Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Понятие и классификация средств индивидуализации товаров и услуг

Дата публикации: 2021-09-19 00:04:38
Статью разместил(а):
Новикова Ольга Алексеевна

Понятие и классификация средств индивидуализации товаров и услуг в доктрине российского гражданского права и гражданского права зарубежных стран

The concept and classification of means of individualization of goods and services in the doctrine of Russian civil law and civil law of foreign countries

 

Автор: Новикова Ольга Алексеевна

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: olya.can@bk.ru

Novikova Olga Alekseevna

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia

e-mail: olya.can@bk.ru

 

Аннотация: В статье проведён анализ состояния законодательной регламентации правовой охраны товарных знаков, географических указаний и фирменных наименований, свидетельствует об отсутствии целостного, согласованного законодательного регулирования средств индивидуализации участников хозяйственного оборота, товаров и услуг.

Abstract: The article analyzes the state of legislative regulation of the legal protection of trademarks, geographical indications and trade names, indicates the absence of a holistic, coordinated legislative regulation of means of individualization of participants in economic turnover, goods and services.

Ключевые слова: индивидуализация товаров и услуг, товарный оборот, товарный знак, гражданское право.

Keywords: individualization of goods and services, turnover, trademark, civil law. 

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

Развитие мировой экономики и международной торговли в условиях постоянно растущей конкуренции, появление новых технологий и глобализация способствует тому, что значение и роль специальных обозначений, используемые производителями для выделения и индивидуализации себя и результатов своей деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг растет. Правовой режим и сущность средств индивидуализации в рамках научного исследования и в законодательстве является не сбалансированным. В течение длительного времени использование отдельных различительных обозначений является предметом нормативного упорядочения и научного исследования.

В последнее время словосочетание «охрана прав» стало весьма актуальным для разработок на теоретическом и практическом уровнях. При этом прослеживаются два вектора решения проблемы: международный, осуществляемый на основе международного законодательства, и внутренний, осуществляемый в соответствии с реальным состоянием экономики и ее потребностями. Соответственно принимаются нормативные акты, усиливают охрану прав на средства индивидуализации прежде всего личных неимущественных прав и как интеллектуальной собственности.

Как указывали Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон индивидуализация — «есть выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». Индивидуализация как особый процесс осуществляется при помощи использования системы разнообразных обозначений (знаков), которые именуются «средствами индивидуализации».

При этом нельзя не отметить, что в доктрине гражданского права понятие «индивидуализация» рассматривается в более узком значении применительно только к объектам и субъектам гражданских правоотношений.

Как решить проблему охраны прав на средства индивидуализации. Ее решение зависит от реальной потребности, степени влияния на экономику страны и имущественного положения отдельных субъектов предпринимательской и иной деятельности, состояния законодательства и готовности соответствующих государственных органов принимать эффективные решения, а предпринимателей — их выполнять и осуществлять свою деятельность на правовой основе, контрольных органов — предупреждать нарушения, выявлять их и устранять негативные последствия, оказывать эффективную и своевременную помощь владельцам таких прав в их защите, устранении волокиты в судебных органах и разрешении таких дел по существу.

На мой взгляд, основное направление охраны права на средства индивидуализации — создание надлежащего правового механизма и обеспечения реализации законных прав и интересов владельцев прав на них на единых принципах. Это направление должно дополняться дальнейшим уточнением правового режима отдельных средств индивидуализации. Этого можно достичь в основном средствами гражданского права, которое регулирует частные отношения в пользу отдельных лиц. Поэтому гражданское право должно стимулировать владельцев этих прав к использованию средств индивидуализации с целью их охраны и обеспечения экономических интересов юридических лиц. Другие отрасли права субсидиарно могут дополнять гражданско-правовой механизм охраны субъективных прав владельцев прав на средства индивидуализации.

Думаю, что охрана прав на средства индивидуализации концептуально должна включать: создание единой информационной системы средств индивидуализации; гармонизацию национального законодательства в этой сфере в соответствии с международно-признанных принципов и норм, прежде всего европейских; обеспечение условий для развития предпринимательских отношений и широкого использования средств индивидуализации; создание единой системы подготовки и переподготовки специалистов в этой сфере в соответствии с общественными потребностями.

Среди средств индивидуализации участников оборота товаров и услуг, следует выделить торговую марку, которая предоставляет нам возможность отличить товаров и услуг, одних субъектов от других и признается во всем мире неотъемлемым элементом рыночных отношений, выполняет множество функций, направленных на определенное правовое обеспечение эффективности товарного рынка.

Законодательство о защите прав потребителей указывает на необходимость маркировки товара, обозначающей словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты (в том числе сертификацию), перечень свойств товара и ряд других данных.

Согласно ст. 1477 Гражданского кодекса товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 Гражданского кодекса). Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 Гражданского кодекса) производителей такого товара.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (ст. 1516 Гражданского кодекса).

К специфическим признакам такого географического объекта следует отнести:

1. Указание на то, что товар происходит из конкретной страны, населенного пункта, местности (в том числе с учетом исторических названий).

2. Связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) социальным фактором.

3. Признание и устойчивый спрос у потребителей.

4. Общественно значимый характер наименования.

Обращаясь к зарубежной практике, стоит сказать о следующих особенностях законодательства в рассматриваемой области.

Польский законодатель, за пределами действия Гражданского кодекса Польши, принял концепцию единого нормативного акта в сфере охраны промышленной собственности. Принятый 30.06. 2000 г. закон Польши (p.w.p.), охватывает охрану изобретений, полезных ископаемых, промышленных образцов, товарных знаков, географических указаний и топографии интегральных микросхем.

Правовая охрана торговых марок в Финляндии регулируется Законом «О товарных знаках» от 10.01. 1964 г., который устанавливает, что торговая марка не может содержать чужого имени или фирменного наименования; защищенного вспомогательного фирменного наименования или вторичного фирменного наименования, кроме случаев, когда эти обозначения имеют различительную способность или используются в различных сферах бизнеса.

Кодекс интеллектуальной собственности Франции от 01.07.1992 г., содержит как законодательную, так и регулирующую части, включает в себя большинство существующих законов, регулирующих две основные отрасли права интеллектуальной собственности: 1) промышленную собственность и 2) литературную и художественную собственность. В то же время, Кодекс интеллектуальной собственности Франции не в полной мере регулирует все вопросы охраны объектов права интеллектуальной собственности. В Кодексе не нашлось место коммерческим наименованиям, правовое регулирование в отношении этого объекта осуществляется нормами Гражданского и торгового кодексов.

Географические указания тесно связаны с торговыми марками. В отличие от торговой марки, которая несет информацию о производителе, географическое указание несет в себе информацию о географическом месте, с которого согласует товар. Географическое указание — это определенный показатель гарантии соответствующего качества товара, определенной идентификации культуры нации, региона, государства.

Кроме обеспечения частных интересов производителей, географические указания и их надлежащая охрана необходимы еще и для сохранения местных традиций и культурного многообразия.

Стоит также затронуть и существующие проблемы в сфере индивидуализации товаров и услуг: на данный момент отсутствует единая методология определения ущерба от посягательства на объекты индивидуализации (интеллектуальную собственность), существуют также определенные проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного режима средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, необходимо заострить внимание и на защите средств индивидуализации в сети Интернет.

Таким образом, развитие рыночных отношений, выход товаропроизводителей на зарубежные рынки, свидетельствует о растущем значении использования средств индивидуализации участников хозяйственного оборота, товаров и услуг в деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, пробелы и противоречия правового регулирования средств использования индивидуализации приводит не только к их незаконному использованию, но и к значительному количеству конфликтов между производителями, что проявляется в недобросовестной конкуренции, введение в заблуждение потребителей, рассмотрения споров в судебных инстанциях. Регулирование различными законодательными актами аналогичных отношений относительно использования средств индивидуализации участников хозяйственного оборота, товаров и услуг, которые применяются в хозяйственной деятельности, вызывает существенное дублирование и определенную коллизию норм, не дает возможности субъектам хозяйствования комплексно воспринять эти нормы и должным образом применить законодательство с целью защиты охраняемых законом интересов.

С целью урегулирования общественных отношений по поводу приобретения и осуществления защиты прав интеллектуальной собственности на торговые марки, коммерческие (фирменные) наименования, как использования средств индивидуализации участников хозяйственного оборота, товаров и услуг в Российской Федерации, возникает необходимость в модернизации существующего законодательства с целью приведения его к современным нормам.

Существует и ряд других проблемных вопросов. Подытоживая изложенный материал, стоит отметить, что правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского обращения, товаров и услуг осуществляется хоть и на современном уровне, но требует пересмотра. Итак, очерченная проблематика имеет не только теоретический, но и практический интерес и требует дальнейших научных исследований.

 

Список литературы:

1.     Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Том. XIII. – С.–Пб.: Брокгауз – Ефрон. – 1894. — 956 с.

 

. . . . . . .