Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Анализ поправок в Конституции России

Дата публикации: 2020-06-27 22:44:03
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Анализ поправок в Конституции России

Analysis of amendments to the Constitution of the Russia

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу предложенных поправок Конституции Российской Федерации. Данные поправки предлагают закрепить приоритеты основного закона – защиту прав и интересов граждан, семейных ценностей, а также социальные гарантии. Отдельное внимание уделяется поправкам, которые связаны со сроком избрания президента Российской Федерации. 

Annotation: The article analyzes the proposed amendments to the Constitution of the Russian Federation. These amendments propose to fix the priorities of the basic law – protection of the rights and interests of citizens, family values, as well as social guarantees. Special attention is paid to amendments related to the term of election of the President of the Russian Federation.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционные поправки, социальные гарантии.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, constitutional amendments, social guarantee.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

Конституцией Российской Федерации принято считать высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В России, как в демократическом, правовом государстве должны быть созданы условия для достойной жизни и свободного развития каждого человека, так как человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Данные положения закреплены в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ.

Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием во время президентского правления Бориса Николаевича Ельцина. При Ельцине серьезных поправок в Конституцию не вносилось, подверглась изменению лишь статья 65 (о составе субъектов РФ) данного правового акта в связи с изменениями наименований нескольких субъектов России.

В 2000 году на пост президента был избран Владимир Владимирович Путин, и в этом же году 65 статья изменялась девять раз из-за переименования субъектов федерации и процессов объединения российских регионов. Внести некие корректировки в Конституцию РФ предложил и, занявший в 2008 году пост президента, Дмитрий Анатольевич Медведев. Они заключались в следующем: увеличение сроков полномочий президента РФ (теперь предлагалось их увеличить с 4 до 6 лет) и Госдумы (с 4 до 5 лет). Стоит отметить, что за 15-летнее действие российской Конституции  именно эти изменения оказались самыми первыми существенными поправками.

В послании Федеральному собранию 20 января 2020 года В.В. Путин впервые анонсировал о масштабных изменениях, которые коснутся Основного закона РФ. В этот же день президент внес законопроект о поправках Конституции РФ на рассмотрение Госдумы. Ко второму чтению (2 марта) В.В. Путин представил новые поправки в законопроект об изменении Конституции в Госдуму. Из 387 поправок 200 были предложены к принятию. Об этом сообщил президенту председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин на встрече с лидерами думских фракций 6 марта. В третьем же чтении поправки были рассмотрены на пленарном заседании 11 марта.

В данной статье будут проанализированы основные предложенные поправки в Конституцию РФ, предлагающие закрепить приоритеты основного закона – защиту прав и интересов граждан, семейных ценностей, социальные гарантии.

Итак, семья, а также семейные ценности составляют важнейшую основу для структуры общества и государства. В связи с этим, были предложены поправки в ст. 67.1, где делается упор на то, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, и, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, а также воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Кроме того, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. В 72 статье Конституции будет закреплена защита семьи, материнства, отцовства и детства. Немалое значение будет уделяться и институту брака как союза мужчины и женщины, созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. А в статье 114 станет говориться о том, что Правительством Российской Федерации будет обеспечиваться проведение единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.

На мой взгляд, данные поправки не будут являться лишними, так как между институтом семьи и государством необходимо присутствие сотрудничества. Ведь стоит помнить, что без семьи государство ждет неминуемый упадок, и отсутствие взаимосвязи между этими основополагающими общественными институтами принесет вред им обоим.

Далее, чтобы в Российской Федерации создать условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, в защиту человеческого труда предлагается внесение поправок в ст.75, которая будет предусматривать гарантию минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума. А ст. 75.1 будет направлена на защиту достоинства граждан и уважения человека труда. Кроме того, будет не лишним снова обратить внимание на ст. 114 Конституции, где говорится, что Правительство РФ предлагает обеспечить реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений.

На основе вышесказанного, следует заметить, что ряд поправок в Конституцию страны связаны с защитой прав граждан в сфере трудовых отношений. Навсегда закрепляется норма, что размер оплаты труда должен быть не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Важным также является закрепление курса на поддержку принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений. Это говорит о том, что не только бюджетные, но и коммерческие, частные предприятия будут обязаны руководствоваться не только собственными бизнес-интересами, но и интересами своих работников.

Социальные гарантии – это неотъемлемая часть защиты человеческого труда. Поэтому в ст. 75 Конституции предложено внести дополнения, связанные с пенсионным обеспечением граждан. Суть поправок заключается в поддержании эффективного функционирования пенсионного обеспечения, осуществлении индексации пенсий не реже одного раза в год. Законом предусматривается гарантия обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан, а также индексации социальных пособий и иных социальных выплат.

Вопросы здравоохранения также стоит относить к одной из важнейших социальных составляющих для каждого человека. В результате этого, в ст. 72 предусматривается координация вопросов здравоохранения, обеспечивающих оказание доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья, а также создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры, ответственного отношения граждан к своему здоровью.

По словам президента Национальной медицинской палаты, Леонида Рошаль: «Поправки, которые мы внесли в Конституцию, обязывают государство создать все условия, чтобы доступность медпомощи, ее качество были равными на всей территории России. Теперь качественная и доступная медицина – зона ответственности всех уровней власти. И региональной, и муниципальной в том числе. Я надеюсь, что вместе с увеличением финансирования здравоохранения это уже скоро принесет свои плоды и все граждане почувствуют улучшение ситуации в медицине».

Нельзя не согласиться с мнением известного врача, ведь, действительно, каждый россиянин должен получать качественную и доступную медицинскую помощь, где бы ни жил.

Стоит также добавить, что защита суверенитета и территориальной целостности – одна из главных функций российской власти, которая по сути не допускает действия, направленные на отчуждение российских территорий. Кроме того, обеспечивается защита исторической правды. Это находит свое отражение в статьях 67 и 67.1. В статье же 69 Конституции предлагается усилить оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. А статьей 79.1 будет предусматриваться усиление меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. В поддержку этим изменениям выступает руководитель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Югры Эка Шенгалая. По ее мнению: «Каждая из поправок в Конституцию – важная. При этом в контексте исторической правды, 75-летия Великой Победы особая значимость у дополнения, связанного с защитой суверенитета, территориальной целостности государства. Для каждого гражданина страны независимость, единство территории, память о защитниках Родины – священные понятия. Правильно, что этот важный приоритет закреплен в Конституции. Мы должны принять участие в общероссийском голосовании, закрепить в Конституции поправку о защите суверенитета, территориальной целостности государства».

Президент РФ Владимир Путин считает стабильность важнейшим условием дальнейшего развития страны. «Обязательное, непременное условие развития – это стабильность», - заявил он в ходе пресс-конференции в Москве. Поэтому, целесообразно полагать, что для достижения полноценной стабильности и развития российского государства также предлагается внести некоторые поправки в статьи действующей Конституции страны. Рассмотрим ст. 81, где предложено дополнить поправками: исключение слова «подряд» в отношении двух президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо, а также норма об обнулении президентских сроков, дающие возможность действующему президенту Путину вновь баллотироваться на пост главы государства в 2024 году. Новый текст статьи гласит, что президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного голосования и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, можно предположить, что именно поправки к данной статье могут оказаться самыми важными из всех предложенных. Данный вывод можно сделать, основываясь на том, что президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

В заключение хочется отметить, что поправки в Конституцию РФ, которые были предложены президентом Путиным в январе 2020 года, можно рассматривать как предложение, вызванное необходимостью корректировки конституционных положений, будучи направленными на позитивные изменения в обществе. В свою очередь, данные поправки нацелены на улучшение обеспечения, защиту и гарантию прав и свобод человека, повышение уровня благосостояния и жизни граждан в формировании чувства собственного достоинства и гордости за Отечество, мы думаем, заслуживают одобрения и поддержки. Стоит здесь и добавить слова политолога Сергея Михеева: «Эти поправки давно назрели, к ним готово и общество, и политический класс». 

 

Список литературы:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – С. 608 ISBN 5-482-00716-2.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие, краткий учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 448 ISBN 5-86225-968-6.

3. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. – М., 1977.

  

. . . . . . .