Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Уголовная ответственность за убийство по уголовному законодательству арабских стран

Дата публикации: 2022-03-17 16:01:59
Статью разместил(а):
Абдулхуссейн Муштак Р. Абдулхуссейн

Уголовная ответственность за убийство по уголовному законодательству арабских стран

Criminal liability for murder under the criminal law of Arab countries

Автор: Абдулхуссейн Муштак Р Абдулхуссейн

ФГАОУ ВО «ВолГУ», Волгоград, Россия

e-mail: Yum-203_438642@volsu.ru

Abdulhussein Mushtak R Abdulhussein

Volgograd State University, Volgograd

e-mail: Yum-203_438642@volsu.ru

Аннотация: В статье рассматривается один из основополагающих и спорных вопросов права. Отталкиваясь от определения «убийство» и аспектов длительного формирования системы уголовного наказания за данное деяние, автор обращается к первоначальным источникам - религиозным книгам, а также первичным правовым источникам. Автор приходит к выводу, что ответственность за убийство, как самое тяжкое преступление против личности, была предусмотрена уже в первых нормативных актах многих государств мира, при этом, вместе с тем, формы реализации данной ответственности были достаточно жестокими, а именно - использование смертной казни в различных формах ее проявления. 

Abstract: The article deals with one of the fundamental and controversial issues of law. Based on the definition of "murder" and aspects of the long-term formation of a system of criminal punishment for this act, the author refers to the original sources - religious books, as well as primary legal sources. The author comes to the conclusion that the responsibility for murder, as the most serious crime against a person, was already provided for in the first normative acts of many states of the world, while, at the same time, the forms of implementation of this responsibility were quite cruel, namely, the use of the death penalty in various forms of its manifestation. 

Ключевые слова: убийство, законодательство Ирака, мусульманское право.

Keywords: murder, legislation Iraq, Islamic law. 

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Ключевым понятием уголовного права практически всех стран мира является, безусловно, понятие «преступление». В Уголовном кодексе современного Ирака нет определения термина «преступление», хотя в то же время отмечается, что преступлением может считаться только деяние, которое подлежит уголовной ответственности, согласно нормам иракского уголовного кодекса (ст. 1 Уголовного кодекса Ирака (далее - УК Ирака), а также то, что преступные деяния могут быть разделены преимущественно на «преступления», «проступки» и «нарушения» (ст. 23 УК Ирака).

Необходимо отметить, что представленная классификация основывается на степени тяжести совершенного деяния, которая, в свою очередь, устанавливается через степень тяжести наказания.

За преступления, например, убийство, предусматривается наказание в виде смертной казни, либо пожизненного заключения или лишения свободы на срок от 5 до 15 лет (ст. 25).

За «проступок» предусматривается наказание в виде ограничения либо лишения свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет или выплата штрафа внушительного размера (ст. 26 УК Ирака). За «нарушение» предусматривается наказание в виде ареста на срок от 24 часов до 3 месяцев или также выплата штраф (ст. 26 УК Ирака). В представленном делении можно проследить западноевропейское правовое влияние на формирование иракского уголовного законодательства, поскольку современная европейская правовая практика также подразумевает деление уголовных правонарушений на «преступления» (“felonies”), «проступки» (“misdemeanors”) и «нарушения» (“infractions”).

Основываясь на базисных правовых положениях уголовного кодекса Ирака, понятие преступления в иракском уголовном праве можно определить как правонарушение, которое наказывается в уголовном порядке и характеризуется своей высокой степенью опасности для общества. Однако некоторые юристы Ирака отмечают довольно упрощенный подход к определению данного понятия в уголовном праве.

Важно подчеркнуть, что исследователь Н.И. Акрам предлагает определять преступление как любое действие либо бездействие, за которое в соответствии с законом предусматривается уголовная ответственность.

М. Камиль характеризует преступление как деяние, «которое исходит от лица, на которое может быть возложена ответственность, т.е. достигшего возраста уголовной ответственности, при этом рассматриваемое лицо может адекватно отвечать за свои поступки и руководить ими, имеет определенную свободу выбора, и в результате по совокупности совершенных деяний законом устанавливается конкретное уголовное наказание».

Современным Уголовным кодексом Ирака определяются три главных составляющих состава преступления - правовые, физические и ментальные, что является результатом правоприменения французской уголовной правовой традиции. В частности, для данной системы остается нераскрытым понятие «состава преступления», однако известно другое понятие так называемых «составляющих преступления» - легального, материального и морального. Представленные составляющие формируют в конечном итоге целый комплекс оснований для привлечения к уголовной ответственности за совершенные преступления.

Создание качественно нового уголовного, а также уголовно-процессуального права Ирака стало возможным только после принятия в 2005 г. новой Конституции, включающей в себя некоторые принципы и гарантии защиты прав человека, исходящие из ключевых международных стандартов, которые используются в международном праве и процессе.

К рассматриваемым стандартам принято относить принцип равенства перед законом (ст. 14 УК Ирака), запрет произвольного тюремного заключения и обеспечение гарантий права на справедливый и компетентный суд (ст. 15 УК Ирака), а также запрет на лишение свободы, иначе как по решению компетентного судебного органа, которое принимается в течение 24 часов после ареста, а также право на хранение молчания (ст. 19 УК Ирака).

Необходимо подчеркнуть, что убийство издревле являлось наиболее тяжким преступлением против человека и осуждалось как моралью, так и разветвленной системой норм и правил, которые обладают определенной законной силой. С точки зрения развития человеческого социума и культуры важно отметить, что запрет на убийство являлся одним из самых первых запретов в истории вида Homo Sapiens. Во многом это объяснялось в традициях разных народов мира потребностью продолжения рода, а также укрепления общества.

Необходимо подчеркнуть, что допущение вседозволенности в контексте совершения убийств угрожало человечеству неограниченным расширением произвола, хаоса и возможным тотальным и взаимным истреблением, в связи с этим сначала «убийство» было осуждено в общественном понимании и в дальнейшем запрещено в локальных человеческих сообществах - родах, племенах и т.д. При этом, по мере становления более крупных социальных, а также политических объединений, до формирования крупных государственных объединений, запрет на убийство получил форму закона, которая была обязательна для всех членов сообщества, что впоследствии нашло свое отражение в Законах Хаммурапи, а также в «Салической Правде» эпохи Раннего Средневековья.

Известно, что первые нормативные предписания (как написанные, систематизированные комплексом норм и правил поведения, а также запретов) создаются на основе общепринятых норм морали, формализуемых и закрепляемых в законах. Убийство объясняется как преступление почти во всех законодательных системах – как древних, так и современных. Посягательство на чужую жизнь, в свою очередь, может быть оправдано моралью и законом только в крайне редких, исключительных случаях.

В современном мире некоторые государства, в которых государственной религией является ислам, основывают уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относится и Ирак. В связи с тем, что мусульманское право является религиозным по своей сути, главными источниками его являются Коран и Сунна. Коран имеет высказывания пророка Мухаммеда, а Сунна – предания о его поступках и решениях.

Несмотря на явный консерватизм, мусульманское право развивалось под воздействием некоторых школ (толков) суннитского и шиитского направлений ислама. В связи с этим иджтихад означал возможность выбора предписаний, которые больше всего подходили для рассматриваемого дела. Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии. При этом признаются пять главных ценностей ислама: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность.

В соответствии с законом под убийством понимается умышленное причинение смерти другому человеку. Это определение позволяет решать вопросы отграничения данного преступления от самоубийства, причинения смерти по неосторожности. Уголовный закон в равной мере охраняет жизнь каждого лица независимо от состояния его здоровья, моральных свойств и т.д. Объективная сторона убийства выражается деянием в форме действия или бездействия, последствиями в виде наступления смерти и причинной связи между ними. Оконченным убийство признается в момент наступления смерти потерпевшего. Между деянием и последствием возможен промежуток во времени.

Ответственность за убийство исключается, если между деянием виновного и наступившей смертью отсутствует причинная связь (например, если в драке виновный нанес потерпевшему тяжелые ранения, но его смерть наступила от удара головой о землю при падении). Причинение повреждений жизненно важным органам тела, которые, как правило, влекут гибель потерпевшего, но в конкретном случае не привели к смертельному исходу в силу случайного стечения обстоятельств, не зависевших от воли виновного, квалифицируется как покушение на убийство. При этом покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, т.е. когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по независящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.). С субъективной стороны убийство характеризуется только умыслом (прямым или косвенным). Виновный осознает общественную опасность деяния, направленного на лишение жизни другого человека, предвидит возможность или неизбежность наступления смерти и желает либо сознательно допускает или безразлично относится к возможной смерти потерпевшего. Особого внимания заслуживает вопрос об отграничении убийства с косвенным умыслом от неосторожного причинения смерти, а также от случаев причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть.

Преступления против жизни не являются столь распространенными в современном арабском мире, как, например, в России, но и там они совершаются часто, особенно в последние годы. Это, думается, обусловлено, в том числе, и тем, что были поколеблены некоторые основные традиционные моральные принципы, не в последнюю очередь под влиянием усиленного проникновения так называемой «западной культуры», а также ухудшением материального положения населения арабских стран ввиду постоянных революционных потрясений. Например, в Иордании увеличилось число убийств, совершаемых из корыстных побуждений.

В арабской юридической литературе вопросы ответственности за преступления против жизни рассматриваются такими авторами, как Камель Аль-Саид, Махмуд Нагиб Хусни, Махер Абед Швиш, Мухаммед Заки Абу Амер, Джунди Абдель Малик и др. Однако они в основном рассматривают эти вопросы применительно к уголовному праву какой-то отдельно взятой арабской страны.

В конституциях практически всех арабских стран (кроме конституции Ливана) провозглашается, что ислам является государственной религией, а шариат либо его принципы - основным источником законодательства. Из этого можно сделать вывод, что ответственность за преступления против жизни там должна определяться на основе шариатского права.

По мусульманскому праву убийство относится к категории преступлений «кисас», означающей «возмездие», т.е. наказание «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию. Это правило вытекает не непосредственно из Корана (там устанавливалось суровое наказание в общей форме - гл.4, стих 94), а из сунны - преданий о Пророке, которому приписываются высказывания о том, что за умышленное убийство должно следовать возмездие, а также что за это деяние допускается «законное» пролитие крови. Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что эти положения сунны толкуются мусульманскими правоведами как установление за умышленное убийство строго определенной санкции - смертной казни в качестве наказания, эквивалентного преступлению.

И, хотя, согласно преданию, в случае умышленного убийства Пророк разрешал пострадавшей стороне выбирать одно из трех - смертную казнь, принятие от преступника выкупа за кровь – «дийа», или прощение преступника (право выбора предоставлялось в первую очередь родителям убитого, затем - ближайшим родственникам), смертная казнь за это преступление - наказание «законное», освященное шариатом.

В связи с этим понятна позиция мусульманских, в том числе, арабских стран на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности. В частности, обозначено, что в случае прощения смертный приговор может быть заменен выкупом. «Дийа» при этом составляет 100 верблюдов (либо 200 быков или 2000 баранов) или их денежный эквивалент (1 тысяча золотых динаров или 12 тыс. динаров ассигнациями).

Однако в настоящее время вопросы ответственности за убийство (подчас довольно сложные) на основе шариата регулируются лишь в немногих арабских странах, таких как Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ и Судан. В последнем хотя и есть официальный уголовный кодекс, принятый в 1991 году, но он базируется исключительно на принципах шариатского права.

В вышеуказанных странах в целом действует современное светское уголовное законодательство: в Египте - Уголовный кодекс 1937 года, который представляет собой сочетание французской и в меньшей степени английской уголовно-правовых систем, Уголовный кодекс Ирака 1969 года, который испытал значительное влияние английского уголовного права, Уголовный кодекс Ливана 1943 года и сходный с ним Уголовный кодекс Сирии 1949 года, в основу которых положен Уголовный кодекс Франции 1810 года, но имеющие при этом определенные позитивные отличия от него, а также Уголовный кодекс Иордании 1960 года, который был разработан под сильным влиянием ливанского и сирийского уголовного законодательства, но содержащий элементы английского уголовного права.

Хотя в законодательстве этих стран можно обнаружить некоторые, в целом небольшие вкрапления, включенные туда под влиянием шариата, исламской морали, например, смягчающим или даже исключающим ответственность обстоятельством является убийство жены или одной из близких родственниц в случае их прелюбодеяния или незаконной половой связи, либо убийство матерью своего новорожденного ребенка, появившегося на свет от прелюбодеяния или внебрачной связи с целью избежать позора, которое является только смягчающим обстоятельством.

Характер регулирования ответственности за преступления против жизни в соответствии с уголовным законодательством рассматриваемых стран в целом испытал большое влияние французского права. Однако проведенный анализ показал также, что некоторые вопросы там решены даже лучше, чем в Уголовном кодексе Франции 1810 года, а некоторые нуждаются и в дополнительной разработке, т.е. речь идет уже о совершенствовании уголовного законодательства, что может способствовать более эффективной борьбе с такими опасными преступлениями, как убийства.

Одним из наиболее тяжких преступлений против жизни является убийство, совершенное с предумышлением или из засады (в соответствии с УК Ирака), караемое во многих других арабских странах одинаково сурово - смертной казнью. Серьезная проблема здесь - установление «преднамеренности». В УК таких стран, как Иордания и Египет, где дается ее определение, акцент делается на фактор времени: преднамеренностью является умысел, который сложился до совершения преступления. В УК Ирака упор делается на психологический фактор: «преднамеренность» - это сформировавшийся замысел совершить преступление без гнева и душевного волнения до его осуществления. Более сбалансированное определение преднамеренности дается в УК Ирака (ст. 151): «преднамеренность» - это планирование действия до его совершения в период времени, достаточный исполнителю для спокойного обдумывания. В УК некоторых стран вообще нет определения преднамеренности. Однако в уголовно-правовой доктрине и судебной практике арабских стран наблюдается отход от фактора времени в сторону психологического состояния. А ведь, напомним, речь идет о преступлении, караемом смертной казнью без какой-либо альтернативы этому наказанию.

Таким образом, смертью караются все виды убийства, за исключением случаев принуждения убившего, когда наказанием является суровое тюремное заключение. Суровость закона смягчалась большим количеством смягчающих вину обстоятельств, при наличии которых смертная казнь не назначалась; так обстояло дело: а) если объектом преступления явился нежизнеспособный ребенок, неизлечимо больной или лицо, находящееся в агонии; б) когда имела место необходимая оборона или крайняя необходимость. неосторожное убийство каралось изгнанием, при этом были специальные города-убежища, где убийцы, совершившие преступление по неосторожности, могли скрываться. Умышленное же и предумышленное убийства, хотя и различались, но караются равной мере смертной казнью, кроме того, отдельным вопросом здесь является использование длительных сроков наказания за совершение убийств, что по мере демократизации современного иракского законодательства. равно как и законодательства многих арабских государств становится достаточно новой практикой.

 

Список литературы:

1. Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М.: Юрист, 1994.

2. Доктор Мохамед Фадель / Преступления против людей.  Дамаск 1965 г.

3. Д-р Джамиль Абдель-Баки, Преступления, связанные с нападением на людей, Каир, 1997 г.

4. Д-р Салим Харба, Преднамеренное убийство, Багдад, 1998 г.

5. Д-р Фахри Абдель Раззак, Разъяснение Уголовного кодекса Ирака, Каир, 1992 г.

6. Закон Ирака об общественном здравоохранении № 89 от 1998 года.

7. Лунеев В.В. Преступность XX века мировые региональные и Российские тенденции WoltersKluwer. М., 2005. С. 37-39.

 

. . . . . . .