Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Правовой статус эмбриона в рамках применения суррогатного материнства

Дата публикации: 2021-10-20 19:20:22
Статью разместил(а):
Ширяева Евгения Владимировна

Правовой статус эмбриона в рамках применения суррогатного материнства

Legal status of the embryo in the surrogacy motherhood programme

Автор: Ширяева Евгения Владимировна

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: zheka-spb@mail.ru

Shiryaeva Evgeniya Vladimirovna

Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Saint Petersburg, Russia

e-mail: zheka-spb@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы идентификации правового статуса эмбриона в рамках применения суррогатного материнства. Автором рассмотрены основные концепции определения момента возникновения права ребенка на жизнь. Анализируя теоретические подходы и правоприменительную практику, автор приходит к выводу, что среди всех концепций определения момента возникновения права ребенка на жизнь заслуживает право на существование умеренная теория, которая позволяет урегулировать вопрос соотношения права ребенка на жизнь и права женщины на аборт. Кроме того, автор отмечает, что еще не родившийся ребенок имеет право считаться субъектом права с момента признания за ним права на жизнь. До наступления момента признания за ним права на жизнь эмбрион следует идентифицировать как особое человеческое существо, на которое будут распространяться отдельные нормы правового регулирования.

Abstract: The article deals with the actual problems of identification of the legal status of the embryo in the framework of the application of surrogate motherhood. The author considers the basic concepts of determining the moment of occurrence of the child's right to life. Analyzing theoretical approaches and law enforcement practice, the author comes to the conclusion that among all the concepts of determining the moment of occurrence of the child's right to life, a moderate theory deserves the right to exist, which allows to resolve the issue of the relationship between the right of a child to life and a woman's right to abortion. In addition, the author notes that an unborn child has the right to be considered a subject of law from the moment of recognition of his right to life. Until the moment of recognition of its right to life, the embryo should be identified as a special human being, which will be subject to certain norms of legal regulation.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, суррогатная мать, генетические родители, эмбрион.

Keywords: assisted reproductive technologies, surrogate motherhood, surrogate mother, genetic parents, embryo.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В рамках реализации программы по договору суррогатного материнства на практике осуществляется довольно сложная процедура формирования эмбриона экспериментальным путем. На сегодняшний день научная сфера жизни общества достигла внушительных результатов, поскольку допускает возникновение жизни за пределами материнского тела. Вместе с тем, весьма целесообразный возникает вопрос касательно допустимости именования выведенного экспериментальным путем эмбриона человеком. В таком случае необходимо разъяснить момент становления эмбриона таковым, поскольку он, как и все остальные люди, должен обладать всеми естественными правами и иметь гарантии их защиты. В юридической литературе сложилось несколько различных пониманий сути данного вопроса.

В процессе выявления и решения основных проблем и противоречий идентификации эмбриона следует отталкиваться от сущности самого понятия «эмбрион». Этимологическое происхождение данного термина берет свои корни из греческого языка и подразумевает под собой «живой организм на ранней стадии развития». Наука, непосредственно занимающаяся происхождением и основными особенностями эмбрионов, - эмбриология, равно как и наука, изучающая происхождение всех существующих живых организмов, т.е. биология, относят термин эмбрион к одной из стадий развития человеческого зародыша наряду с проэмбрионом и плодом. Таким образом, эмбрион можно определить, как сложный организм, который развивается на протяжении определенного времени.

С юридической точки зрения рассмотрением понятия эмбриона занимались довольно многие ученые-правоведы. Так, например, С.В. Гландин дает определение эмбриону, отталкиваясь от стадий осуществления договора суррогатного материнства. Автор полагает, что вне тела суррогатной матери эмбрион находится в одной категории развития, а после имплантации в организм женщины переходит в другую категорию развития и становится плодом.

Нормативно-правовая основа, определяющая понятие термина «эмбрион» развита достаточно слабо. Обращаясь к нормативно-правовым актам зарубежных стран, следует сделать вывод, что в некоторых странах такое понятие и вовсе не закреплено в законодательстве, например, в Боливии, Италии, Франции, а в остальных трактуется по-разному. В международном праве, согласно положениям решения Всемирной организации здравоохранения от мая 1974 года, эмбрион определяется как «человеческий организм на стадии развития до 8 недель беременности, плод от 8 до 22 недель, а ребенок – от 22 недель при условии рождения его живым. В России законодатель, выражая солидарность с мнением Всемирной организации здравоохранения, закрепил аналогичное понятие в ст. 2 Федерального закона от 20.05.2002 №54-ФЗ (ред. от 29.03.2010) «О временном запрете на клонирование человека». В частности, данная статья содержит следующее определение эмбриона: "зародыш человека на стадии развития до восьми недель". Приведенные выше определения позволяют идентифицировать эмбрион как живой организм, находящийся в стадии развития с момента зачатия до 8 недель беременности. Вместе с тем, более полным определением эмбриона, на наш взгляд, будет следующее: живой человеческий организм, развивающийся в утробе женщины с момента зачатия до рождения, а в случае применения ВРТ – с момента создания эмбриона из генетического материала вне тела женщины, в течение всего периода развития после имплантации в матку женщины до рождения.

Элементом правового статуса эмбриона выступает совокупность прав, которыми он наделен. В число данных прав входят фундаментальные естественные права, главным из которых является право на жизнь. Стоит отметить, что одной из важнейших функций государства является охрана указанного права, и в этой связи возрастает актуальность определения момента, с которого эмбрион начинает признаваться полноправным человеком. В юридических кругах в процессе поиска наиболее рационального ответа на данный вопрос сформировалось несколько основных теорий: абсолютистская, либеральная и умеренная. Сущность каждой из указанных теорий сводится либо к принятию эмбриона как человеческого существа, либо несогласие с данной точкой зрения.

Признание эмбриона с момента зачатия человеческим существом с особой ценностью содержится во взглядах сторонников абсолютистской теории. Краеугольным камнем данной теории выступает факт запрета на осуществление со стороны любых лиц действий, которые так или иначе могут повлечь негативные последствия на развитие организма эмбриона или вовсе стать препятствием для его дальнейшего существования. Кроме того, поскольку зачастую возникают ситуации, на которые человек не может оказать существенного влияния ввиду объективных естественных факторов, сторонники данной теории полагают, что в подобных ситуациях, т.е. при наличии угрозы развития и дальнейшего существования эмбриона, которая никак не может быть нейтрализована, эмбрион, как и полноправный человек, наделенный основными правами и обязанностями, должен получить аналогичную защиту.

Государство, по мнению сторонников абсолютистской теории, на основании общих начал конституционного права, обязано гарантировать эмбриону полноценную защиту его прав и интересов на всех этапах развития. По мере развития государства и права, а также общечеловеческих ценностей и моралей, круг сторонников рассматриваемой теории расширялся: начало было положено в кругах священнослужителей, затем с развитием медицины и естественных наук ряды сторонников пополнились и из числа биологов и акушеров-гинекологов, поскольку именно они на практике взаимодействуют с человеческим организмом с первых дней его жизни и развития.

В отечественных научных кругах, в особенности в сферах, представители которых напрямую занимаются изучением развития и становления эмбриона, многие поддерживают абсолютистскую теорию, например, В.А. Голиченков из Московского Государственного Университета, являющийся заведующим кафедрой эмбриологии. По его мнению, каждый этап развития человеческого организма проходит одно и то же существо, немного отличающееся от своих предшественников или последователей в силу особенностей стадии развития.

Наиболее известным зарубежным представителем рассматриваемой теории выступает американский врач-гинеколог Б. Натансон. В процессе осуществления своих медицинских обязанностей врач довольно часто сталкивался с процедурой искусственного прерывания беременности, однако после проведенного им исследования особенностей проведения данной процедуры общественность и медицинские работники изменили свое мнение о данной процедуре в сторону отрицательного. Б. Натансон путем ультразвуковой съемки аборта трехмесячного эмбриона смог доказать, что зародыш, предчувствуя опасность, начинает двигаться быстрее, его сердцебиение учащается, он открывает рот, словно кричит. Помимо научных исследований особенностей процедуры аборта имеют место быть социологические исследования, например, в одном из которых были опрошены граждане США на предмет идентификации эмбриона и большинство опрошенных признали эмбрион полноправным человеком с момента его зачатия.

Антагонистами указанной абсолютистской теории выступают сторонники либеральной теории. В основании их теории лежит факт отрицания уникальности и ценности эмбриона, равно как и отрицания необходимости предоставления эмбриону гарантий охраны, защиты и предоставления основополагающих человеческих прав. Американский профессор философии в Университете Колорадо, США, М. Тули, в качестве субъектов, имеющих право на жизнь, рассматривал "только тот организм, который осознает себя развивающимся субъектом и имеет жизненный опыт". На наш взгляд, данная позиция не может признаваться целесообразной, поскольку, например, за только что появившимся на свет ребенке признается право на жизнь, а за эмбрионом – нет, хотя они отличаются лишь тем, что ребенок всего лишь не находится внутри тела матери. Кроме того, только что появившийся на свет ребенок не обладает никаким жизненным опытом и, следовательно, по мнению М. Тули, не имеет права на жизнь, что, бесспорно, можно охарактеризовать абсурдным.

Признающими за указанными выше теориями право на существование выступают сторонники умеренной (градуалистической) теории. Основополагающей идеей данной теории выступает возможность признания за эмбрионом не абсолютной, а значительной ценности. В частности, приверженцы данной теории полагают, что зарождение человеческой жизни проходит несколько этапов и обретает абсолютную ценность, только достигнув определенного времени, а не с самого начала. Вместе с тем точно определить момент достижения права на жизнь и защиту человеческой жизни эмбриона сторонники данной теории солидарно не могут: одни полагают, что этот момент наступает по достижении определенного уровня развития, другие – с момента достижения жизнеспособности. Момент достижения определенного уровня развития эмбриона в научных кругах принято подразделять на несколько групп:

1. После четырнадцатого дня развития, когда эмбрион перестает формироваться клеточными слоями, которые не имеют влияния на построение эмбриона в дальнейшем;

2. Четвертая-шестая неделя беременности, в период которых происходит формирование нервной системы;

3. Шестая-восьмая неделя беременности, когда эмбрион начинает реагировать на причиняемую ему боль;

4. Двадцать восьмая-тридцатая неделя беременности, когда происходит окончательное формирование мозговых нервных импульсов.

Базируясь на проведенном выше исследовании существующих точек зрения касательно идентификации эмбриона полноправным человеком, их аргументации и полученных результатах, следует сделать вывод, что, на мой взгляд, наиболее рациональной выглядит умеренная теория. Весьма очевидна недопустимость существования либеральной теории, поскольку на сегодняшний день развитие основополагающих естественных наук, таких, как биология, медицина, эмбриология, находится на довольно высоком уровне и всеми своими исследованиями непосредственно доказывает несостоятельность этой теории. Достоинствами абсолютистской теории выступают признание ценности за эмбрионом и право на охрану государством с момента зачатия, однако в данном случае весьма спорный вопрос, каким образом эмбрион подлежит защите на начальном этапе развития.

Специфика статуса эмбриона подчеркнута положениями Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 08.12.2020). Так, согласно ст. 2 данного нормативного правового акта, действие закона не распространяется на такие органы, как эмбрионы. Таким образом, признавая эмбрион человеческим органом, законодатель делает акцент на исключительном статусе данного органа. Нормами уголовного законодательства эмбрион признается частью тела матери. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 111 УК РФ прерывание беременности является причинением тяжкого вреда здоровью, как и потеря органа. Наперекор этой статье идет ч. 2 ст. 105 УК РФ, предусматривающая в качестве квалифицированного состава убийство беременной женщины, о чем виновному было известно, поскольку в данном случае ответственность за преступление повышена, поскольку жизни лишаются женщина вместе с плодом.

Подводя итог проведенному исследованию, резюмируем: среди всех концепций определения момента возникновения права ребенка на жизнь, на наш взгляд, заслуживает право на существование умеренная теория, которая позволяет урегулировать вопрос соотношения права ребенка на жизнь и права женщины на аборт. По вопросу правового статуса эмбриона считаю необходимым отметить следующее: еще не родившийся ребенок имеет право считаться субъектом права с момента признания за ним права на жизнь. До наступления момента признания за ним права на жизнь эмбрион следует идентифицировать как особое человеческое существо, на которое будут распространяться отдельные нормы правового регулирования.

 

Список литературы:

1. Гландин С.В. О статусе эмбриона человека в свете права на уважение личной и семейной жизни в европейском и российском праве // Закон. – 2014. – №4. – С. 136-141.

2. Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека // Медицинское право. – 2006. – №2. – С. 16-22.

3. Пурге А.Р. Правовое положение эмбрионов в современном праве России // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). – С. 202-204.

4. Федосеева Н.Н., Фролова Е.А. Проблема определения правового статуса эмбриона в международном и российском праве // Медицинское право. – 2008. – №1. – С. 36-40.

5. Шиндяпин С.Э. К вопросу о моменте признания правоспособности эмбриона человека // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014. – №12 (140). – С. 198-202.

 

. . . . . . .