Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Виды электронных сделок и порядок их заключения

Дата публикации: 2024-02-27 23:38:55
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Виды электронных сделок и порядок их заключения

Types of electronic transactions and the procedure for their conclusion

 

Автор: Калинкин Станислав Олегович

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Kalinkin Stanislav Olegovich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика основных классификаций электронных сделок, рассмотрен алгоритм их заключения и требования, предъявляемые к ним в целях защиты покупателя.

Abstract: The article describes the main classifications of electronic transactions, considers the algorithm of their conclusion and the requirements imposed on them in order to protect the buyer.

Ключевые слова: электронная сделка, заключение электронной сделки, интернет-магазин, электронная торговля.

Keywords: electronic transaction, conclusion of an electronic transaction, online store, electronic commerce.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

В литературе не уделяется достаточного внимания классификации сделок, заключенных в электронной форме. Вероятно, из-за того, что классификации, применяемые к обычным сделкам, также подходят и для электронной сделки.

В международной практике электронные сделки можно квалифицировать по следующим основаниям [1]:

1) критерия совершения сделки: совершенные путем обмена волеизъявлениями в электронной форме (on-line) и совершенные в электронной форме (off-line) (например, путем обмена записанными в электронной форме носителями информации);

2) критерия выполнения сделки: электронная сделка sensu stricto - сделка, совершенная путем обмена волеизъявлениями в электронной форме (on-line) и выполненная путем предоставления услуги в электронной форме (on-line); совершенная в электронной форме путем обмена волеизъявлениями в электронной форме (off-line) и выполнная путем предоставления услуги (off-line); совершенная путем обмена волеизъявлениями в электронной форме (on-line) и выполннаяпутем предоставления услуг в традиционной форме; совершенная путем обмена волеизъявлениями в традиционной форме и выполнен путем предоставления услуг в электронной форме (on-line); прямые (direct) электронные сделки - к предмету, который имеет электронную форму выражения (например, компьютерная программа, электронная база данных). Прямые электронные сделки имеют место и в случае оказания услуг в системе on-line, например, e-banking; косвенные (indirect) электронные сделки - совершаются с помощью электронных средств коммуникации, но выполняются в традиционной форме. К примеру, выполнение договора, заключается в купле-продаже книги в Интернет-магазине, наступает путем поставки книги покупателю через, например, курьера. Таким образом, электронным есть только этап совершения сделки, в то время как выполнение будет осуществляться традиционным способом.

3) критерия разделения в соответствии со статусом сторон: сделки, совершенные между предпринимателями - торговыми партнерами. Предприниматели все чаще используют электронный способ заключения сделок, как внешнеэкономических, так и внутренних; сделки, в которых одной из сторон является предприниматель, а другой - потребитель. Такие сделки подлежат в большинстве стран особом правовому регулированию в целях защиты прав и интересов более слабой стороны, то есть потребителя; электронные отношения между работодателем и работником; сделки, совершенные между потребителями; электронные взаимоотношения администрация - предприниматель. Под этим понимается электронный способ представления и получения информации от государственных органов (электронное направление отчетов); электронные отношения между государственными органами и гражданином; обмен информацией между государственными учреждениями;

4) критерия доступа к поставщику услуг: сделки о предоставлении доступа к телеинформационной сети (access provider); сделки о предоставлении телеинформационных сетей (network provider); сделки о предоставлении услуг в сети (service provider).

Горенко М.Г. считает одной из распространенных классификаций электронных сделок является классификация по критерию участников электронных сделок:

1) электронные сделки, заключенные между предприятиями (B2B), к ним относится электронный обмен товарами, услугами или информацией между предприятиями;

2) электронные сделки, заключенные между предприятием и клиентом (физическим лицом) business-toconsumer (B2C) - это когда предприятия продают товары, услуги или информацию непосредственно потребителям заключая электронные сделки;

3) электронные сделки, заключенные между потребителями (C2C) - это тип электронных сделок, в соответствии с которым потребители обмениваются друг с другом продуктами, услугами и информацией в режиме онлайн;

4) электронные сделки, заключенные между потребителем и предприятием соnѕumer-to-business (C2B) - это тип электронных сделок, при котором потребитель заключает договор с предприятием продавая ему свои продукты и услуги через сеть Интернет. Популярным примером платформы, на которой заключаются сделки C2B является рынок iStock;

5) электронные сделки, связанные с бизнес-администрированием (B2A) - это сделки, проводятся онлайн между компаниями и государственными органами;

6) электронные сделки между потребителем и государством (C2A) относятся к транзакциям, проводимым онлайн между отдельными потребителями и государственной администрацией или государственными органами.

В последнее время большую популярность приобрели мобильные электронные сделки (M-commerce) - это тип сделок, при котором заключение договоров осуществляется с помощью мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. Мобильные сделки включают в себя мобильные покупки, мобильный банкинг, мобильные платежи, мобильные чат-боты (Telegram). В сделках B2B, B2C, B2A и C2C заинтересованы мощные транснациональные компании, поскольку такие сделки дают возможность охватить большое число потенциальных клиентов и их можно совершать, находясь в любой стране мира, также, электронные сделки являются удобными в период пандемии [2].

В настоящий момент в силу положений действующего гражданского законодательства, можно выделить следующие виды электронных договоров:

- письменные электронные договоры, заключаемые способом составления одного документа с применением электронных цифровых подписей: по простой письменной форме, нотариально удостоверенные электронные договоры;

- письменные электронные договоры, заключаемые способом обмена юридически значимыми сообщениями (оферта и акцепт);

- письменные электронные договоры, сформированные по технологии блокчейн и предполагающие полную или частичную автоматизацию исполнения условий договора посредством программного обеспечения.

Рассмотрим основные требования к оформлению документов при совершении таких сделок, как с одной стороны, минимизирована бумажная работа, а с другой - соблюдено законодательство.

Оформить Заказ в Интернет-магазине могут только покупатели, которые зарегистрировались на сайте, при этом регистрироваться можно только один раз, т.е. покупатель может иметь только один личный кабинет.

Зарегистрированный покупатель получает индивидуальную идентификацию путем предоставления логина и пароля для входа в свой личный кабинет, данная идентификация позволяет покупателю избегать несанкционированных действий со стороны третьих лиц и открывает доступ к дополнительным сервисам.

Пользоваться скидкой постоянного покупателя можно только через личный кабинет, она привязана к конкретному кабинету, т.к. рассчитывается на основе покупок, сделанных через него.

Моментом перехода права собственности на товары, заказанные покупателем, переходят к нему с момента фактической передачи товара покупателю и оплаты последним полной стоимости за него, что также влечет переход риска его случайной гибели или повреждения.

Цена на товар определяются интернет-магазинами в одностороннем бесспорном порядке и указываются на страницах интернет-магазина. Цена товара указывается в рублях Российской Федерации и включает в себя налог на добавленную стоимость. Окончательный расчет цены за товар определяется последовательными действиями скидок в следующем порядке: акционная скидка; скидка по промокоду; скидка постоянного покупателя [3].

Договор, заключаемый на основании акцептирования покупателем настоящей оферты является договором присоединения, к которому покупатель присоединяется без каких-либо исключений и/или оговорок.

Факт оформления заказа покупателем является безоговорочным фактом принятия покупателем условий данного договора, в том числе согласием покупателя на рассылку ему продавцом смс-сообщений о статусе его заказа и опросов для улучшения качества обслуживания покупателей. Покупатель, приобретший товар в Интернет-магазине продавца (оформивший заказ товара), рассматривается как лицо, вступившее с продавцом в отношения на условиях настоящего договора.

С момента заключения электронной сделки, интернет-магазин принимает на себя обязательства по обеспечению в полной мере всех обязательств перед покупателем в соответствии с условиями договора и действующего законодательства. Продавец оставляет за собой право невыполнения обязательств по договору в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (например, при получении бракованной вещи или неправильного вложения).

Интернет-магазин обязан отправлять электронную форму кассового чека на адрес электронной почты клиента, который был указан в личном кабинете в разделе «Мои данные» на сайте.

Доставка товара покупателю осуществляется в сроки, согласованные сторонами при подтверждении заказа сотрудником продавца и условиях изложенных в правилах продажи. Если покупатель не получает заказ в согласованный срок, продавец вправе аннулировать заказ без дополнительного информирования клиента. В случае если заказ предоплачен денежные средства возвращаются покупателю в установленный законодательством срок.

В заключении следует отметить, что правильное оформление документов в интернет-магазине не только позволяет компании избежать конфликтных ситуаций с проверяющими, но в целом влияет на создание положительного имиджа такого магазина у покупателей и компании в целом. В связи с этим, в настоящее время интернет-магазины на российском рынке пользуются особой популярностью, завоевывая тем самым новые территории и развивая электронную торговлю путем заключения электронных сделок.

 

Список литературы:

  1. Общие положения о сделках, совершаемых электронным (безбумажным) способом // Сборник научных работ юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. - М., 2017. - Вып. 4. - С. 99.
  2. Горенко М.Г. Совершение сделки с помощью электронных и иных технических средств // Вестник юридических исследований. - 2022. - Т. 1, № 1. - С. 4-9.
  3. Хмыз П.А. Заключение сделок в электронной форме // Молодой ученый. - 2020. - № 47(337). - С. 410-412.
  4. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .