Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

О некоторых аспектах правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Дата публикации: 2020-12-09 13:44:38
Статью разместил(а):
Чиканова Анна Олеговна

О некоторых аспектах правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

On some aspects of the legal status of a judge of the constitutional Court of the Russian Federation

 

Автор: Чиканова Анна Олеговна

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия.

Е-mail: chikanovaan@mail.ru

Chikanova Anna Olegovna

Russian state University of justice, Chelyabinsk, Russia.

Е-mail: chikanovaan@mail.ru

Аннотация: в статье анализируется действующее законодательство предусматривающее правовой статус судей и судей Конституционного суда Российской Федерации. Рассматриваются противоречия в формулировках и понимании действующих судей и судей, находящихся в почетной отставке. Предлагаются конкретные меры по урегулированию существующих противоречий.

Abstract: the article analyzes the current legislation that provides the legal status of judges and judges of the constitutional Court of the Russian Federation. Contradictions in the wording and understanding of current judges and judges who are in honorary retirement are considered. Specific measures are proposed to resolve the existing contradictions.

Ключевые слова: правовой статус, Конституционный суд Российской Федерации.

Keywords: legal status, constitutional court of the Russian Federation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Под правовым статусом судей, по мнению Матузова Н.И. и Малько А.В. следует понимать сложную собирательную категорию, которая включает в себя установленные законодателем требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, порядок его назначения, предусмотренные гарантия, обязанности и требования, которые предъявляются к судье действующему и находящему в отставке.

Вместе с тем вопрос, касающийся содержания правового статуса судьи, является спорным среди теоретиков. Азрилиян А.Н. в своем юридическом словаре к элементам правового статуса судьи относит его права и обязанности, которые связаны с формированием судейского корпуса, права и обязанности, относящиеся к созданию условий для независимого, беспрестанного и объективного осуществления полномочий, а также права и обязанности, связанные с активным участием в деятельности судейского сообщества.

Ермошин Г.Т. справедливо подчеркивает взаимосвязь правового положения статуса судьи, выразившуюся в том, что правовое регулирование статуса кандидата на должность судьи и его назначение равнозначно правовому регулированию статуса судьи находящегося в отставке.

На судей Конституционного Суда Российской Федерации распространяются общие требования, предусмотренные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в котором указывается на единство статуса судей в Российской Федерации и различаются только в той степени, в какой соответствуют особенностям правового положения.

На эту же особенность законодатель указывает и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе в Российской Федерации», в котором устанавливается единство статуса судей и указывается на различие по полномочиям и компетенции.

Одним из важнейших элементов правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации являются требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает специальные требования, отличающихся от общих. Судья Конституционного суда к моменту назначения его на должность должен достичь возраста сорока лет, такое требование установлено для того, чтобы на должность назначались граждане, которые обладают достаточным жизненным опытом. Судья должен обладать безупречной репутацией, указанное требование рассматривается с нравственной точки зрения, то есть имеет лицо, избираемое на должность должно быть достойным, а также должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет с признанной высокой квалификацией в области права.

Кроме требований, отличающихся от общих, порядок назначения судьи Конституционного суда, также имеет свои специфические особенности. Указанные особенности закреплены законодателем в статье девятой Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Предложение о лице, рекомендуемого на должность судьи Конституционного Суда вносятся Президенту Российской Федерации депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, учебными заведениями, высшими судебными органами. Вопрос о назначении кандидата на должность судьи рассматривается Советом Федерации в срок не превышающий четырнадцати дней с момента получения представления Президента.

По правилам предусмотренным законодателем назначение судьи Конституционного суда на должность проходит посредством тайного голосования в индивидуальном порядке. Лицо, которое получит большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации назначается на должность судьи Конституционного суда.

После назначения на должность вновь избранный судья приносит присягу в торжественной обстановке на заседании Совета Федерации при наличии в зале заседаний Государственного герба и флага.

Наиболее дискуссионным вопросом в рассматриваемой теме является вопрос о сроках полномочий судьи Конституционного суда Российской Федерации. Закон устанавливает, что срок полномочий судьи не ограничен. Но в то же время законодатель делает указание на предельный возраст, который составляет семьдесят лет. На мой взгляд такое указание является не совсем верным, так как возраст не может являться определяющим условием прекращения срока полномочий. Срок полномочий определяет временной период осуществления судьей своих полномочий. Возраст скорее будет характеристикой состояния здоровья судьи.

Такое неоднозначное указание в законе на срок полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации порождает разногласия и противоречия по истечении сроков полномочий.

Если после выбытия одного судьи из состава Конституционного суда в связи с достижением судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или личного письменного заявления об отставки до достижения судьей предельного возраста пребывания в должности, и в том случае если число судей составит менее двух третей от общего числа судей, то выбывающий судья будет продолжать исполнять свои обязанности до назначения нового судьи на должность.

Но законодатель четко указывает на возраст по достижению, которого судья уходит в почетную отставку, то есть его полномочия прекращаются.

Анализируя положения Закона о судебной системе в Российской Федерации судьей признается лицо, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» наделяется полномочиями на осуществление правосудия и исполнения возложенных обязанностей на профессиональной основе. То есть можно провести грань между тем, кто признается судьей и иными гражданами к которым будет относится судья в отставке.

Законодатель указывает, что на судей Конституционного суда Российской Федерации, пребывающих в отставке распространяются общие положения, касающиеся правового положения судьи в отставке.

На основании этого следует сделать вывод, что за судьей Конституционного суда Российской Федерации сохраняется его почетное звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Следует выяснить понимание термина «сохранение звания судьи». Нельзя отождествлять правовой статус действующего судьи и судьи, находящего в отставке, так последний лишен правомочий к осуществлению властных полномочий. Но в тоже время существует законодательное противоречие, которое закреплено в Законе о статусе судей, судья считается прибывающим в отставке пока он выполняет требования, предусмотренные для действующих судей.

Таким образом, данными положениями происходит приравнивание правового положения судьи, находящегося в отставке к действующему судье.

Норма статьи 7.1 Закона о статусе судей предусматривает возможность судей, находящихся в отставке быть привлеченными к осуществлению правосудия в случае образования вакантной должности.

По этому вопросу Конституционный суд Российской Федерации вынес свое решение. По мнению Конституционного суда судьи федеральных судов, которые находятся в отставке и которые в процессе своей деятельности не были назначены на должность судьи без ограниченней полномочий не могут быть привлечены в качестве судьи к правосудию по данному основанию.

Таким образом, на основании положений статьи 7.1 Закона о статусе судей для осуществления полномочий судьи могут быть привлечены судьи не имеющие ограничения сроков полномочий.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливается, что судья, вышедший в отставку по достижению предельного возраста продолжает исполнять обязанности до назначения на вакантные новые кандидатуры. Это означает, что с момента возникновения вакансии и до ее занятия вновь назначенным судьей, должность судьи исполняет лицо чьи полномочия судьи были прекращены (полномочия судьи ограничены законом предельным возрастом) в связи с наступлением предельного возраста.

В этой связи, можно говорить о возможности наступления обстоятельств нарушения прав человека, обратившегося с жалобой о нарушенном конституционном праве, если дело по данному вопросу будет рассматриваться в Суде с участием лица чьи полномочия судьи Конституционного Суда прекращены с связи с наступлением предельного возраста.

В связи с этим, считаю, что нужно внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», касающиеся правомочий осуществления судьей находящимся в отставке своих полномочий. Проводя аналогию с Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» на основании, которого Правительство Российской Федерации в случае его отставки может продолжить свою деятельность по поручению Президента до формирования нового Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь этим можно предложить, что судья Конституционного суда Российской Федерации, находящийся в отставке может исполнять свои обязанности до назначения на должность нового судьи по поручению Совета Федерации.

 

Литература:

1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 93.

2. Юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2007. С. 982. 

3. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2016. С. 65.

4. Конституционное правосудие. Судебно-конституционно право и процесс: учеб. пособие / Н.В. Витрук. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2012. С. 199, 201-202.

 

. . . . . . .