Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Институт международного (трансграничного) усыновления: правовое регулирование, особенности и проблемы

Дата публикации: 2024-04-13 14:53:04
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Институт международного (трансграничного) усыновления: правовое регулирование, особенности и проблемы

Institute of International (cross-border) adoption: legal regulation, features and problems

 

Автор: Новиков Дмитрий Леонидович

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Novikov Dmitry Leonidovich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В представленной работе проанализировано правовое регулирование института международного усыновления; приведены примеры, сложившейся практики трансграничного усыновления; обозначены законодательные ограничения усыновления российских детей подданными иностранных государств; изложен подробный алгоритм действий при усыновлении ребенка иностранным гражданином; выделены особенности института международного усыновления и проанализирована судебная практика по делам об усыновлении (удочерении) с иностранным элементом, на основании этого, выявлены проблемы правоприменения.

Abstract: in the presented work, the legal regulation of the institute of international adoption is analyzed; examples of the established practice of cross-border adoption are given; legislative restrictions on the adoption of Russian children by subjects of foreign states are outlined; a detailed algorithm of actions for the adoption of a child by a foreign citizen is outlined; the features of the institute of international adoption are highlighted and judicial practice in cases of adoption with a foreign element is analyzed, Based on this, the problems of law enforcement have been identified.

Ключевые слова: международное (трансграничное) усыновление, рассмотрение дел о международном усыновлении, проблемы международного усыновления, правовое регулирование усыновление иностранными гражданами российских детей.

Keywords: international (cross-border) adoption, consideration of cases of international adoption, problems of international adoption, legal regulation of the adoption of Russian children by foreign citizens.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

В законодательстве многих стран, в том числе России, предусмотрена возможность международного усыновления, то есть приема в свою семью ребенка из другой страны, оставшегося без попечения родителей [3].

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы усыновления несовершеннолетних детей, являются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерения) и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» (с изменениями на 27 сентября 2021 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (с изменениями на 21 июля 2014 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. №1396 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

28 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года и запретил усыновление российских детей гражданами США, агентствам по усыновлению оказывать помощь гражданам США в усыновлении российских детей и расторг американо-российские соглашения об усыновлении.

Принятию данной нормы, послужило дело Майсла Харрисона, который усыновил в феврале 2008 г. русского мальчика, а через три месяца оставил Диму на заднем сидении своего закрытого автомобиля на 9 часов в условиях 30-градусной жары. Ребенок умер, а виновник был оправдан судом США [3].

В 2012 году была начата доследственная проверка Следственным комитетом Российской Федерации о препятствовании в получении опеки над ребенком, родными бабушкой и дедушкой. По итогам проверки выяснилось, что отказ родственников Димы от опеки был сфальсифицирован, поскольку подпись бабушки ребенка была подделана. Данный факт свидетельствует о том, что не было соблюдено одно из важнейших условий трансграничного усыновления, а именно, невозможность устройства ребенка в Российской Федерации [6].

По нормам российского законодательства (пп. 13. п. 1. ст. 127 СК РФ) существуют некоторое ограничение усыновления российских детей подданными тех государств, в которых союзы между людьми одного пола узаконены (на апрель 2024 года – это: Нидерланды – 2001 г., Бельгия, Испания, Канада – 2005 г., ЮАР – 2006 г., Норвегия, Швеция – 2009 г., Португалия, Исландия, Аргентина – 2010 г., Дания – 2012 г., Бразилия, Франция, Уругвай, Новая Зеландия – 2013 г., Люксембург, США, Ирландия – 2016 г., Колумбия – 2016 г., Финляндия, Мальта, Германия, Австралия – 2017 г., Австрия, Тайвань, Эквадор – 2019 г., Великобритания, Коста-Рика – 2020 г., Чили, Швейцария, Словения, Куба, Мексика – 2022 г., Андорра – 2023 г., Эстония и Греция – 2024г.).

В качестве иностранных усыновителей могут выступать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением (п. 1 ст. 127 СК РФ; п. 3 Правил передачи детей на усыновление (удочерение), утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 2752).

То есть, усыновление вероятно лишь при достижении совершеннолетнего возраста, лицами мужского и женского пола, но не связанными браком с лицом такого же пола, а также при отсутствие остальных преград, которые перечислены в действующем законодательстве РФ.

Для усыновления ребенка - гражданина РФ иностранным гражданином следует придерживаться следующего алгоритма [4]:

- прохождение подготовки для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту (обязательное условие для усыновления, кроме тех случаев, когда усыновитель приходится ребенку близким родственником), что подтверждается свидетельством;

- получение заключения о возможности быть усыновителем (выдается органом опеки и попечительства, при этом требуются следующие документы: заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем; краткая автобиография; справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход; заключение о результатах медицинского освидетельствования; копия свидетельства о браке, выданного компетентным органом иностранного государства (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке); копия свидетельства о прохождении соответствующей подготовки; документ, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, положения о признании браком однополого союза; документ об отсутствии судимости за определенные преступления).

После этого орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни усыновителя, чтобы установить отсутствие обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Если усыновитель постоянно проживает за пределами РФ, то заключение о возможности быть усыновителем необходимо получить в компетентном органе государства проживания;

- обращение за постановкой на учет в качестве усыновителя и получением информации о ребенке (необходимо обратиться к региональному оператору банка данных о детях и представить необходимые документы - они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык). Иностранцам предоставляется информация только о тех детях, в отношении которых уже принимались меры по устройству на воспитание в семью российских граждан, постоянно проживающих в РФ;

- знакомство с ребенком (однако, во исполнение условий, представленных в письме Минпросвещения России от 26.10.2020 № 07-6471, необходимо соблюдение профилактических мероприятий с целью нераспространения COVID-19 либо с использование дистанционных технологий). После знакомства и выбора, необходимо об этом письменно проинформировать соответствующего оператора;

- обращение в суд (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту проживания усыновляемого ребенка) с заявлением об усыновлении (госпошлиной не облагается). Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственникам. Кроме норм российского законодательства, судом исследуется иностранное законодательство; в случае удовлетворения заявления об усыновлении суд признает ребенка усыновленным и указывает в решении все данные об усыновителе и ребенке, которые в последствие необходимы для государственной регистрации усыновления в органе ЗАГС;

- обращение в орган ЗАГСа за государственной регистрацией факта усыновления (в течение месяца со дня вступления в силу решения суда необходимо представить в орган ЗАГС: заявление, решение суда об усыновлении и документ, удостоверяющий личность). На основании этого будет выдано свидетельство об усыновлении ребенка и новое свидетельство о рождении ребенка;

- постановка ребенка на консульский учет (в трехмесячный срок со дня въезда на территорию иностранного государства).

Институт международного (трансграничного) усыновления имеет свои особенности. Во-первых, это связано с продолжительностью процедуры усыновления, которая различна. Например, если для российских граждан она, как правило, составляет от одного до трех месяцев, то для иностранных граждан занимает в среднем около 18 месяцев.

Среди особенностей международного усыновления следует выделить ограничения, наложенные на тайну усыновления. Так, соблюдение тайны усыновления не распространяется на случаи усыновления детей иностранными гражданами, давая возможность ребенку знать своих биологических родителей [8].

Законодательство государств кардинально различается в регулировании аспектов тайны усыновления. Каждое государство по своему усмотрению регулирует данную процедуру, но, когда усыновление является трансграничным, оно должно соответствовать как праву государства происхождения ребенка, так и праву принимающего государства. Отношение к вопросу сохранения тайны усыновления подпадет под юрисдикцию личного закона физического лица принимающего государства, таким образом, российское законодательство отсылает к праву принимающего государства [7]. Думается, что при рассмотрении данной категории дел, вопрос об обязательности сохранения тайны усыновления и наступлении ответственности за разглашения сведений об усыновлении должен разрешаться с учетом положений и особенностей законодательства государства, в котором будет проживать ребенок [1].

В отношении судебной практики по делам об усыновлении иностранными гражданами российских детей, следует говорить о том, что количество дел уменьшилось. Так, в 2022 году областными и равными им судами с вынесением решения рассмотрено 56 дел о международном усыновлении, что на 22% меньше, чем в 2021 году (72 дела). Все дела рассмотрены с удовлетворением требований.

Обобщение судебной практики показало, что наибольшее количество дел о международном усыновлении с вынесением решения в 2022 году рассмотрено Кемеровским областным судом и Санкт-Петербургским городским судом (по 6 дел), Архангельским областным судом (5 дел), а также Иркутским, Ленинградским областными судами, Московским городским и Московским областным судами (по 4 дела).

Если имели место случаи обращения в суд с заявлениями об усыновлении, к которым не приложены документы, перечисленные в ст. 271 ГПК РФ, суды оставляли такие заявления без движения и предоставляли заявителям разумный срок (не менее месяца) для устранения выявленных недостатков, а в случае невыполнения требований возвращали заявления заявителям. По указанному основанию заявления возвращались Ивановским, Кемеровским, Ленинградским и Московским областными судами, Московским и Санкт-Петербургским городскими судами, Самарским и Свердловским областными судами.

Основанием для оставления заявления без движения являлось, в частности, отсутствие, вопреки требованиям ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, медицинского заключения о состоянии здоровья усыновителя, справки с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копии декларации о доходах или иного документа о доходах усыновителя, документа о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители, справки об отсутствии судимости и других документов.

В 2022 году имели место случаи приостановления производства по делу, которые были обусловлены болезнью одного из заявителей или невозможностью заявителей присутствовать в судебном заседании в связи с мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (в Кемеровском и Владимирском областном суде) [7].

Анализ судебной практики показывает, что при проведении процедуры международного усыновления по-прежнему возникают определенные проблемы в согласовании интересов иностранных усыновителей и усыновляемых детей, а также с устройством правовых систем государств. Опасность представляют и случаи, когда нарушаются условия усыновления детей.

При рассмотрении данного вопроса можно выявить следующие проблемы:

- во-первых, затруднения вызывает разное регулирование в законодательстве различных стран;

- во-вторых, возникают осложнения с предоставлением нужной документации, а также с сокрытием информации, например, проблемы с переводом документов, которые иностранные усыновители предоставляют в суд, связанные с несоответствием перевода оригиналу текста [5];

- в-третьих, существуют проблемы с личностью усыновителей. К несчастью, институт трансграничного усыновления сопровождали случаи жестокого или халатного обращения с детьми, некоторые из которых привели к смерти усыновленных детей [6].

Кроме того, кроме пробелов при самой процедуре усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей, в дальнейшем встречаются проблемы при соблюдении прав усыновленных детей (несовершенный государственный контроль), а в связи с недостаточной информацией или вовсе ее отсутствием - невозможность отмены усыновления (например, имел место случай отмены усыновления, где заявителем выступал заместитель прокурора Волгоградской области, действовавший в интересах ребенка - гражданина РФ, усыновленного гражданами Италии. Усыновление было отменено в соответствии с п. 1 ст. 141 СК РФ из-за неоднократного избиения ребенка усыновителем и полного равнодушия к этим действиям его супруги).

Таким образом, можно сделать выводы о том, что, хотя российское законодательство и закрепляет высокие требования к кандидатам на усыновление, существует ряд проблем и законодательных недоработок.

 

Список литературы:

  1. Андрюшина А.В. Некоторые проблемы международного усыновления (удочерения) и пути их решения // Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 276-279.
  2. Иванов М. Международное усыновление.
  3. Ивашкина Д. Графологическая экспертиза доказала: подпись бабушки под отказом от Димы Яковлева подделали. Комсомольская правда, 2012.
  4. Как иностранному гражданину усыновить ребенка – сироту из РФ? // Электронный журнал «Азбука права», 2024.
  5. Мустафин Р.Ф., Мустафина С.А., Слезко Е.С. К вопросу о международном усыновлении детей: порядок и перечень проблем // Научный журнал «Эпомен». 2020. № 47. С. 224-232.
  6. Мухамбеталиева О.Р. Особенности правоприменительной практика по вопросам трансграничного усыновления // Актуальные исследования. 2023. №31 (161). С. 46-48.
  7. Обзор практики рассмотрения в 2022 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, 31 мая 2023 г.).
  8. Тринченко К.О. Трансграничное усыновление: тайна усыновления или право на индивидуальность? // Известия высших учебных заведений. Поволжский̆ регион. Общественные науки. 2015. № 2 (34). С. 42–54.

 



. . . . . . .