Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Уголовно-процессуальный статус свидетеля

Дата публикации: 2020-07-21 22:29:25
Статью разместил(а):
Лысенко Александр Владимирович

Уголовно-процессуальный статус свидетеля

Criminal procedure status of witness

Автор: Лысенко Александр Владимирович 

Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия

e-mail: Tsyplakov.1996@bk.ru

Lysenko Alexandr Vladimirovich

Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

e-mail: Tsyplakov.1996@bk.ru

 

Аннотация: Автор рассматривает случаи трансформации процессуального статуса потерпевших и свидетелей. Процессуальное положение свидетеля определяется набором его прав и обязанностей, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых он несет предусмотренную законом ответственность вплоть до уголовной.

Abstract: The author considers cases of transformation of the procedural status of victims and witnesses. The procedural status of a witness is determined by a set of his rights and obligations, for non-performance or improper performance of which he is liable under the law, up to criminal liability.

Ключевые слова: свидетель, уголовное судопроизводство, процессуальный статус.

Keywords: witness, criminal proceedings, the procedural status.

Тематическая рубрика: юриспруденция и право.

 

В современном отечественном уголовном процессе, согласно ч. 1 ст. 56 УПК РФ, свидетелем является лицо:

· которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела;

· которое вызвано для дачи показаний.

Следует отметить, что этот участник уголовного судопроизводства может появиться только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, так как Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ) предусмотрено получение свидетельских показаний только в рамках допроса в ходе предварительного расследования или в суде. На стадии возбуждения уголовного дела (в ходе так называемой доследственной проверки) проведение такого следственного действия, как допрос, не допускается. На этом этапе возможно лишь получение объяснений от лиц, которые могут в дальнейшем быть допрошены в качестве свидетелей (их можно назвать потенциальными свидетелями). Заметим при этом, что информация, содержащаяся в объяснениях, имеет ориентирующий характер, сама по себе доказательственного значения не имеет (исключение – использование объяснений в ходе дознания в сокращенной форме, предусмотренной гл. 32.1 УПК РФ).

Потенциальными свидетелями и свидетелями могут быть как очевидцы совершенного преступления, непосредственно наблюдавшие момент совершения преступления, так и иные лица, владеющие информацией, с помощью которой возможно установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания (например, они могут дать характеристику личности подозреваемого, обвиняемого, сообщить сведения «с чужих слов» и т.д.).

Лицо становится потенциальным свидетелем после того, как получает такую информацию. Оно приобретает процессуальный статус свидетеля после вызова на допрос и продолжает оставаться таковым и после окончания производства по уголовному делу. Свидетель продолжает пользоваться процессуальными правами, реализация которых возможна после окончания производства по делу, например, правом на государственную защиту.

Кроме того, он продолжает выполнять и некоторые возложенные на него процессуальные обязанности, в частности, по неразглашению данных предварительного расследования в случае предупреждения его о необходимости сохранения их в тайне в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Если лицо является свидетелем по уголовному делу, то в большинстве случаев оно уже не может иметь иной процессуальный статус. Здесь имеются в виду положения гл. 9 УПК РФ, которая определяет обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Основанием для их отвода (самоотвода) является тот факт, что они являются свидетелями по данному уголовному делу.

Тем не менее, в отдельных случаях трансформация процессуального статуса все-таки возможна. Например, при определенных обстоятельствах (появились основания для задержания, и оно было произведено) свидетель, утратив этот статус, может превратиться в подозреваемого. В ином случае (при появлении сведений о причинении вреда в результате совершенного преступления выносится постановление о признании потерпевшим) свидетель превращается в потерпевшего. Эти примеры объединяет одно: и в первом, и во втором случае указанные лица изначально не должны были быть свидетелями. В таких ситуациях лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство, следует, во-первых, с самого начала производства по делу, хотя бы на основании оперативной информации, разделять потенциальных свидетелей, подозреваемых и потерпевших; во-вторых, при появлении оснований для изменения процессуального статуса допрашивать этих лиц повторно с соблюдением соответствующих правил (в противном случае показания могут быть признаны недопустимыми доказательствами). Внесение соответствующих изменений и дополнений в УПК РФ решило бы проблему практического характера, связанную с неопределенностью правового положения лиц, не являющихся с точки зрения действующего УПК ни свидетелями, ни подозреваемыми.

Иной вариант трансформации процессуального статуса возможен в том случае, когда лицо, на законных основаниях имевшее исходный процессуальный статус, приобретает иной. Это возможно, например, когда допрашивают понятого либо дознавателя, следователя в качестве свидетеля по обстоятельствам производства следственных действий с их участием. На момент производства следственного действия, в отличие от «свидетелей» из предыдущих примеров, эти лица имеют полное право быть понятыми, дознавателями, следователями, но если возникает необходимость их допроса, они становятся свидетелями, меняя процессуальное положение.

В описанных выше ситуациях можно говорить о смене процессуального статуса. Следующий вид трансформации процессуального положения возможен тогда, когда лицо, не утрачивая предыдущий процессуальный статус, фактически приобретает новый. Это возможно, например, при допросе законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого по обстоятельствам, характеризующим личность этого обвиняемого. В этом случае законный представитель-свидетель имеет двойной процессуальный статус: имеет права, выполняет обязанности, несет ответственность и как законный представитель, и как свидетель одновременно.

Следует отразить в УПК возможность допроса понятых, дознавателей, следователей, законных представителей в качестве свидетелей, одновременно определив предмет ихдопроса и оговорив, что с помощью показаний участников следственных действий относительно порядка их производства не может быть восполнена неполнота соответствующих протоколов. Например, предметом допроса следователя (дознавателя) в качестве свидетеля могут быть только обстоятельства производства отдельных следственных и иных процессуальных действий либо производства по уголовному делу в целом, понятых – обстоятельства производства тех действий, в которых они принимали участие, законных представителей - характеристика личности представляемого.

В качестве свидетелей по уголовному делу могут быть допрошены несовершеннолетние, а также лица, имеющие различные физические и психические недостатки. Решающим фактором здесь служит способность лица воспринимать какие-либо обстоятельства и давать о них показания. При необходимости эта способность устанавливается экспертным путем.

Не является препятствием для получения показаний отрицательная характеристика личности свидетеля, связанная с асоциальным образом его жизни, фактами привлечения к различным видам ответственности, в том числе, за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. Показания в этом случае оцениваются в совокупности с другими доказательствами, собранными по делу. Лицо, осуществляющее производство по делу, вправе отнестись к таким сведениям критически, если они не подтверждаются другими материалами уголовного дела. В силу требований ч. 4 ст. 7 УПК РФ судья при вынесении приговора обязан указать в нем, почему он принял такое решение.

Процессуальные права свидетеля перечислены в ч. 4 ст. 56 УПК РФ.

Согласно этой норме, свидетель обладает личным свидетельским иммунитетом (правом отказаться от дачи показаний против себя, супруга (супруги) и других близких родственников, к числу которых относятся дети, родители, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки).

Он вправе давать показания на родном языке или языке, которым владеет, пользоваться при этом помощью переводчика бесплатно, заявлять переводчику отвод. Нами ранее отмечалось наличие проблем в правоприменительной практике, связанных с отсутствием требований к квалификации переводчика, трудностями поиска переводчика, владеющего редкими языками. Эти проблемы могли бы быть решены путем создания и законодательной регламентации деятельности ассоциаций профессиональных объединений переводчиков.

Свидетель наделен правом заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Кроме того, свидетель имеет право являться на допрос с адвокатом, объем процессуальных прав и обязанностей которого, впрочем, не определен. Из содержания УПК РФ не усматривается, возможно ли участие адвоката в иных следственных действиях, проводимых в отношении свидетеля.

Мы полагаем, что адвоката свидетеля следует считать его представителем, поскольку цель его деятельности в уголовном судопроизводстве – защита прав и законных интересов свидетеля, а также оказание ему юридической помощи. Было бы логично, если бы адвокат свидетеля мог участвовать в следственных действиях, производимых с участием свидетеля или по его ходатайству (ходатайству адвоката свидетеля), знакомиться с соответствующими протоколами, приносить на них замечания и вообще пользоваться правами представляемого лица. Процесс вступления его в производство по уголовному делу может оформляться так же, как процесс вступления в дело адвоката-защитника.

Неявка адвоката свидетеля должна предполагать возможность его допроса в отсутствие адвоката, так как в такой ситуации нельзя говорить о нарушении права на защиту, но в случае изменения статуса свидетеля на статус подозреваемого (обвиняемого), показания, данные таким лицом в качестве свидетеля, должны признаваться недопустимым доказательством. Свидетель имеет право на применение мер защиты, предусмотренных как УПК РФ, так и отдельным Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Процессуальное положение свидетеля определяется набором его прав и обязанностей, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых он несет предусмотренную законом ответственность вплоть до уголовной.

Правовая регламентация положения свидетеля в уголовном судопроизводстве далека от совершенства. В следственной и судебной практике существуют проблемы, которые могли бы быть решены с помощью внесения предлагаемых нами изменений и дополнений в УПК РФ.

 

Литература: 

Шмарева Т.А. Свидетель в российском уголовном судопроизводстве. М.: Юрлитинформ, 2014.

 

. . . . . . .