Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемы определения режима совместной собственности супругов после развода

Дата публикации: 2021-04-27 10:53:39
Статью разместил(а):
Салахутдинова Ксения Валериевна

Проблема определения режима совместной собственности супругов после развода

The problem of determining the regime of joint property of spouses after divorce

Авторы:

Комазенкова Полина Александровна

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия.

E-mail: polinakomazenkova@mail.ru

Komazenkova Polina Alexandrovna

Bryansk State University named I.G. Petrovski, Bryansk, Russia.

E-mail: polinakomazenkova@mail.ru

Салахутдинова Ксения Валериевна

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия.

E-mail: ksen.salakhytdinova@mail.ru

Salakhutdinova Ksenia Valerievna

Bryansk State University named I.G. Petrovski, Bryansk, Russia.

E-mail: ksen.salakhytdinova@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения режима совместной собственности супругов после развода. В ней анализируется судебная практика по данной категории дел, а также краткий анализ ст. 35 СК РФ и ст. 253 ГК РФ. В результате авторы предлагают внести изменения в ст. 33 СК РФ.

Annotation. The article is devoted to the problem of determining the regime of joint property of spouses after divorce. It analyzes judicial practice in this category of cases and a brief analysis of art. 35 of the RF Family Code and art. 253 of the RF Civil Code. As a result, the authors propose to amend art. 33 of the RF Family Code.

Ключевые слова: режим совместной собственности супругов, брачный договор, право собственности.

Key words: regime of joint property of spouses, marriage contract, property right.

Тематическая рублика: Юриспруденция и право.

 

Раздел совместно нажитого имущества во все времена был достаточно сложным и болезненным процессом.

Согласно ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Позиция современных исследователей подтверждает наличие проблем в институте общей собственности применительно к семейным отношениям. 

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если же брачным договором не предусмотрено иное. Таким договором супруги имеют право изменить законный режим совместной собственности, они могут установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, также на отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Согласно ст. 38 СК РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения. Однако ни Семейный кодекс, ни Гражданский кодекс не определяют режим имущества, нажитого в период брака, после того как супруги расторгли брак и до его непосредственного раздела.

В юридической литературе довольно часто поднимался вопрос относительно имущества, относящейся к общей совместной собственности супругов, после расторжения, но до его раздела.

Пьянкова А.Ф. обобщает точки зрения и сводит их следующим:

· к данным отношениям бывших супругов подлежит применение ст. 253 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ);

· применению подлежит ст. 35 СК РФ независимо от расторжения брака.

Применение таких мнений можно встретить и в судебной практике. Например, в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда было указано на то, что статья 35 СК РФ к возникшим между сторонами правоотношениям не применяется, поскольку на момент заключения сделки по отчуждению спорного имущества брак между Кравченко О.А. и Кравченко Ю.П. был прекращен, владение, пользование и распоряжение совместным имуществом осуществлялось в соответствии с положениями ст. 253 ГК РФ.

В результате, Верховный суд РФ в своем Определении от 30.08.2016 N 5-КГ16-119 пришел к аналогичному решению, указав, что в соответствии со ст. 2 СК РФ предметом регулирования семейного законодательства являются, в частности, имущественные отношения между членами семьи - супругами, другими родственниками и иными лицами. Семейное законодательство не регулирует отношения, возникающие между участниками гражданского оборота, не относящимися к членам семьи. Поскольку после развода супруги утратили данный статус, регламентация их совместной собственности осуществляется положениями ГК РФ.

Однако в Определении ВС РФ от 02.02.2016 N 5-КГ15-184 указано, что ни ГК РФ, ни СК РФ не связывают с фактом прекращения брака изменение режима общей совместной собственности супругов. Согласно обстоятельствам дела, истец ссылается на то, что он состоял в браке с ответчицей. Раздел совместно нажитого имущества в браке имущества не производился. В этот период была приобретена квартира в ЖСК. Пай за квартиру был выплачен полностью. Истец направил ответчице письмо, в котором ставил вопрос о заключении нотариального соглашения о разделе квартиры в равных долях, однако ответа не получил. Поэтому после расторжения брака режим общей совместной собственности супругов сохраняется. В связи с этим совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом требует получения нотариально удостоверенного согласия.

Таким же образом было разрешено дело по иску Благушиной Г.М. к Благушину К.М., Благушину М.К. о признании сделки недействительной. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ установила: раздел имущества супругов после расторжения брака не производился. Но поскольку спорный земельный участок приобретен Благушиным К.М. в период брака с истцом, данное имущество является общей собственностью супругов, сделки с таким имуществом должны совершаться с соблюдением требований о получении нотариально удостоверенного согласия другого супруга.

Таким образом, в судебной практике нет единого подхода по вопросу о том, применяются ли нормы СК РФ или ГК РФ к распоряжению общим имуществом бывших супругов. Тогда как вопрос о применении ст. 35 СК РФ или ст. 253 ГК РФ имеет большое значение с точки зрения оспаривания сделки по отчуждению совместного имущества (в частности недвижимого) бывшим супругом.

Добровинский А.А. выделяет два случая неполного толкования ст. 35 СК РФ. В первом случае упор делается на защите добросовестных приобретателей и гражданского оборота в целом. В другом – на анализе сделок, которые подпадают под рассматриваемое правовое регулирование.

Для оспаривания сделки по распоряжению имуществом, совершенной бывшим супругом, другому в соответствии с п. 3 ст. 253 ГК РФ необходимо доказать, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии полномочий по распоряжению общим имуществом бывших супругов, что на практике весьма проблематично. Тогда как согласно ст. 35 СК РФ отсутствие нотариально удостоверенного согласия само по себе является основанием для оспаривания, и не требуется доказывать, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о несогласии бывшего супруга.

Необходимость получения нотариального согласия бывшего супруга на совершение сделки с недвижимостью прежде всего направлена на защиту их имущественных прав. Подобный механизм охраняет интересы одного супруга от недобросовестных действий другого, фактически лишая возможности осуществить действия, направленные на отчуждение или сокрытие совместно нажитого имущества.

Например, предположим, квартира зарегистрирована на имя супруга. После развода, чтобы не отдавать бывшей супруге право собственности на ½ доли общей квартиры, он заключает договор купли-продажи, указав при этом цену ниже рыночной, а в качестве покупателя – близкого друга. В таком случае у супруги есть два варианта: доказать, что сделка была совершена без ее согласия, и покупатель знал об этом или взыскать денежную компенсацию. Первый вариант на практике доказать очень сложно. Взыскать денежную компенсацию будет так же практически невозможно по причине того, что, у бывшего супруга может отсутствовать иное имущество и небольшой доход. К тому же нужно будет доказать рыночную стоимость квартиры, а не указанную в договоре.  

Таким образом, на основании вышесказанного, и в связи с тем, что, на наш взгляд, положения п. 3 ст. 35 СК РФ направлены на обеспечение баланса имущественных интересов бывших супругов в отношении совместной собственности, препятствует злоупотреблению супругом, который распоряжается общим имуществом, будучи его зарегистрированным собственником, предлагаем:

Изложить статью 33 СК РФ в следующей редакции:

«Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов

1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Режим совместной собственности супругов сохраняется после расторжения брака. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом в таком случае осуществляется по правилам статьи 35 Настоящего кодекса.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского кодекса Российской Федерации».

 

Список литературы:

1. Добровинский А.А. Проблемы толкования пункта 2 статьи 35 Семейного кодекса РФ в российской правовой науке и судебной практике // «Lex russica». 2020. №3.

2. Панова А.В. Раздел общего имущества супругов: вопросы судебной практики // Наука, образование и культура. 2017. №9 (24). С.51-55,

3. Пьянкова А.Ф. Право общей совместной собственности супругов после расторжения брака: в поисках баланса интересов // Закон. 2019. №12.

 

. . . . . . .