Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления

Дата публикации: 2022-02-16 20:31:43
Статью разместил(а):
Михайлусова Анна Владимировна

Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления

Interaction of the prosecutor’s office with local self-government bodies

 

Автор: Михайлусова Анна Владимировна 

ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия», г. Челябинск, Россия

E-mail: anna_mikhaylusova@mail.ru

Mikhailova Anna Vladimirovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Russian State University of Justice”, Chelyabinsk, Russia

E-mail: anna_mikhaylusova@mail.ru

Аннотация: Целью данной статьи является выявление эффективности взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности. Задачей была поставлена изучение уровня действенности нормативных актов в этой сфере, а также их результативность на основе анализа эмпирического материала.

Abstract. The purpose of this article is to identify the effectiveness of cooperation between the prosecutor's office and local self-government bodies in the field of law enforcement. The task was to study the level of effectiveness of regulations in this area, as well as their effectiveness based on the analysis of empirical material.

Ключевые слова: прокурор, местное самоуправление, законность, Конституция РФ.

Keywords: prosecutor, local government, legality, Constitution of the Russian Federation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В условиях правового государства особое значение имеет деятельность прокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением законности на всей территории страны. Статьей 129 Конституцией РФ определяются принципы организации и формирования системы и структуры надзорных органов. В Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» содержится положение, в соответствии с которым органы прокуратуры, осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Для наиболее эффективного выполнения прокуратурой своих функций существует необходимость в четком ее взаимодействии с различными государственными органами и органами местного самоуправления.

Под взаимодействием» в данном «случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод чело века и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность[1]. Кроме того, органы исполни тельной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполни тельной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью. Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений. Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий.

Прокурорам, в соответствии с о ст. 7 Закона «О прокуратуре РФ», предоставляется право участвовать в заседаниях органов местного самоуправления. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях, при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов, в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.

Органы местного самоуправления и органы прокуратуры зачастую расходятся во мнении, какие акты относятся к нормативным, а какие нет, в связи с чем не все проекты нормативных актов могут быть предоставлены в органы прокуратуры для предварительной экспертизы [1, с. 245].

Кроме того, трудности взаимодействия возникают и при осуществлении межведомственного взаимодействия, а именно: в последнее время участились запросы из органов прокуратуры в органы местного самоуправления, сроки исполнения которых ограничены (в течение нескольких часов, в течение дня), при этом ссылка в запросах имеется лишь на ст. 22 Закона, в которой четко не определены сроки подготовки ответов на запросы.  Такой механизм взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления не способствует эффективному правотворчеству органов местного самоуправления, не способствует принятию качественных соответствующих нормам права и потребностям общества актов.

На основании изложенного очевидно, что назрела необходимость совершенствования механизмов взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, например, путем конкретизации норм ст. 22 Закона, касающейся сроков для запросов в органы власти, а также путем повышения качества проводимых проверок проектов актов органов местного самоуправления [1, с. 245].

Ключевой проблемой на сегодняшний день является государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностными лицами. Для совершенствования данного контроля и эффективного взаимодействия необходимо принятие комплекса мер, среди них можно выделить:

- исключение дублирования функций органов государственного контроля (надзора) различных уровней, в том числе при определении порядка подготовки и проведения плановых и внеплановых проверочных, а также иных мероприятий в отношении ОМСУ;

- закрепление принципов гласности и открытости при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью ОМСУ;

- обеспечение координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по планированию проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно-надзорных функций;

- сокращение числа плановых (за исключением комплексных) проверок органа местного самоуправления, проводимых одновременно несколькими контрольно-надзорными органами.

Подводя итог, можно сказать, что проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления являются открытыми и до сих пор. Наблюдается положительная тенденция по решению этих проблем на всех уровнях. Для полного их решения необходимо потратить большое количество сил и финансов, но в свою очередь это даст плоды для продуктивной работы в будущем и усилением связи между этими структурами.

 

Литература:

Гонтарь С.Г. Проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в рамках правотворческой деятельности / С. Г. Гонтарь // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. – С. 243–245.

 

. . . . . . .