Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Федеративное устройство Российской Федерации

Дата публикации: 2020-09-11 00:32:13
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Федеративное устройство Российской Федерации

Federal structure of the Russian Federation

 

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И Канта, Калининград, Россия.

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia.

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается федеративное устройство Российской Федерации. Автором выделены основные принципы федеративного устройства нашей страны, раскрыты правовые аспекты в укреплении государственного единства России.

Annotation: The article considers the Federal structure of the Russian Federation. The author highlights the main principles of the Federal structure of our country, reveals the legal aspects in strengthening the state unity of Russia.

Ключевые слова: Российская Федерация, федеративное устройство, конституция.

Keywords: The Russian Federation, the federal structure, the constitution.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

Более двух десятков стран с федеративным устройством существуют в современном мире. Однако следует сказать, что федерации далеко не одинаковы, обладая теми или иными существенными особенностями. Они различаются по путям своего возникновения, по своей структуре, а также по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Рассматривая же федеративное устройство Российской Федерации, следует подчеркнуть, что и она обладает рядом специфических особенностей.

Историческое развитие федеративного устройства – это одна из важнейших особенностей Российской Федерации.

Во-первых, исторически Российское государство долгое время было унитарным.

Во-вторых, большой период развития федерализма РСФСР находилась в составе другой федерации СССР, в результате чего собственное развитие отодвигалось на второй план.

В-третьих, развитие федеративного устройства проходило в условиях тоталитарного политического режима и национального гнета.

Но перед тем как более подробно углубиться в рассмотрение данной темы, необходимо определить, что же подразумевается под самим понятием «федерализм».

Итак, что же такое федерализм? Федерализм – это устройство и внутренняя взаимосвязь между частями единого государства. Стоит отметить, что в федерацию могут входить и другие государства, но они, в свою очередь, уже не будут обладать суверенитетом, а будут частично зависеть от федерального центра. Отсюда следует, что государствами они будут являться только формально.

В современном мире также существуют федерации, которые образовались по территориальному принципу. Это, как правило, применяется в больших по территории государствах. Существует и национальный принцип, по которому  также основываются другие государства. Это происходит там, где компактно проживают национальные группы населения.

Россию же стоит отнести к смешанному типу федерации, где в основу формирования положен и национальный, и территориальный принципы.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закреплялось современное федеративное устройство России и основополагающие начала принципов российского федерализма.

Так, В.Е. Чиркин дал такое определение федерации: «Союзная-государственная-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации» [12].

Исходя из приведенного выше высказывания, следует, что федерация – это такая форма государственного устройства, где самостоятельные субъекты объединены в одно целое, при этом имея два уровня управления (центральное и региональное). Кроме того, необходимо отметить, что Россия не была создана путем объединения отдельных государств, а была провозглашена федерацией. Более того, в соответствии с Конституцией нашей страны статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционном законом.  

Федеративное устройство Российского государства закреплено Конституцией Российской Федерации. Говоря о Российской Федерации, стоит отметить, что по своему устройству она является суверенным, единым государством, состоящим из субъектов, равных между собой. Данные субъекты различаются по размерам территории, по уровню социального, культурного, экономического развития, а также по составу населения. Российская Федерация включает в свой состав 85 субъектов Федерации. К ним относятся: области, автономные области, края, республики, города федерального значения, автономные округа.  

Наблюдается некоторая неопределенность административных границ между субъектами, которая характерна для современной России. Как отмечает  Н.С. Грудинин « В настоящее время из 4 автономных округов 3 входят в состав краев и областей, и только один из них входит в состав Российской Федерации на правах самостоятельного субъекта. Также примером неопределенности границ является Республика Адыгея, которая как бы территориально окружена Краснодарским краем, но является самостоятельным субъектом Федерации» [4].

Теперь стоит подробно рассмотреть следующие принципы федеративного устройства Российской Федерации.

Итак, первый принцип: государственная целостность России.

В основу данного принципа легло обеспечение целостности и неприкосновенности территории. Охрана суверенитета нашей страны, ее государственная целостность и независимость возложена на президента Российской Федерации, являясь его прямой обязанностью. Стоит также отметить, что у субъектов отсутствуют права одностороннего выхода из состава федерации. Конституция и федеральные законы обладают верховенством на всей территории страны. Государственная целостность наблюдается и в существовании единой денежной единицы-рубля, единого государственного языка. А чтобы не помешать свободному перемещению товаров и финансовых средств, на территории России запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий.

Следующим принципом является единство системы государственной власти. Он заключается в том, что единственным источником власти в нашей стране является ее многонациональный народ, поэтому Россия считается демократическим государством. Стоит сказать, что в Российской Федерации проживают более 180 народов, где каждый из них обладает своими специфическими чертами, особенностями деятельности и культуры. Следует также добавить, что государственная власть подразделяется на три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации – это еще один из принципов федеративного устройства Российской Федерации.

Суть данного принципа состоит в том, что это разграничение осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий [5, с. 258].

Но самым основополагающим принципом федеративного устройства Российской Федерации считается принцип равноправия и самоопределение народов России. Данный принцип гарантирует право на сохранение языка каждого из многочисленных народов, а также его развитие и изучение. По Конституции Российской Федерации государственным языком является русский язык, однако республикам разрешается установление своих государственных языков. Более того, каждый народ имеет право на использование земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности. Конституцией также гарантируется равенство прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности и языка.

Не будет лишним подчеркнуть равноправие субъектов Российской Федерации и отметить, что они взаимодействуют с федеральными органами и обладают равными правами. Субъекты, конечно, отличаются друг от друга по экономическому потенциалу, по численности населения, по географическому местоположению, а также по уровню культуры и другим признакам, но в юридическом понимании они находятся в абсолютно равном положении.

В заключение хотелось бы отметить, что федеративное устройство России является одним из важных правовых аспектов в вопросе построения и укрепления государственности. Федерация же является таким государством, которое имеет многоуровневую территориальную структуру и объединяет несколько государственных образований в рамках одного государства. А так как федерация характеризуется наличием в своем составе субъектов, то их интересы должны быть соблюдены при решении тех или иных государственных вопросов. Кроме того, соблюдение совокупности прав данных субъектов укрепляет государственное единство и федеративное устройство России.

 

Список литературы:

1. Топорин Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М., 2001.

2. Муслумова Н.М. Федеративное устройство Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России. 4-е издание. М. Норма.

4. Хаматханова М.М. Федерализм и проблемы оптимизации отношений «центр-регионы» в современной России / М.М. Хаматханова / ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. – Казань, 2007. - №3.

5. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: уч. - М.2 017.

 

 

. . . . . . .