Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Концепция обеспечения общественной безопасности

Дата публикации: 2020-05-24 16:41:36
Статью разместил(а):
Башенов Руслан Хадылбекович

Концепция обеспечения общественной безопасности

The concept of public security

 

Авторы: 

Нурмуханбет Данияр Ыскакович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: ruslan_bashenov@mail.ru

Nurmuhambet Daniyar Iskakovich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: ruslan_bashenov@mail.ru

Башенов Руслан Хадылбекович

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: ruslan_bashenov@mail.ru

Bazhenov Ruslan Hadylbekovich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: ruslan_bashenov@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния Концепции общественной безопасности Республики Казахстан на обеспечение безопасности здоровья граждан. В результате предлагается вывод о том, что Концепция общественной безопасности является важной составляющей в системе средств обеспечения безопасности здоровья граждан.

Abstract: The article deals with the impact of the Concept of public security of the Republic of Kazakhstan on ensuring the safety of citizens ' health. As a result, it is suggested that the Concept of public safety is an important component in the system of means to ensure the safety of citizens ' health.

Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, средства обеспечения безопасности, здоровье граждан.

Keywords: national security, public safety, safety, public health.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

На современном этапе проблемам устойчивого и безопасного развития государства стало уделяться первостепенное внимание. Это объясняется, во-первых, тем, что драматические события второй половины ХХ в. выявили глубокие и трудноразрешимые противоречия в историческом развитии всего человечества; во-вторых, обострением условий жизнедеятельности людей в эпоху наступления эры высоких технологий; в-третьих, усложнением проблем социального регулирования.

Основополагающим критерием любой концепции национальной безопасности является безопасность личности, поэтому к основным объектам национальной безопасности, прежде всего, относятся: личность, ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, независимость и территориальная целостность. Следует отметить, что в процессе становления гражданского общества и правового государства, с демократизацией и гуманизацией всех сфер жизни, наблюдается утверждение приоритета интересов личности и общества, которые в недалеком прошлом были подчинены интересам государства. К жизненно важным интересам личности в научной литературе относят: признание в качестве высших ценностей достоинства человека, человеческой жизни и здоровья людей; реальное обеспечение конституционных прав и свобод человека; равные права на духовное и интеллектуальное развитие; надежная защита личной и имущественной безопасности; обеспечение государством достойного и гарантированного минимума материальных условий; создание благоприятной экологической обстановки [1, 42].

Следовательно, соотношение свободы отдельного человека с безопасностью государства – одна из центральных проблем в исследовании вопросов национальной безопасности. Суть этой проблемы заключается в том, как сочетать обеспечение безопасности и свободы отдельного человека с безопасностью общества и государства, как избежать, тем самым, социальных конфликтов, потому что это является необходимым условием формирования гражданского общества и правового государства. Условия для развития гражданского общества тесно связаны с характером официальной политики государства в области безопасности. Эта политика может противодействовать развитию гражданского общества, воспринимая его как угрозу безопасности государства.

Но она может допускать и даже стимулировать его развитие, видеть в нем самостоятельный объект безопасности, равноценный государству, относиться к нему как к партнеру в деле обеспечения национальной безопасности. По классификации ООН в перечне основных угроз безопасности человека в государстве принята следующая структура национальной безопасности:

- продовольственная безопасность;

- безопасность для здоровья;

- экономическая безопасность;

- экологическая безопасность;

- личная безопасность;

- общественная безопасность;

- политическая безопасность.

В последнее время в силу понятных причин исследованиям в области проблем устойчивого и безопасного развития государства и общества уделяется достаточно серьезное внимание, так же и в науке постсоветского пространства [2,34].

Несмотря на повышенное внимание научной общественности Казахстана к вопросам устойчивого и безопасного развития государства и общества, а также на наличие значительной литературы, посвященной проблеме национальной безопасности, в республике до сих пор нет однозначного определения и толкования самого понятия «национальная безопасность», вследствие чего в юридической науке не разработаны теоретические положения, которые раскрывали бы взаимопроникновение и взаимное влияние различных факторов на безопасность той или иной страны или общества.

Именно осознание данной, достаточно тревожной перспективы определяет необходимость не только анализа сложившейся обстановки и выявления существующих угроз национальной безопасности Казахстана, но и определения путей и средств, применение которых может повлиять на сложившуюся ситуацию, снизив потенциал данных угроз. После развала СССР, появления на его месте новых независимых государств и соответственно исчезновения противостояния СССР – США, на повестку дня были поставлены новые вопросы.

Тем самым проблема обеспечения безопасности республики, как независимого государства, возникла после обретения государственного суверенитета. Предстояло ответить на вопрос как обеспечить безопасность страны, располагавшей огромной территорией с весьма протяженными границами и зажатой между двумя ядерными державами. Если к этому добавить и обладание обширными природными ресурсами, интерес к которым проявляют гораздо более многочисленные соседи, то становится ясным, в какой сложной ситуации оказался суверенный Казахстан. В первые годы независимости Казахстану нужно было решать жизненно важные задачи: обеспечить военную, политическую, экономическую и экологическую безопасности [3,102].

Основными приоритетами обеспечения национальной безопасности РК в тот период являлись: утверждение себя на международной арене, укрепление государственных границ, обеспечение территориальной целостности, подъем социально-экономических показателей. Для Казахстана вступившего в качественно новый этап конституционного, политического, правового и экономического развития, обеспечение национальной безопасности является важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития [4, 181].

Исходя из объектов общественной безопасности можно выделить ее виды: социальная безопасность; безопасность дорожного движения; пожарная безопасность; санитарная безопасность.

Достижение общественной безопасности обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения общественной безопасности, реализацией системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В целях создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере общественной безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения общественной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Непосредственное выполнение функций по обеспечению общественной безопасности возложено на государственные органы обеспечения общественной безопасности, которые в соответствии с законом образуются в системе исполнительной власти, в частности органы внутренних дел.

 

Список литературы:

1. Мухамеджанов Э.Б. Избирательное право Республики Казахстан: теоретико-правовые вопросы. – Алматы: Жеті жарғы, 2001. – 176 с.

2. Криминологическая характеристика организованной преступности в России. Изучение организованной преступности: Российско-американский диалог. - М.: Интерлигал, 1997. - 156c.

3. Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней. - М.: Юристъ, 1990. - 145с.

4. Баймурзин Г.И. Ответственность за прикосновенность к преступлению. –Алматы: Жеті жарғы,, 2008.-241с.

  

. . . . . . .