Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Ответственность должностных лиц в нормах гражданского законодательства

Дата публикации: 2024-02-27 23:30:21
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Ответственность должностных лиц в нормах гражданского законодательства

Responsibility of officials in the norms of civil law

 

Автор: Чертов Сергей Васильевич

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Chertov Sergey Vasilyevich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика норм гражданского законодательства об ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, представлены точки зрения ученых о деликтной ответственности данных органов.

Abstract: The article characterizes the norms of civil legislation on the responsibility of officials of public authorities and local self-government, presents the points of view of scientists on the tort liability of these bodies.

Ключевые слова: деликтная ответственность, органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица.

Keywords: tort liability, public authorities and local governments, officials.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Сегодня в судебной практике нашего государства все чаще стали появляться дела, которые связаны с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) публичных органов и их должностных лиц. Это связано с обострившейся проблемой взаимоотношений публичных органов их должностных лиц с физическими и юридическими лицами.

Следует выделить некоторые особенности государственных органов как субъектов гражданско-правовых отношений: государственные органы существуют как публично-правовые образования, при вступлении их в гражданско-правовые отношения они так же являются носителями публичной власти, носят в себе признаки юридического лица в рамках гражданского законодательства для участия в имущественном обороте и могут быть субъектами деликтных обязательств [4].

Среди внедоговорной ответственности законодателем выделены специальные деликты, одним из которых является ответственность за вред, причиненных государственными органами и их должностными лицами. Реализуя возложенные на них функции, государственные органы и их должностные лица могут причинить физический и моральный вред гражданам, а также имущественный вред юридическим лицам, что вызывает гражданско-правовую ответственность и необходимость возмещения такого вреда [2,6].

Основной массив положений о возмещении вреда, который причинен властью, сосредоточен в гражданском законодательстве. В соответствии со ст. 16 ГК РФ «убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». Это общее положение.

Оно уточняется в ст. 1069 ГК РФ: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

ГК РФ в ст. 1070 содержит также специальный случай такой ответственности - вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного  приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом [1].

Подходы к сущности компенсации ущерба, который причинен правомерными действиями органов государства и органов местного самоуправления в науке неоднозначны.

Так, В.А. Жилейкиным указанные отношения рассматриваются как вид обязательств из причинения вреда, т.е. как специальный вид деликтной ответственности [3].

И. Тактаев считает, что в данном случае разграничиваются деликтные правовые отношения и публично-правовые способы защиты прав потерпевших. При ответственности источником возмещения является не особо выделенная часть имущества, а все имущество обязанного лица, на которое может обращаться взыскание. Взыскание из средств бюджета не только уменьшает имущество, а создает неблагоприятные последствия, которые выражаются в недофинансировании иных сфер деятельности публичного образования. В отличие от государственных выплат потерпевшим, финансирование которых происходит из средств, которые специально выделены в бюджете на данные цели, взыскание в рамках ответственности осуществляется за счет любых средств бюджета вне зависимости от их целевого назначения, кроме того, вопреки данному целевому назначению [7].

Так, в отдельных ситуациях основанием для социальных выплат (пособия и пенсии и т.п.) и компенсации за нанесенный ущерб могут являться аналогичные юридические факты, что не представляет возможности однозначно разграничить гражданско-правовую природу компенсации и данных выплат.

Вместе с тем, требуется разделять компенсацию за правомерные действия публичных органов и их должностных лиц, и ответственность публичных органов за вред, который причинен иными лицами (например, при совершении террористического акта, когда с виновных лиц обычно получить возмещение пострадавшим лицам невозможно).

Л.О. Красавчиковой подчеркивается, что оспариваемые положения в связи со ст. 52 и 53 Конституции РФ и уточняющими их правилами гражданского законодательства не исключают (в части, превышающей выплачиваемой государством компенсации) возмещение морального и имущественного вреда как в области уголовного судопроизводства, так и посредством искового производства по гражданскому делу за счет причинителя вреда; в рамках гражданского судопроизводства может иметь место также и возмещение вреда, который причинен при совершении незаконных действий (бездействия) публичных органов или их должностных лиц при осуществлении мер, направленных на недопущение террористической акции и ликвидации ее последствий [5].

В связи со сказанным, под гражданско-правовой ответственностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимо понимать предусмотренную законом меру воздействия имущественного характера, которая опосредована правом, направлена на восстановление нарушенных прав лица и применяется по отношению к государству в силу непосредственного указания на это в законе для предотвращения осуществления новых деликтов, обеспечения стабильности гражданского оборота.

Следует особо подчеркнуть, что данная разновидность деликтной ответственности сложна в силу ее пограничности с конституционной, административной, финансовой и иными видами ответственности.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, Ст. 3301.
  2. Бабаков В.А. Участие государства в гражданских правоотношениях // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - Том 157, кн. 6. - С. 90–97.
  3. Жилейкин В.А. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации за вред, причиненный гражданам в результате совершения террористических актов // Юрист. - 2008. - № 1. - С. 16.
  4. Золтнер Д.Д., Калита Е.С. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами и органами местного самоуправления // Интернет-конференция ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», с 7 сентября 2020 по 9 ноября 2020 года.
  1. Красавчикова Л.О. Вопросы компенсации пострадавшим в результате террористических актов в свете практики Конституционного Суда РФ // Закон. - 2006. - № 11. - С. 20.
  2. Морозова Е.А. Особенности гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами, в определенных сферах государственной деятельности // Молодой ученый. - 2020. - № 8 (298). - С. 175-177.
  3. Тактаев И. Кто в ответе за теракт? // ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 1.
  4. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .