Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Конституционно-правовой механизм обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду в России

Дата публикации: 2022-02-14 14:49:42
Статью разместил(а):
Безмоленко Виктория Витальевна

Конституционно-правовой механизм обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации

Constitutional legal mechanism to ensure the right of everyone to a favorable environment in the Russian Federation

Автор: Безмоленко Виктория Витальевна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия

e-mail: veka98@mail.ru

Bezmolenko Victoria Vitalievna

VOLSU, Volgograd, Russia 

e-mail: veka98@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы реализации экологических прав граждан, как актуальное направление развития теории экологического права и практики применение норм экологического законодательства.

Annotation: The article deals with the problems of realization of the environmental rights of citizens as an actual direction in the development of the theory of environmental law and the practice of applying the norms of environmental legislation.

Ключевые слова: Экологические права, реализация экологических прав, право на благоприятную окружающую среду.

Keywords: Environmental rights, implementation of environmental rights, the right to a favorable environment. 

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Конституция РФ в ст. 42 закрепляет одно из основополагающих прав человека – право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии, а также на возмещение ущерба, которое ему причинено вследствие экологических правонарушений. Однако, данное право, несмотря на свое длительное существование, нашло отражение и закрепление в нормативных актах относительно недавно.

В течение всего своего существования человек использует природу для обеспечения, удовлетворения и реализации своих потребностей. И если изначально это употребление природных ресурсов было минимальным и незначительным, то в последствии уровень воздействия приобрел, глобальные масштабы и стал причиной необратимых негативных последствий. Уже давно ученые пришли к выводу, что в нашем мире все взаимосвязано: не только человек влияет на природу, но и природа, в свою очередь, оказывает влияние на человека, на его здоровье и жизнь в целом.

Существование любого живого организма невозможно отделить от окружающей среды, также как не представляется возможным разделение повседневной жизнедеятельности человека и его прав на благоприятную природу, что получило отражение во многих не только отечественных, но и международных актах. Однако процесс становления данного права прошел длительный период своего развития и формирования.

Право человека на окружающую его природу изначально сильно отличалось от того, которое знакомо нам. В дореволюционной России общество жило по принципу «Человек – царь всего живого», то есть он господствует над миром флоры и фауны. Природа воспринималась в качестве источника неиссякаемых ресурсов, экологические объекты воспринимались и охранялись только как экономическая ценность. Человек представлялся творцом, создававшим свое существование на полотне окружающего мира, его превосходство и незыблемость прав на потребление природных ресурсов не поддавались сомнениям. Возможно, такое мировоззрение могло иметь место и в наше дни, однако экологические запасы не бесконечны, а влияние на состояние естественной среды обитания стало настолько неконтролируемым, что повлекло ухудшение, разрушение и даже вымирание природных объектов. Именно в этот момент люди глобально задумались об экологических угрозах и последствиях своего воздействия, о необходимости ограничения прав и установления контроля за деятельностью человека в окружающей среде.

Предпосылки зарождения охраны и притеснения необъятного права человека на окружающую среду имелись уже в постреволюционном законодательстве, это, например: Декрет от 27 октября 1917 г. «О земле», Декрет ВЦИК от 27.05.1918 г. «О лесах» и др. Таким образом, в этот период начинают формироваться основы законодательства о природопользовании и охране окружающей среды, появляется соответствующий правовой институт.

В Конституции РСФРС 1925 года в ст. 15 прямо говорилось, что вся земля, леса, недра, воды являются социалистической государственной собственностью. Однако в дальнейших принятых правовых актах никаких существенных новелл относительно окружающей среды внесено не было.

В 1977 году, с принятием новой Конституции СССР, к институту экологического права было добавлено несколько статьей, регулирующих взаимоотношения государства, человека и природы. Так, ст. 18 ввела понятие «окружающая среда» и закрепила интересы общества: "В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды". В ст. 42 устанавливалось право человека на охрану здоровья, которое помимо всего прочего, обеспечивалось оздоровлением окружающей среды. Впервые была закреплена обязанность граждан беречь и охранять природу (ст. 67). А также ведение вопросов природопользования было отнесено непосредственно к компетенции Верховного Совета СССР (ст. 113). Примечательно, субъекты СССР в большинстве своем копировали текст и положение основного закона, внося незначительные корректировки. Одним из таких дополнений стало указание на прямую обязанность самого государства охранять экологические ресурсы в Конституции РСРФСР 1978 года.

Следовательно, по главному, основному закону Союза перед ним не стоит обязанность в обеспечении сохранности окружающей природы, а в ведущем правовом акте республики, входящей в состав данного союза, такая обязанность предусмотрена. Отсюда исходит, что норма по регулированию участия государства в экологическом состоянии носила скорее рекомендательный характер, нежели обязательный для других республик-участников, такой пробел в законодательстве является недостатком правового регулирования указанного времени.

Первым государством, провозгласившим право человека на благоприятную окружающую среду, стала Испания, включив эту норму в свою Конституцию в 1978 году. Россия же признала данное право лишь в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданина, указав в ст. 25 "Государство принимает меры, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого гражданина". И только в 1993 году эта норма нашла свое закрепление в отечественной Конституции в ст. 42 такой, какой мы знаем ее сейчас.

Таким образом, исторические этапы становления и развития права человека на благоприятную окружающую среду имеют неоднозначную оценку. В дореволюционное время общество даже не задумывалось о том, что данное право необходимо, человек априори признавался господином всего живого на Земле, а проблема истощения ресурсов и бесконтрольного загрязнения природы, в общем, отсутствовала из-за низкого технического уровня развития и относительно небольших потребностей человечества. В последствии, со временем постепенного усовершенствования условий производства и потребления вопрос охраны природопользования начал обретать все большую актуальность, в связи с чем издаются соответствующие правовые акты, ограничивающие неконтролируемую эксплуатацию экологических объектов. Рассмотрев разновременные позиции определений относительно данной нормы, мы пришли к мнению, что право на благоприятную окружающую среду – самостоятельное, фундаментальное, личное, конституционное право каждого человека и гражданина, тесно взаимосвязанное с его жизнью и здоровьем, которое охраняется государством и содержится во многих основных как международных, так и отечественных законах. Действительная его реализация является свидетельством наличия заинтересованности государства в благоприятном существовании и дальнейшем процветании нации.

На сегодняшний день, несмотря на меры, принимаемые человечеством, фиксируется сильное снижение качества окружающей среды в мире в целом и на территории Российской Федерации в частности. В ближайшем будущем эти процессы могут стать необратимыми. За последние годы отмечен рост площади пострадавших земель, загрязненных вод, резко снижена площадь леса и защитного озонового слоя в атмосфере.

В советские времена исследователи выделили четыре вида экологически значимого поведения:

1) рациональное использование ресурсов отдельных элементов окружающей среды;

2) невозобновляемое потребление ресурсов окружающей среды;

3) уничтожение баланса окружающей среды, которое не связано с потреблением;

4) поведение, направленное на восстановление экологического баланса.

О.Л. Дубовик отмечает, что на основе этой классификации можно конкретизировать систему государственного контроля и повысить ее эффективность, чтобы обеспечить право человека на благоприятную окружающую среду.

Конституционное право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством принятия мер защиты окружающей среды органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти, а также физическими лицами и хозяйствующими субъектами. Тем не менее реализация вышеуказанного права требует от государства значительных материальных затрат, что вызывает затруднения в условиях кризиса. Более того, практика показывает, что на деле очень сложно рассчитать вред, который был нанесен окружающей среде. Законодательством предусмотрено два способа определения размера вреда: соразмерно фактическим затратам на восстановление окружающей среды или согласно закрепленным таксами методическим исчислениям размера вреда. Однако исследователи отмечают, что эти способы недостаточны для формирования и здорового функционирования механизма взыскания с предприятий и организаций нанесенного окружающей среде вреда. Основной проблемой они считают отсутствие на федеральном уровне действующего нормативного правового акта, который закрепил бы такие методики расчета.

О необходимости сохранения земли для потомков говорил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, посол доброй воли ЮНЕП по Арктике и Антарктике Вячеслав Фетисов: "Мы должны смотреть на экологию как на мост между прошлым и будущим. Необходимо задуматься уже сегодня над тем, какую планету мы оставим нашим детям и внукам. Нужно принимать активное участие в решении экологических проблем, работать над поиском путей их решения и жить в согласии с природой".

Государство, которое считает себя правовым, социальным и демократическим берет на себя обязательство по защите конституционных прав, в том числе и экологических прав граждан. На практике наблюдается рост экологических правонарушений и преступлений, что, безусловно, наводит волнение в обществе. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения основных видов нарушений в этой сфере и выявление причин сложившейся ситуации, с целью нахождения способа их устранения. В Российской Федерации экологические права граждан хоть и признаются естественными и неотъемлемыми, но проблема их реализации актуальна, так как положения, содержащиеся в Конституции РФ, хоть и признаны быть основополагающими, но в некоторых случаях носят лишь формальный характер. Рассмотрим основные экологические права граждан:

- право на благоприятную окружающую среду. Для реализации данного права каждый человек должен обладать доступом к экологической информации. А как мы видим полнота предоставляемой информации ущемлена юридически, поскольку существует перечень недоступной информации, несмотря на то, что данное право вытекает из ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Однако в нем отражены лишь общие положения относительно права граждан на получение любой необходимой информации. В связи с чем механизм борьбы населения за благоприятную окружающую среду в целом, не функционирует.

- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. К сожалению, органы не предоставляют такую информацию, что, во-первых, лишает граждан возможности реализовать свое право, во-вторых, лишает возможности воздействовать на улучшение состояния окружающей среды. Хотя реализация данного права ч.2 ст. 24 Конституции РФ предусматривает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц следить за обеспечением возможности каждого ознакомиться с данными, касающимися его прав и свобод. Законодатель установил ответственность для лиц, не предоставивших необходимую информацию, но, несмотря на это нарушения имеются;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением реализуется путем обращения пострадавшего лица с иском в суд в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», но механизм компенсации вреда недостаточно разработан и судебная практика по удовлетворению исковых требований носит негативный характер, так как суды не удовлетворяют такие жалобы, т.е. граждане лишены возможности отстаивать свое конституционное право.

Рассмотрев, экологические права, отраженные в основном законе, мы видим, что они не всегда воплощаются в поведение участников правоотношений при их реализации. Таким образом, можно сделать вывод, что граждане не всегда имеют возможность получить данные, соответствующие всем вышеперечисленным критериям. Различного рода ограничения, применяемые к гражданам, должны осуществляться только на основании и в соответствии с законом, исключая возможность произвольного вмешательства и нарушения прав граждан. Л.С. Явич справедливо отмечает, что право - ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Помимо всего имеется и терминологическая проблема понятия «право на благоприятную окружающую среду», так как в международных документах используется несколько понятий окружающей среды, что свидетельствует об отсутствии единого мнения мирового сообщества.

Так, в Российской Федерации реализация экологических прав граждан затруднена ввиду недостаточного контроля со стороны государства в области реализации положений Конституции РФ и принятых на основании ее нормативно-правовых актов.

Проанализировав судебную практику, можно утверждать, что механизм правовой защиты права ограничен узким кругом общественных отношений, выраженных, как правило, в нарушении экологического законодательства определенными лицами.

Основные экологические права человека и гражданина закреплены в Конституции РФ и дополнены в соответствующих федеральных законах: ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О радиационной безопасности населения» и др.

В целом анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод об отсутствии системы экологических прав граждан, положения законов перечисляются без раскрытия механизма реализации. Итак, права человека, в том числе и экологические, должны защищаться и реализовываться, так как защита прав человека и гражданина является одним из приоритетных направлений государства и мирового сообщества в целом. В силу чего для решения имеющихся в правовой действительности проблем, прежде всего, необходимо совершенствовать правовой механизм реализации прав граждан и привести их в действие, что позволит устранить указанные выше недостатки. Граждане должны иметь возможность участвовать в процессе разработки и принятия решений, непосредственно касающихся окружающей среды, а в случае нанесения ущерба должны иметь право использовать все средства для защиты. Положения, отраженные в правовых актах, должны быть реализованы, для этого необходимо осуществлять систематический контроль за органами, на которые возложены такие полномочия.

Подводя итог, следует отметить, что в зарождении и развитии права человека на благоприятную окружающую среду, можно выделить следующие характерные черты:

– экономические интересы государства преобладали над правовой защитой прав и интересов граждан;

– в начале ХХ века была проведена первая кодификация нормативных актов, в том числе в сфере природоохраны и природопользования;

– конкретная формулировка права человека на благоприятное экологическое состояние встречается только в конце 1970 года;

– нормы, регулирующие использование ресурсов, превосходили по своему количеству нормы природоохранного характера.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина. Конституционное признание и закрепление данного права прошло долгие этапы своего формирования и утверждения, с каждым десятилетием получая все большую актуальность.

 

Список литературы:

1. Ахмедов Р.М. К вопросу об экологической безопасности / Р.М. Ахмедов, Ю.А. Иванова, Р.Н. Мородумов. – Текст : непосредственный // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С. 108–110.

2. Васильева М.И. Правовые проблемы возмещения вреда здоровью граждан, причиненного экологическими правонарушениями // Судья. – 2017. – № 9.

3. Давыдова М.Л. Теория государства и права / Давыдова М.Л. // под ред. Д.В. Ходукина, И.Н. Мамкиной. — Чита : Издательство ЗабГУГУ, 2011. — 270 с.

4. Елинский В.И. Экологическая функция государства как важный фактор обеспечения естественного состояния окружающей среды / В.И. Елинский, Р.М. Ахмедов, Ю.А. Иванова. // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 3. – С. 100–102.

5. Елюбаев Ж.С. Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

6. Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и Экологическое право // Актуальные проблемы российского права. 2019. №8 (105). С. 165–175.

7. Фролов С.А. Природоохранные прокуратуры, их место и роль в обеспечение экологической безопасности // Теоретические и практические вопросы управления, права и экологии: сборник научных статей. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. С. 59-65.

8. Шарно О.И. Экологические коммуникации: понятие, значение, реализация // Правовая коммуникация государства и общества: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов международной научной конференции (Воронеж, 11 – 12 сентября 2020 г.) / [ред.колл.: Беляев М.А., Денисенко В.В.]. – Воронеж: НАУКА‐ ЮНИПРЕСС, 2020. – 492 с. - С. 334-337.

9. Шульгач Ю.А. Проблемы реализации экологических прав граждан // Молодой ученый. – 2019. – № 44 (282). – С. 268-270.

 

. . . . . . .