Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Основные аспекты правового регулирования малого предпринимательства в Республике Казахстан

Дата публикации: 2020-03-16 19:20:37
Статью разместил(а):
Абдрахманова Асель Нургалиевна

Основные аспекты правового регулирования малого предпринимательства в Республике Казахстан

The main aspects of the legal regulation of small business in the Republic of Kazakhstan

 

Автор: Абдрахманова Асель Нургалиевна

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

e-mail: asselptr@mail.ru

Abdrakhmanova Asel Nurgalievna

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: asselptr@mail.ru

 

Аннотация: Рассмотрены вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, его стимулирование и развитие. Отмечено, что малый и средний бизнес является основополагающим звеном, от состояния и уровня, развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства.

Abstract: The issues of support for small and medium-sized businesses, its stimulation and development are considered. It is noted that small and medium-sized businesses are a fundamental link, the state and level of development of which depends on ensuring sustainable economic growth of the state.

Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, региональное развитие, законодательные акты.

Keywords: state support, small and medium-sized enterprises, regional development, legislative acts.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Огромные изменения в экономической сфере завсегда приводят к значимым переменам в сфере социальной жизни населения. Прежде всего, данные перемены касаются законодательной системы, включая и предпринимательскую область.

На сегодняшний день предпринимательское законодательство включает в себя огромный перечень нормативных актов, направленных по различным отраслям принадлежности и включает в себя направление банковского развития, таможенного, трудового, бюджетного и других законодательных актов.

Кодекс гражданского законодательства выступает осью для всех частных законодательств, и проводит регулировку основанных на взаимодействии и равенстве всех имущественных и неимущественных взаимоотношений, которые так или иначе связаны с имуществом.

Поэтому он не всегда может отражать всё разнообразие правовых отношений в нынешней экономике страны, которые попадают под регулирование со стороны государства, если же это касается рассмотрения отношений публичных в области предпринимательской деятельности.

Помимо этого, большая часть направлений экономики рынка попадает под законопроекты в области предпринимательской деятельности. В структуре взаимоотношений, которые имеют огромное значение для предоставления безопасных условий для здоровья и жизни граждан, а также обеспечивают сохранность их личного имущества, и при этом сохраняют и способствуют возрастанию доверия лиц к действующему законодательству в государстве, что особенно важно в условиях современности. Но рассмотрение всех этих вопросов нельзя охватить лишь действием Гражданского кодекса, с тем, что он в основном действует с помощью рычагов административного регулирования, которые поддерживаются запретами и санкциями со стороны администрации и уголовного кодекса. 

Все названные правовые рычаги активно действуют и в связи с этим обязательно должны найти свое применение в главах Предпринимательского кодекса [1, 27].

Концепция политики права Казахстана в период до 2020 года, которая была утверждена президентом Республики в 2009 году, обозначает, что Кодекс о предпринимательской деятельности должен выступать гарантиями соблюдения равновесия частных и публичных интересов во время претворения в жизнь деятельности предпринимателей с помощью определения на правовом секторе основных правил и предписаний.

На сегодняшний день отмечается динамика в рассмотрении актов по определенным отраслям. Отдельные сегменты хозяйственной деятельности и структуры по управлению отраслей промышленности, в том числе ведомственных и Министерских организаций, очень часто вносят предложения о принятии какого-нибудь законодательного акта. При этом определяется риск, когда условия ведения действий на предпринимательской арене определяется конкретно этими кодексами, и их основные положения будут укрепляться законами в отраслях. 

Всё вышеизложенное приводит к тому, что предпринимательство и предпринимательское законодательство нуждается в качественном обновлении. Главные области экономики рынка контролируется законодательными и подзаконными актами. При этом не наблюдается какого-либо нарушения в области методологии или концепции. Любая из рассматриваемых структур выступает как главная составляющая национальной региональной экономики, отличительной особенностью которой является ее специфика, требующая возрождения и установления отдельного законодательства, направленного на регулирование соответствующих возникших взаимоотношений.

Одним из основных направлений во внутренней политике страны является создание необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но с наступившим финансовым, а затем и экономическим кризисом, возникли угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важные задачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малого бизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этого не перестает быть менее актуальным, напротив, в какой-то мере именно малый бизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации. Качества, которыми обладают данные субъекты, такие как гибкость, мобильность и инновационная восприимчивость, позволяют быстро реагировать на внешние изменения, это в свою очередь поможет в будущем встроиться в новую экономическую структуру. Поэтому возрождение экономики в будущее посткризисное время невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие [2,109].

К тому же малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это формирует гражданское общество, что будет полезно для развития страны в целом.

Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Малый бизнес - это сердце экономики страны. Он находится на переднем плане торговли, стимулируя экономический рост и динамизм, одновременно стимулируя создание рабочих мест и инновации. Малые предприятия также одними из первых в экономике почувствовали последствия медленного роста или плохой государственной политики. Помимо государственного уровня, малым предприятиям приходится сталкиваться с лабиринтом бюрократических проволочек от правительства и местных органов власти, чтобы начать бизнес, подать заявку на получение лицензии на предпринимательскую или профессиональную деятельность, нанять сотрудников, заплатить налоги, обеспечить соблюдение контрактов и даже закрыть бизнес. 

Изучение малого бизнеса как отдельной системы позволяет оптимизировать институциональное регулирование в нем и способствует более тесному взаимодействию между малым бизнесом и другими элементами системы.

Малый бизнес включает в себя различные элементы (индивидуальные предприниматели, ограниченная ответственность компаний, акционерных обществ, фермерских хозяйств, хозяйственных товариществ) и различной степени взаимодействие этих элементов с элементами внешней среды.

Интеграция малого и крупного бизнеса, участие малого бизнеса в системе государственно-частное партнерство, привлечение капитала через акционирование, участие малых предприятия в саморегулируемых организациях, профсоюзы создают устойчивые отношения между элементами и обеспечения устойчивости малого бизнеса как экономической системы в целом [3, 96].

Институциональный подход устраняет ценности, которые используются в традиционном управлении, и фокусируется на учреждениях. Исследование по институциональному регулированию малого бизнеса как экономическая система обеспечит устойчивое развитие малого бизнеса с точки зрения повышенные экономические и социальные риски и неопределенность при принятии управленческих решений.

Проблемы управления малым бизнесом довольно актуально в настоящее время, и некоторые ученые признают малый бизнес как потенциальный лидер для перехода на новый уровень экономического развития.

Малый бизнес становится инструментом новой экономики и вкладывает значительную долю капитальных затрат на компьютеры и оборудование связи. В то же время малый бизнес - довольно разнородная среда с профессиональными и отраслевыми различиями. Разные страны используют разные подходы (количественные и качественный), позволяющий классифицировать предприятия по малым размерам. Малый бизнес требует поддержки и его развитие обусловлено особенностями привлечения ресурсов и организация бизнеса. 

Предпринимательство обеспечивает основную энергию, которая движет существующей рыночной экономикой государства. Новый бизнес во всем мире стимулирует конкуренцию и экономический рост. В большинстве развивающихся стран владельцы малого бизнеса сталкиваются с проблемой освоения искусства и наука управления своим бизнесом, которые создают проблемы для экономического роста, потому что они уделяют меньше внимания приобретению знаний в управленческие навыки для их бизнеса. Управление бизнесом требует компетентного подхода в области финансового контроля, производства, маркетинга и лидерства.

Предприниматели должны иметь навыки управления, чтобы иметь возможность устанавливать и управлять предпринимательство, поскольку им нужен набор компетенций для управления бизнеса. Управление бизнесом требует грамотного обучения лидерству, контроль, маркетинг продукции, планирование, учет и многое другое [4, C.28-29].

В развитых странах, таких как Швеция, программы по  предпринимательству предоставляются бесплатно всем предпринимателям и даже начинающие предприниматели получают поддержку со стороны государства до стабильного дохода.

В области развития малого предпринимательства существует и ряд проблем технологического характера. К таковым можно отнести инфраструктуру региона. В большинстве развивающихся стран электроснабжение находится в очень плохом состоянии, что, следовательно, создает проблему для предпринимательства. Примером является повреждение оборудования в результате скачков напряжения и простоя, вызванного недоступностью электроэнергия в рабочее время. [5, C.56-60].

Предпринимательство повышает уровень жизни в развивающихся странах путем создания малых и средних предприятия, которые вносят экономический вклад в своих владельцев, коллективов и общества.

Политика малых предприятий и предпринимательства выросла за последние два десятилетия, и произошел переход от существующих предприятий к процессам, которые способствуют созданию и стабильности предприятия. Существует ряд причин, которые привели к смещению фокуса промышленной политики больше к предпринимательству и малым предприятиям, при этом главная причина заключается в том, что они значительно увеличились как источник занятости и экономического роста.

Таким образом, в настоящее время, в Республике Казахстан созданы все условия для развития малого и среднего предпринимательства, однако до сих пор отсутствует необходимый уровень специальной грамотности среди большинства населения, не сформирована региональная политика поддержки предпринимательской сферы, ограничен доступ к финансированию сферы предпринимательства, негативный бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта и т. д. Все это и является причиной возникновения целого ряда проблем в данной сфере.

 

Список литературы: 

1. Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 153 с.

2. Богатуров А.Д. Экономическая политология: отношения бизнеса с государством и обществом. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 241с.

3. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства».- Алматы: Экономика, 1997.- 324с.

4. Хамитова Д. М., Фаткуллина А. Б. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // Молодой ученый. -2019. -№17.1. - С. 28-29.

5. Кубаев Е.К., Кырбасов Е.С., Бордоусов О.Н. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Журнал «Экономика и статистика». - 2000, №4. - С.56-60.

 

. . . . . . .