Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Типы, признаки и отличительные черты стартапов, как инновационная и перспективная форма предпринимательской деятельности

Дата публикации: 2024-02-27 23:42:16
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Типы, признаки и отличительные черты стартапов, как инновационная и перспективная форма предпринимательской деятельности

Types, signs and distinctive features of startups as an innovative and promising form of entrepreneurial activity

 

Автор: Рашитова Резида Наильевна

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия

e-mail: rezidarasitova3@gmail.com

Rashitova Rezida Nailyevna

Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia

e-mail: rezidarasitova3@gmail.com

 

Аннотация: В статье выявлены основные признаки Стартапов, рассмотрены отдельные классификации стартапов, как формы предпринимательской деятельности, обозначены особенности.

Abstract: The article identifies the main features of Startups, examines individual classifications of startups as forms of entrepreneurial activity, and identifies the features.

Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, стартап, новые идеи, риски, бизнес-план.

Keywords: innovative entrepreneurial activity, startup, new ideas, risks, business plan.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Стартапы являются инновационной и перспективной формой предпринимательской деятельности, в основе которой – развитая инфраструктура, богатая информационная и технологическая среда, включающая в себя разнообразные источники поддержки и финансирования [4].

Среди основных отличительных черт стартапа можно выделить следующие:

- новая идея, эффективно решающая проблему целевой аудитории;

- разработка высокотехнологичного продукта;

- короткий операционный жизненный цикл;

- риски инвестирования в стартап мало просчитываемые;

- недостаток финансирования.

Эксперты эстонского Фонда содействия развитию предпринимательства выделяют следующие отличия стартапа от других компаний:

- реализация, характеризующаяся высоким уровнем неопределенности проекта создания инновационного товара или услуги;

- инновационность проекта, определяемая использованием инновационной технологии, коммерческой модели или нового способа удовлетворения потребностей клиента;

- существование большого спроса, либо прогнозирование его скачкообразного роста в краткосрочной перспективе;

- наличие проактивного мышления у создателей стартап - компании, умение обучаться в процессе деятельности, собирать отзывы клиентов;

- высокая производительность и многократный возврат инвестиций за относительно короткий срок [3].

К основным признакам стартапа относятся:

а) компания-инициатор проекта новичок на рынке – не всегда даже зарегистрирована как юридическое лицо;

б) ресурсы минимальны. Зачастую компания-стартапер даже не располагает стартовым капиталом;

в) идея бизнеса новая, уникальная и часто не имеющая аналогов. Однако полезность её не всегда является очевидной. По статистике 85 % запущенных стартапов прекращают свое развитие, т.к. идеи не представляют никакой пользы для конечного потребителя;

г) развитие проекта и продвижение его на рынок быстрое, агрессивное;

д) большие риски;

е) гибкость (как структуры, так и стратегии, методов, а также направления деятельности) [7].

Эксперты журнала Forbes выделяют такие характеристики стартапа, как:

- предприятие, основанное или преступившее к активной работе не более года назад;

- инновационный бизнес, ломающий традиционные представления о развитии своего сектора;

- коммерческие предприятия с реальным бизнес - планом;

- предприятия, не переросшие стадию стартапа, то есть не ставшие уже приобретенными компаниями и проектами, управляемыми частными фондами [1].

Раева Инна Валерьевна [6] считает, что не любую новую компанию следует считать стартапом. Есть несколько основных признаков, позволяющих считать бизнес-проект стартапом:

1) в основе проекта - абсолютно новая идея, которая не была использована ранее, или инновация, то есть потребность что-то улучшить, качественно изменить привычный уклад жизни, создать новый полезный продукт;

2) быстрота создания. На Западе принято считать, что стартапами являются проекты, на полноценный запуск которых уходит не более 8 месяцев. Если за это время проект не приносит прибыль, то его закрывают. В России в силу специфики поиска источников финансирования на внедрение может потребоваться до двух-трех лет;

3) молодой возраст стартаперов (авторов инновации). Возраст команд, создающих стартапы, чаще всего студенческий. Отсюда второе распространенное название стартапов - «гаражный бизнес», поскольку молодые люди, не имея стартового капитала, но обладая огромным энтузиазм, открывают свое дело в гаражах, подсобных помещениях и т. п. Также важно наличие сплоченной команды разработчиков и помощников, достаточное финансирование до того момента, пока проект не станет самоокупаемым;

4) высокий риск. Порядка 70 % инновационных проектов закрываются в первый год, 10-15 % не «доживают» и до двух лет. По некоторым данным, только 10 % (1 из 10) стартапов «переходят долину смерти» и становятся полноценным бизнесом, могут приносить относительно стабильный доход.

Существуют различные типы стартап-проектов, обозначим лишь некоторые классификации:

1) в зависимости от продукции, которую они производят, и рынка сбыта:

- «Успешная копия» - повторяют наработки американских предпринимателей (например, социальные сети);

- «Агрессивный пришелец» - вытесняют с рынка конкурентов с помощью низких цен и успешной стратегии продвижения;

- «Темная лошадка» - рискованные проекты, у которых сложно увидеть перспективы.

2) на основе наукоемкости идеи:

- традиционные стартапы предполагают использование простых действующих идей, которым команда придает новую форму;

- инновационные стартапы - это бизнес-проекты, представляющие новые технологии или научные открытия.

3) на основе подходов к организации бизнеса и масштабированию выделяют следующие виды:

- социальные проекты, ориентированные на благотворительность и пользу обществу. Основой их финансирования становится спонсорская помощь и гранты;

- стартапы малого бизнеса, которые не видят масштабирование как главную цель;

- дочерние стартапы – компании, принадлежащие главной организации, которая сама выросла из стартапа;

- проекты на продажу, создатели которых развивают свою идею, а затем продают крупным игрокам рынка.

4) иные типы стартап-проектов:

- стартап как дело всей жизни, когда он создается из любимого увлечения, о котором основатели знают все;

- компании, созданные для получения прибыли, независимо от увлечений и предпочтений стартапера;

- семейные компании, в которых участвуют члены одной семьи;

- глобальные проекты, претендующие на лидерство в мировом масштабе [5].

Таким образом, внастоящее время стартапы поддаются множественной классификации по различным основаниям, будь то характер рынка, поведенческая стратегия или степень наукоемкости. Так или иначе, все они отличительные особенности не только между собой, но и от других форм инновационных компаний, начиная от зарождения бизнес-идеи и заканчивая рыночной интеграцией и последующим развитием. Каждый стартап-проект имеет определенные признаки и характеризуется определенными задачами.

 

Список литературы:

  1. Головинов О.Н., Дмитриченко Л.А. Стартап как форма развития малой инновационной предпринимательской деятельности // Экономика, управление и инвестиции. - 2015. - № 3. - С. 1–17.
  2. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021.
  3. Крюкова А.А., Шерстянкина А.Ал. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // КНЖ. 2017. №2 (19). С. 83-85.
  4. От нуля к единице: Как создать стартап, который изменит будущее / Питер Тиль, Блейк Мастерс, Альпина Паблишер. - Москва; 2015.
  5. Пивкин Д. Запуск стартапа: 27 примеров и 64 новых идеи.
  6. Раева И.В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в РФ. 2021. №6 (237). С. 45-55.

 

. . . . . . .