Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Государственное регулирование земель водного фонда

Дата публикации: 2019-04-05 13:14:47
Статью разместил(а):
Валентинов Антон Сергеевич

Государственное регулирование земель водного фонда

State regulation of water resources lands  

 

Авторы:

Фастович Галина Геннадьевна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО "Красноярский ГАУ", г. Красноярск, Россия.

e-mail: odon2009@bk.ru

Fastovich Galina Gennadyevna

Krasnoyarsk, Russia

e-mail: odon2009@bk.ru

Валентинов Антон Сергеевич

ФГБОУ ВО "Красноярский ГАУ", г. Красноярск, Россия.

e-mail: odon2009@bk.ru

Valentinov Anton Sergeevich

Krasnoyarsk, Russia 

e-mail: odon2009@bk.ru

Каткасов Максим Владимирович

ФГБОУ ВО "Красноярский ГАУ", г. Красноярск, Россия.

e-mail: odon2009@bk.ru

Krasnoyarsk, Russia

e-mail: odon2009@bk.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы изучения и анализа государственного регулирования земель водного фонда. Авторы приходят к выводу, что вопросов в отношении земель водного фонда множество и при их регулировании возникает сложный комплекс проблем, нуждающихся в решении нормами земельного и водного права. Государственный контроль за использованием земель водоохранных зон является усиленным, это обусловлено их большой важностью в организации надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.

Abstract: The article deals with the study and analysis of the legal regime of water resources lands. The authors come to the conclusion that there are a lot of questions concerning the lands of the water Fund and their regulation raises a complex set of problems that need to be solved by the norms of land and water law. State control over the use of land in water protection zones is enhanced, this is due to their great importance in the organization of proper land use and environmental protection.

Ключевые слова: государственное регулирование; государственный контроль водных объектов; правовой режим земель водного фонда; использование водных объектов; охрана водных объектов.

Keywords: state regulation; state control of water objects; legal regime of water Fund lands; use of water objects; protection of water objects.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Известно, что природа и ее богатства являются национальным достоянием народов Российской Федерации, и здесь не стоит вопрос о праве собственности на природные богатства. Национальное достояние и есть то, что принадлежит всему народу Российской Федерации и служит основой для развития производительных сил страны, увеличения производства материальных благ, решения социальных проблем, повышению благосостояния и культурного уровня жизни людей.

Водная среда (воды) всегда выдвигается на передний план вслед за землей. Это тоже важная жизненная природная среда. К водам относятся моря, океаны, реки (в т. ч. малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники, подземные воды. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав водных объектов дается в Водном кодексе Российской Федерации. Воды в то же время - экономический природный ресурс.

Порядок использования и охраны земель водного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством.

К землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. [1] 

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Таким образом, правовой режим земель водного фонда тесно примыкает к правовому режиму водных объектов, так как земли водного фонда являются частью водного объекта.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты;  подземные водные объекты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. [2]

В отношении водных объектов общего пользования в статье 6 Водного  кодекса Российской Федерации  прописано, что: Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть установлены запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. [3]

Водные объекты, а значит и земли водного фонда могут находиться в собственности участников водных отношений, а именно согласно статьи  8 Водного  кодекса Российской Федерации: Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации: Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено пользование водными объектами, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований на основании договоров водопользования для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Согласно договору водопользования водный объект или его часть предоставляется водопользователю за плату на срок не более 20 лет.

Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Решения о предоставлении водных объектов, которые также находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований предусматривают пользование водными объектами для более широких целей, а именно для: обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, и др. линейных объектов, связано с изменением дна и берегов водных объектов;  разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов;  сплава древесины; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов.

На основании решения Правительства Российской Федерации предоставляются в пользование водные объекты, которые находятся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В остальных случаях водные объекты предоставляются на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. [4]

Использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов [5]

Основные требования к охране водных объектов подробно отражены в Главе 6 Водного кодекса Российской Федерации, а именно мероприятия по охране водных объектов предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений осуществляются их собственниками. Также охрана водных объектов, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Используя водные объекты физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

Запрещается загрязнение и засорение водных объектов, а именно: сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов); захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты; проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах; загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами; несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами; прочие действия, приводящие к ухудшению состояния водных объектов, оказывающие негативное влияние и приводящие к истощению вод.

В целях охраны водных объектов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы: Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности [6].

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Меры правовой охраны водных объектов условно можно разделить на две группы: меры ограничительного и меры запретительного характера. Первые связаны с установлением специальных территорий (зон, полос), в пределах которых запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность в той мере, в какой она может оказывать негативное воздействие на водные объекты. Вторая группа мер направлена на полное запрещение определенных видов хозяйственной деятельности, несовместимой с требованиями рационального использования и охраны вод без ограничения территории, на которой осуществляется эта деятельность.

Государственное регулирование - целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и других. нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Под государственным контролем водных объектов понимают систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрохимическим показателями их состояния, а также сбор, систематизацию и обработку полученной информации. Мониторинг проводят с целью своевременного выявления негативных процессов, предотвращения вредных последствий и определения эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Задачи государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов: соблюдение требований к использованию и охране водных объектов и иных требований водного законодательства; соблюдение особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, которые расположены в границах водоохранных зон, а также в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор) осуществляют государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью их создания и обеспечения режима является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. [7]

Пока существует наша планета Земля, пока живет всё живое, пока человек использует для своих нужд природные ресурсы, будут существовать и изменяться методы управления и регулирования в этой области. Всегда будут возникать общественные отношения по поводу владения, распоряжения и пользования исследуемыми объектами и территориями. Новаторства в законодательстве также будет сопровождать все действия, совершаемые по поводу земель водного фонда, так как любое действие должно быть закреплено законом и иметь определенные последствия.

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1) Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) //  Консультант Плюс: Законодательство.

2) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) //  Консультант Плюс: Законодательство.

3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (с изм. от 25.09.2014) //  Консультант Плюс: Законодательство.

4) Приказ Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (ред. от 26.08.2015) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2009 N 13989) //  Консультант Плюс: Законодательство.

5) Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» //  Консультант Плюс: Законодательство.

Специальная литература:

1) Боголюбов С.А. Экологическое право // учебник 2-е изд., - М.: изд. Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 482 с

2) Болтанова Е. С. Земельное право // учебник. – учебное издание - М.: РИОР, 2011. - 552 с.

3) Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М., 2008. – 400 с.

4) Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. - М., 2008. - 633 с.

5) Нецветаев А.Г. Земельное право // УМК - М.: ЕАОИ, 2008 –  386 с.

6) Романова Г.В. Земельное право // курс лекций для бакалавров - М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. - 190 с. //  Консультант Плюс: Законодательство.

7) Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право // учебник- М., 2010 – 154с. //  Консультант Плюс: Законодательство.

 

. . . . . . .