Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Понятие односторонних сделок по законодательству Российской Федерации

Дата публикации: 2024-02-27 23:28:03
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Понятие односторонних сделок по законодательству Российской Федерации

The concept of unilateral transactions under the legislation of the Russian Federation

 

Автор: Семенов Артем Витальевич

АНО ВО «Институт деловой карьеры», Москва, Россия

Semenov Artyom Vitalievich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика норм гражданского законодательства об односторонних сделках, рассмотрены особенности односторонних сделок.

Abstract: The article characterizes the norms of civil legislation on unilateral transactions, examines the features of unilateral transactions.

Ключевые слова: соглашение, договор, односторонняя сделка, волеизъявление.

Keywords: agreement, contract, unilateral transaction, expression of will.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Несмотря на то, что в повседневной жизни данный термин почти не используется, граждане сталкиваются с односторонними сделками довольно часто.

Одним из основных источников права, который регулирует правоотношения, связанные с односторонними сделками, является Гражданский кодекс РФ.

В подобных сделках выражать волю могут как физические, так и юридические лица. Однако существуют некоторые нюансы, которые субъекты должны соблюдать для признания сделки действительной. Все без исключения юридические лица обязаны облечь одностороннюю сделку в письменную форму. А вот физические лица имеют право совершать одностороннюю сделку в устной форме, если это предусмотрено действующим законодательством.

Односторонние сделки характеризуются тем, что содержат только одно волеизъявление (или одну волевую деятельность)6. Таковы, например, согласие законного представителя на сделку несовершеннолетнего (абз. 1 п. 1 ст. 26 ГК РФ), выдача полномочия (абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК РФ), отмена полномочия (подп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ), изъявление о выборе при альтернативном обязательстве (ст. 320 ГК РФ), изъявление о зачете (ст. 410 ГК РФ), отказ от договора (п. 1 ст. 1037, абз. 2 п. 5 ст. 1234, п. 4 ст. 1237 ГК РФ), составление завещания (п. 5 ст. 1118 ГК РФ), принятие наследства (ст. 1152 ГК РФ) [4].

Несмотря на то, что в односторонней сделке волеизъявление исходит только от одной стороны, она может вызывать правовые последствия для третьих лиц. Это свидетельствует о том, что исполнение односторонней сделки может зависеть и от других ее участников, а не только от стороны волеизъявителя.

Законодательно определено, что односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ).

В обоснование специфики односторонних сделок ученые исходят из того, что особая природа односторонних сделок продиктована своеобразием правомочий, на которые опирается субъект при их совершении. Эти правомочия зачастую именуются или секундарными, или правопреобразовательными (Gestaltungsrechte), дающими возможность установить конкретное гражданское правоотношение посредством односторонней сделки. Поскольку односторонняя сделка представляет собой вид сделки, традиционно определяемой как действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, в числе признаков сделки, как правило, указывают дозволенность действия и направленность воли на достижение определенного правового результата [5].

По мнению Рожковой М.А., односторонние сделки, являясь разновидностью юридических актов, направлены на достижение такого правового результата, как движение гражданского правоотношения. Это в определенной степени сближает их с двусторонними сделками, направленными на движение гражданского правоотношения (договорами), и в силу ст. 156 ГК позволяет применять к таким юридическим последствиям односторонних сделок, как возникновение, изменение или прекращение обязательств, общие положения об обязательствах и договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, характеру и существу односторонней сделки. При этом согласимся с мнением Рожковой М.А., что в положениях статьи 156 ГК имеются в виду не собственно односторонняя сделка как основание возникновения договорного обязательства, а последствия ее совершения, то есть само возникшее обязательственное правоотношение. При этом применение к односторонней сделке правил о заключении, изменении или расторжении договора, а также других положений, которые регулируют договор как основание возникновения обязательственного правоотношения, недопустимо [7].

Учитывая ряд отмеченных особенностей односторонней сделки, справедливо указать, что односторонние сделки существенно отличаются от сделок двух(много)сторонних; каждое из названных юридических действий обладает своими специфическими свойствами.

Односторонние сделки, по справедливому замечанию С.С. Алексеева, являются необходимым и притом специфическим элементом механизма гражданско-правового регулирования [1]. Их особая роль заключается в том, что они порождают не только субъективные гражданские права и обязанности как двусторонние сделки, но и опосредуют особые правовые образования, которые различные ученые называют правомочиями, секундарными правомочиями, преобразовательными правомочиями, правомочиями на изыскание юридического положения [7]. Последние характеризуют правовые возможности лица на начальной стадии развития субъективного права и появляются в силу совершения лицом односторонне-управомочивающих сделок. Регулирующая роль этих сделок, как отмечает С.С. Алексеев, не является существенной, поскольку они не могут возлагать какие-либо юридические обязательства на других лиц. Следовательно, в ходе совершения односторонне-управомочивающих сделок субъекты гражданского права могут устанавливать особые гражданские права, в чем и проявляется их регулирующая функция [6].

Таким образом, необходимо отметить следующее. Односторонние сделки являются необходимым и в то же время специфическим элементом механизма гражданско-правового регулирования. Наряду с гражданско-правовым договором они позволяют в полной мере юридически обеспечить имущественно-административную самостоятельность участников стоимостных имущественных отношений и тем самым создать необходимые условия для последовательной реализации существующих при социализме требований товарного производства и обращения, функционирования всей системы имущественных отношений социалистического общества [2].

 

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики: 1925-1989: Сборник статей. - Москва, 2001. - С. 68.
  2. Зимодра Е.А. Односторонние сделки в гражданском праве // Молодой ученый. - 2023. - № 47 (494). - С. 308-311.
  3. Кондратюк Д.Л. Сравнительно-правовое исследование природы обязательств из односторонних действий по законодательству Российской Федерации и Украины // Образование и право. - 2013. - №5-6. - С. 206-210.
  4. Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Односторонние и многосторонние сделки // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2012. - № 7. – С. 30-50.
  5. Кулешов Г.Н. Правовая природа односторонних сделок / Г.Н. Кулешов, Е.А. Урванцева // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 марта 2017 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 67-69.
  6. Родионова О.M. К вопросу о регулирующей силе односторонних сделок // Вестник МГУ. - 2014. - №4. - С.
  7. Суханов Е.А. Российское гражданское право: в 2 т. Т. 1. - Москва, 2010. - С. 349.
  8. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .