Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности регулирования налогообложения земель в зарубежных странах

Дата публикации: 2024-02-27 23:40:39
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Особенности регулирования налогообложения земель в зарубежных странах

Peculiarities of land taxation regulation in foreign countries

 

Автор: Николаева Марина Юрьевна

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Nikolaeva Marina Yurievna

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика института налогообложения земель в зарубежных странах на примере отдельных государств, рассмотрены особенности систем налогообложения в данной сфере.

Abstract: The article characterizes the institute of land taxation in foreign countries on the example of individual states, examines the features of taxation systems in this area.

Ключевые слова: земельный налог, имущественный налог, налогообложение, земельные ресурсы.

Keywords: land tax, property tax, taxation, land resources.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

В современных условиях решение проблем земельного налогообложения связано с повышением роли этого платежа в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для экономического развития любой страны.

В Германии налог на землю начисляется ежегодно и делится на 2 типа: сельскохозяйственные или лесохозяйственные участки; земли в зависимости от застроенности территорий: застроенные и незастроенные. Существуют льготы, на основании которых земельный налог не рассчитывается. К ним относятся: государственные земли (в них входят все участки, на которых расположены гос. объекты или гос. организации), земли религиозного назначения, участки земли, занятые объектами научных центров или общественных организаций [2].

В Соединенных Штатах Америки каждый год вся недвижимость, в том числе и земельные участки, облагается налогом местными властями, штатами и муниципалитетами. Каждый штат имеет свои законы и методики начисления суммы налоги и во всех 502 они могут быть различными. Здесь берётся расчёт от рыночной стоимости земельного участка. Из-за этого почти 80% местного бюджета состоит из земельного налога. Но в большинстве штатов налогом облагается только часть рыночной стоимости, так например, от застроенной территории берётся 35%, а от незастроенной 24%. В некоторых местах может облагаться налогом только 4% от рыночной стоимости. Налог на сельскохозяйственные земли основывается на разности стоимости хозяйства и затрат на содержание. Также зависит от плодородности почв [2].

Во Франции земельным налогом облагается часть от кадастровой или арендной стоимости и составляет 50% для застроенных земельных участков с коммерческим ил промышленным назначением.

В Японии все собственники земельных участков облагаются налогом, это могут быть как физические, так и юридические лица. Налог на стоимость земли был впервые введён в 1991 году. Составляет 0,3%, но в настоящее время налог отменён. По данным этого закона обложению налогом не подлежали земли: национального и местного правительства; публичных корпораций; предназначенные для проживания не более 1000 кв.м.; стоимость которых не превышает 30000 иен; используемые для общественных целей (ж/д пути, госпитали и т.д.) [2].

В Финляндии налогообложение земельных участков представляет собой установленный государством регулятор деятельности по использованию природных ресурсов. На земельный налог возлагаются задачи ускорить темпы развития территорий с одновременным сокращением интереса к земельным спекуляциям. Особенностью налогообложения земельных участков в Финляндии является то, что государство также должно платить земельный налог непосредственно муниципальным образованиям, на территории которых расположены земельные участки, находящиеся в государственной форме собственности. Поэтому все платежи, связанные с землепользованием, остаются в муниципалитете [5].

В Великобритании если земельный участок предоставлен для строительства жилого дома или иного некоммерческого объекта, то единым объектом налогообложения является строение, а земельный участок является составляющей частью домовладения. Использовать такой участок для коммерческих целей (в том числе для производства сельхозпродукции даже для собственных нужд) нельзя. Следует вначале получить квоту на производство сельхозпродукции, после чего участок становится объектом коммерческого налогообложения, а строение входит в оценку такого коммерческого предприятия как составляющая часть. Следует отметить, что в Великобритании хемля (земельные участки) юридически являются собственностью Королевы, поэтому гражданам они предоставляются [5].

Поземельный налог в Чехии складывается из налога на земельные участки и налога на застройки. Основой для налога с сельскохозяйственных угодий является действующая цена земли в зависимости от бонитировочного класса.

В Канаде единый налог на недвижимость взимается во всех провинциях. Ставки различаются в зависимости от вида имущества и административно-территориальных единиц. Местная власть планирует ставку налога исходя из возможных бюджетных расходов и величины базы налогообложения [4].

Подоходный налог Италии учитывает комплексный чистый доход, который складывается из доходов от земельной собственности, капитала и прочих источников. Доход от земельной собственности, в свою очередь, состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей, или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от эксплуатации зданий и сооружений непосредственным владельцем и из дохода, получаемого в результате их сдачи в аренду. При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохозяйственной деятельности [4].

В Израиле земельные налоги отсутствуют. В силу ряда национально-исторических особенностей земля находится только в государственной собственности; при этом земля может передаваться в аренду коллективам или отдельным гражданам, а общественные земли за плату могут передаваться в аренду на 49 лет с возможностью дальнейшего ее продления.

В Китае налоговой базой по налогу на недвижимость является стоимость недвижимости, уменьшенная на 10-30%. Конкретные размеры вычета устанавливают народные правительства на уровне провинций. Если недвижимость сдается в аренду, налоговая база представляет собой сумму выплачиваемой аренды. Ставка налога на недвижимость при уплате налога со стоимости недвижимости составляет 1,2%, при уплате налога с суммы арендных платежей - 12%. При этом от уплаты налога освобождается недвижимость физических лиц, не используемая в хозяйственных целях, или недвижимость, эксплуатируемая под создание мест отправления религиозного культа, парков и достопримечательностей [6].

В Дании законодательство направлено на создание и функционирование крупных семейных ферм. Как отмечают специалисты, в Дании существует развитая система государственного регулирования землепользования и оборота земель сельскохозяйственного назначения. Однако в отличие от российской действительности пределы государственного вмешательства в хозяйственные дела собственников сельскохозяйственных земель в Дании не являются острым дискуссионным вопросом, так как в данном случае преследуется общегосударственная цель - сохранение указанных земель в сельскохозяйственном производстве. Интересно, что по датскому законодательству, собственником сельскохозяйственной земли может являться только физическое лицо, в отношении которого предъявляются специфические требования - самостоятельно вести хозяйство, иметь сельскохозяйственное образование и проживать на территории хозяйства или в непосредственной близи от фермы [3].

В Норвегии управляют земельными ресурсами и поддерживают рынок земли с помощью двух общественных реестров: поземельной книги, основанной на деятельности 87 судов первой инстанции, каждый из которых обслуживает 3 - 4 района; кадастра, пополняемого сведениями из 435 муниципалитетов (коммун). Продажа земель фермерских хозяйств строго регулируется, чтобы избежать фрагментации земельных участков в соответствии с требованиями Закона о концессиях. Условия закрепления за владельцами квартир и секций зданий, юридических операций при совместном владении имуществом определены в Законе о совместном владении. Ипотечный закон предусматривает условия для регистрации ипотечного залога. Закон о налогообложении и закон о налогообложении местной собственности содержат правила оценки и налогообложения собственности. В Норвегии зонирование территории для оценки земель в целях налогообложения не применяют. Поэтому для районов и зон нет стандартных оценок участков земель. Каждый земельный участок оценивают индивидуально в соответствии с его экономической значимостью. Классифицированы только пахотные и лесные угодья, что позволяет составлять проекты консолидации земель и осуществлять обмен землями сельскохозяйственного назначения между собственниками с учетом оценки их качества [1].

Таким образом, земельный налог выступает важным источником формирования доходной базы бюджета муниципальных образований, также является финансовым инструментом государственного регулирования земельных ресурсов. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, т.к. они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.

Изучение зарубежного опыта налогообложения земельных ресурсов свидетельствует о том, что опыт реформирования земельного налога, накопленный зарубежными странами в процессе достижения определенных целей, подтверждает необходимость действенной государственной налоговой поддержки данного сектора экономики и может быть интересен для России. Большинство стран в качестве приоритетного направления налогового стимулирования выбрало сферу малого инновационного предпринимательства, поскольку видит в нем генератор будущего развития всех отраслей экономики.

 

Список литературы:

  1. Быстров Г.Е. Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в зарубежных странах. Теория, практика, итоги, перспективы. - Минск: БГЭУ, 2001 – 154 с.
  2. Григораш Е.В. Методики налогообложения земли в России и других странах / Е.В. Григораш, С.А. Ли, О.А. Попова, А.В. Воронова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 4-2. - С. 178-183.
  3. Дербенева Е.В., Полушкина Т.М. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта организации использования сельскохозяйственных земель // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 6. – С. 51-54.
  4. Калиев А.Ж. Особенности земельного налогообложения зарубежных стран / А.Ж. Калиев, А.Ю. Лата // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 04-06 февраля 2015 года. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. - С. 674-680.
  5. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - М.: Дело и Сервис, 2008. - С. 279.
  6. Шкуриндина Д. Налоги на недвижимость в странах мира: формулы расчета, процентные ставки и льготы // Официальный сайт: городской репортер, 27.02.2024.
  7. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .