социальной мобильности. Начиная с 30-х гг. XX в. профессиональная мобильность исследовалась в контексте социальной мобильности. Родоначальником мобильности, как качества личности, является П.А. Сорокин. Сам автор определял социальную мобильность как: «… любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую». Его открытие связанно с тем, что он совершил иммиграцию в Америку и оказал существенное влияние на социологические теории страны, так как преподавал в Гарварде на протяжении многих лет и написал множество статей и книг, поэтому считается, что именно Сорокин заставил западное общество воспринимать мобильность, как качество личности [1].

Вопросы профессиональной мобильности рассматривались такими учёными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, И. О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядов. Основные вопросы феномена в контексте функционального подхода к анализу профессиональной мобильности как социального явления заложены исследователями Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Через проблему поиска работы, профессионального определения студентов, адаптацию и повышение квалификационного уровня специалиста рассматривают профессиональную мобильность отечественные учёные И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядов. Ученые подчёркивают значимость профессиональной мобильности как необходимого состояния и качества в разных ступенях становления и построения карьеры личности профессионала, в ситуациях профессионального самоопределения выпускников вузов, поиска работы, адаптации на рабочем месте, повышения квалификации. 

Таким образом, в исследованиях анализирующих сферы проявления мобильности, можно выделить виды встречающейся у авторов мобильности: социальная мобильность - перемещение индивидов, социальных групп; педагогическая мобильность - предполагает способность педагога организовывать коммуникации со всеми субъектами образовательного и воспитательного процесса в образовательном учреждении; профессиональная мобильность - это перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества. При рассмотрении профессиональной мобильности авторы различают типы профессиональной мобильности: горизонтальную мобильность и вертикальную. Под горизонтальной профессиональной мобильностью подразумевается переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной профессиональной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального пласта в другой [2].

Характерной особенностью зарубежных исследований профессиональной мобильности выступает использование близких по смыслу терминов, касающихся личностно-профессиональной характеристики специалиста: гибкость, адаптивность, изменчивость, многогранность и др. 

Так, анализ исследования авторов Savickas M.L. И Porfeli E.J. раскрывает мобильность не как личностную характеристику, а как результат профессиональных действий и возникающих в профессиональной деятельности новых условий. В связи с этим обстоятельством рассматриваются вопросы динамики изменений в характристиках личности профессионала, связанных с качествами adaptability (приспособляемость) и flexibility (гибкость).

В работах Guzman A. встречается ещё один термин – employability, сущность которого вскрывается понятием способности человека к устройству на работу и ее последующему сохранению. Зарубежные авторы приходят к выводу, что профессиональный успех, продвижение в профессии и сохранение места работы зависят от перечисленных феноменов adaptability (приспособляемость), flexibility (гибкость) и их скорости формирования.

В психологических исследованиях профессиональной мобильности встаёт необходимость определения характеристик, которые необходимы для личности, чтобы считать ее мобильной. Понимание состава компонентов профессиональной мобильности значимо в прикладном контексте деятельности, поскольку в дальнейшем даёт возможность уточнить факторы, влияющие на её формирование, подобрать диагностический инструментарий для исследования. В свою очередь знание факторов профессиональной мобильности и инструментария позволит воздействовать на профессиональную среду, оптимизировать условия деятельности и проводить психокоррекционные мероприятия в профессиональных коллективах в случае необходимости. 

Анализ исследований компонентов профессиональной мобильности показал, что авторы, классифицируя их, основываются на психических функциях, или индивидуально-психологических качествах личности. Так, Л.А. Амирова называет компонентами профессиональной мобильности: «1. Когнитивная составляющая (профессионально-педагогические знания, лежащие в основе профессиональной компетентности). 2. Операционально-деятельностная (владение технологиями и методами обучения и воспитания, необходимые педагогу для успешной адаптации в различных ситуациях профессиональной деятельности). 3. Регулятивная (развитость качеств личности, необходимых для успешной адаптации и самореализации в различных ситуациях профессиональной деятельности)».

Безыменова К.И. выделила некоторые компоненты, на основе качеств и способностей личности: «1. Активность — готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической деловитости. 2. Адаптивность — способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. 3. Готовность изменить свою жизнь и деятельность. 4. Открытость —   склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов. 5. Коммуникативность — способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности; 6. Креативность — творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию».

Среди зарубежных исследователей, авторы Savickas M.L. и Porfeli E.J. Экспериментально установили, что для успешного для эффективного выполнения своих задач у специалиста должны быть в наличии такие навыки, как коммуникативность, умение принимать быстрые и четкие решения, способности к работе в команде. Такой перечень был получен по итогам работы специальной комиссии, и именно такие навыки наиболее важны для работодателя.

Одним из компонентов адаптивности является заинтересованность, она позволяет посмотреть и оценить перспективу использования ресурса в будущем, принять меры к тем ситуациям, которые еще не произошли, чтобы перспективы были реализованы, а риски забыты. Заинтересованность тесно связана с концентрацией и упорством при достижении цели [3]. Интерес дает возможность для анализа собственных возможностей, в то время как контроль позволяет держать ситуацию под неусыпным вниманием.

Собственная активность личности так же значимая характеристика в профессиональном становлении личности, при этом активность выражается как работа и над преобразованием себя, и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М.Л. Соколова, активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели. Активность личности выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку «обстоятельств и самого себя» [4]. Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием, обеспечивающим «перенаправление» внешних требований во внутренние.  

Так как данный компонент отражает способность достигать цели, справляться со стрессами, адаптироваться и проявлять активность, что раскрывает поведенческие характеристики и мотивационные, то можно определить его как мотивационно-поведенческий  компонент.

Как значимый психологический феномен в профессиональной мобильности выступают ценности, поскольку они задают в профессиональной сфере направление и акцент, по которому формируются требования к специалисту в рамках специфики его профессиональной деятельности. Данные ориентиры определяются за счет системы знаний, умений, навыков, особенностей личностных характеристик и дополнительных профессиональных требований.

В ходе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов нами выделены основные компоненты профессиональной мобильности личности:

1. Ценностный компонент, который раскрывает человеческий ориентир на его личностные качества, ценности, компетентность и базовые навыки.

2. Когнитивный компонент, который включает сферу знаний (то есть саму способность усваивать новую информацию, стремление развиваться) и сферу операций (сфера навыков и умений).

3. Мотивационно-поведенческий компонент, который отвечает за успешную реализацию знаний, навыков и умений и  получение результата.

Далее рассмотрим факторы профессиональной мобильности, то есть те ситуации и обстоятельства, которые препятствуют, или каким-то образом влияют на её формирование. Так, в исследованиях встречаются такие факторы:

1) связанные с величиной заработной платы, условиями труда, уровнем автоматизации труда, перспективой профессионального роста и т.п. (организационно-управленческий фактор);

2) возраст работников, уровень образования, опыт работы и т.п. (профессионально-личностный);

3) социально-экономические факторы, которые включают экономическую ситуацию в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий;

4) индивидуально-психологические характеристики, эффективность сотрудника, уровень сформированности профессиональной мобильности, адаптивности, готовности к изменениям и т.п. (психологический фактор).

Е.А. Родионова рассматривает понятие «эффективность сотрудника» как психологический фактор: «Итак, говоря об эффективности сотрудника, обратим внимание на такие качества как: удовлетворенность трудом, реализация мотивационных, ценностных, карьерных ожиданий, профессиональной востребованности, профессиональная преданность, гибкость».

В исследованиях Л.И. Амировой представлен психолого-акмеологический подход к профессиональной мобильности в определении указываются основные ориентиры и факторы, влияющие на это качество: «Профессиональная мобильность является одним из высших ориентиров саморазвития, наличие которого свидетельствует о высокой социально-профессиональной подготовке специалиста. Вместе с тем, данное личностное образование может быть продуктивным, то есть иметь позитивную направленность только в том случае, если базируется на соответствующей ценностной основе, а также согласуется с профессиональной компетентностью и личностными смыслами специалиста. При таком понимании вопроса карьерный рост выступает не как самоцель, а как один из способов самореализации, к числу которых можно также отнести профессиональное самосовершенствование, вовлеченное в процесс исполнения усложняющихся рабочих задач, их насыщении элементами творчества» [5].

Таким образом, на основании исследований Ю.Н. Слепко, Д. Герберт, Л.А. Карпенко, А.А. Бородулиной и др. профессиональная мобильность выступает в качестве одного из факторов эффективности специалиста. 

Таким образом, в статье представлен теоретический анализ исследований профессиональной мобильности и рассмотрены понятия профессиональной мобильности, компонентов профессиональной мобильности, факторов, оказывающих влияние. Установлено, что профессиональная мобильность имеет дуальный характер и понимается как перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества, и как качество личности, которое необходимо специалисту на всех уровнях профессионального становления.

Компонентами профессиональной мобильности являются такие, как мотивационно-поведенческий, ценностный и когнитивно-содержательный компонент. Анализ исследований показал, что понятие эффективности профессиональной деятельности и факторы эффективности профессиональной деятельности, связаны с профессиональной мобильностью и, что профессиональная мобильность выступает в качестве одного из факторов эффективности специалиста.

Проведённый теоретический анализ в будущем позволит подобрать диагностический инструментарий для исследования компонентов профессиональной мобильности и учесть полученные результаты в психо-коррекционной работе.

 

Список литературы:

1. Амирова Л.А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития // Образование и наука. 2009. № 8. С. 89.

2. Гофман А.Б. Социологическая энциклопедия. М., 2003. С. 38.

3. Зеер Э.Ф., Профессиональная мобильность как интегральное качество субъекта инновационной деятельности. М., 2015. № 5. С. 204.

4. Калиновский Ю.И. Праксиология исследовательской деятельности. Монография. Соликамск: изд-во СГПИ, 2008. С. 236.

5. Климов Е.А. «Потемки» и «светильники» в становлении профессионала. – Москва: Изд-во МПСИ, 2007.  – 192 с.

6. Кормильцева М.В. Психологические детерминанты профессиональной мобильности личности. Образование и наука. Известия УРО РАО. – 2009. – № 4(61). – С. 72–77.

7. Родионова Е.А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия // Terra Linguistica. 2011. №124.

8. Слепко Ю.Н. Содержание понятия «Эффективность профессиональной деятельности» // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – Т. II, № 4. – С. 193–197.

9. Сорокин П.А. Социальная мобильность. – Москва: Academia, 2005. – 588 с.

10. Троицкая Ю.В. Профессиональная мобильность: российский и зарубежный опыт оперирования термином. – Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 122–126.

12. Savickas M.L. (1997). Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory. The Career Development Quarterly, 45, 247–259.

 

. . . . . . .