Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Понятие юридической услуги в гражданском праве России

Дата публикации: 2024-02-27 23:22:09
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Понятие юридической услуги в гражданском праве России

The concept of legal services in Russian civil law

 

Автор: Ольвинский Илья Иссаевич

АНО ВО «Институт деловой карьеры», Москва, Россия

Olvinsky Ilya Issaevich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье рассмотрено понятие «юридическая услуга» через юридические факты и как объект гражданского правоотношения, как вид материального блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления юридической деятельности.

Abstract: The article considers the concept of "legal service" through legal facts and as an object of civil law relations, as a type of material benefit that serves as a means of satisfying needs through the implementation of legal activities.

Ключевые слова: юридический факт, материальный объект, юридическая услуга, гражданское правоотношение.

Keywords: legal fact, material object, legal service, civil legal relationship.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений всегда являются юридические факты, которыми признаются конкретные жизненные обстоятельства [3].

Значение юридических фактов в гражданском праве не исчерпывается только тем, что они являются основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений; юридические факты могут повлечь и иные правовые последствия. Например, такие юридические факты, как достижение совершеннолетия, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, признание гражданина недееспособным, влекут за собой возникновение или прекращение дееспособности [1].

При этом не всякие жизненные обстоятельства являются юридическими фактами, а лишь такие, с которыми закон и иные правовые акты связывают наступление юридических последствий. Так, достижение 18 возраста само по себе не вызывает каких-либо юридических последствий. Но законодательство, связывая с достижением этого возраста возникновения гражданской дееспособности, делает его юридическим фактом [8].

Для возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений не требуется, чтобы порождающие их юридические факты были прямо предусмотрены в законе. Гражданские права и обязанности могут также возникнуть и из «действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности [10].

Проблемы гражданско-правового регулирования отношений, а также деятельности по оказанию юридических услуг предполагает исследование понятие «услуга» в юридическом смысле, соотношения юридической помощи и юридической услуги, а также сущности гражданско-правового обязательства по оказанию юридических услуг [2].

На обыденном уровне принято отождествлять услуги с предоставлением какого-либо блага. В юридическом смысле услуга - это вид юридической деятельности, направленный на удовлетворение в правовой сфере потребностей других лиц, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [6].

В частноправовом смысле юридическая услуга предстает как объект гражданского права и, благодаря этому, отношения по оказанию услуги становятся предметом регулирования обязательственно-правовых норм [6].

Гражданский кодекс РФ относит услуги к числу объектов гражданский прав (ст. 128 ГК РФ), однако, в отличие от иных в этом перечне объектов не содержит их легального определения. Тем не менее, придавая услугам такой статус, законодатель уже этим проявляет свою принципиальную позицию по отношению к услугам [9].

В ст. 2 ГК РФ, законодатель, давая понятие предпринимательской деятельности, включил в него тезис об «оказании услуг лицами, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке».

В юридической практике существует определенная сложность понятия «услуги» вообще. Статья 779 ГК РФ описывает услугу, а точнее, предмет договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя категории действие и деятельность (оказать услугу значит «совершить определенные действия», «осуществить определенную деятельность») [6].

По мнению некоторых ученых, услуги, как определенные виды труда, могут существовать как в форме действия товара, вещи, конкретной потребительской стоимости, так и в форме непосредственной деятельности созидающего субъекта [5].

В отличие от вещей как объектов гражданских прав, обладающих материализованными, вполне объективными свойствами, действующими на субъекта непосредственно, услуги удовлетворяют потребность опосредованно.

Мировой экономическое сообщество пришло к понимаю того, что отношения, возникающие по поводу потребления, обмена услугами имеют свою специфичность, что и отразил такой важный международно-правовой акт, как Генеральное соглашение о торговле услугами (далее – ГАТС) [5].

ГАТС уделяет внимание своеобразию процесса реализации услуг, требующего тесной связи между услугодателями и услугополучателями, и очерчивает четыре модели передачи, предложения услуг.

Современной социальной и экономической наукой признается, что развитые экономические отношения характеризуются преобладанием потребительского спроса на услуги, нежели на товары, куда, в том числе, входят наука, образование, культура, информационные, консультационные, юридические услуги.

Если рассматривать услугу с позиции отношений собственности, то можно обнаружить, что и при полном отсутствии вещи в услуге имеет место присвоение. В обоснование данного высказывания, необходимо обратиться к мнению О.С. Иоффе о специфическом признаке всех имущественных отношений - экономической ценности, которая связывается либо со средствами производства, либо с продуктами человеческой деятельности, пусть и не связанной с материальным производством [7].

Это свидетельствует о том, что только в абсолютных правоотношениях его объект - это то благо, которое удовлетворяет потребности непосредственно, в относительном же правоотношении потребность удовлетворяется через действие, выступающее следствием или юридической обязанности, возложенной на должника, или права лица на собственные действия.

В юридических услугах само действие приобретает другое, нежели чисто предметно-прикладное значение, а именно, значение явления, способного подвергнуть изменению состояние предметов материального или нематериального мира. В этом и состоит первый сущностный признак юридической услуги, где правовую роль играет не создание вещи как предметно выраженный экономический результат, а нечто неосвещенное, совокупность качеств, которыми обладает сама полезная деятельность, в чем и состоит полезный эффект этой услуги, который удовлетворяет потребность.

Ценностью в юридической услуге обладает сам акт деятельности, направленный на достижение этого эффекта, подлежащего стоимостной оценке [5].

В правовом смысле можно лишь условно характеризовать правоотношения по поводу оказания юридических услуг, используя термин «продукт, предназначенный для реализации», - как это произошло с туристическим видом услуг, специально отнесенных к предмету регулирования главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание слуг». В таких услугах заказчику не передается какой-либо существующий товар или существующее права, а обязанность исполнителя заключается именно в оказании применительно к нашей проблеме юридической услуги и именно на эти и только на эти действия у заказчика и возникает право требования.

На юридическую услугу непосредственно влияет ее потребитель: ее индивидуализирует, приводит в обращение и в обращение и воздействует своими качествами на результат, от степени усвоения услуги ее потребителем зависит уровень порождаемого ею эффекта, т.е. потребитель способен влиять на полезность юридической услуги. В этом смысле и следует понимать такие тесно связанные между собой особенности юридической услуги, как ее неповторимость и субъективная исключительность, где деятельность осуществляется при взаимодействии заказчика и исполнителя.

В связи с этим, по мнению автора, необходимо сделать вывод о наличии таких постоянных, отличительных признаков юридической услуги, которые характеризуют ее как правовое явление: преобразовательная роль юридической деятельности, имеющая имущественную ценность, результат которой может не иметь юридического значения и достижение которого невозможно гарантировать; неотделимость юридической услуги в виде совпадения полезного эффекта, осуществляемого этой деятельности, по времени и месту с процессом оказания данной услуги, ее необратимость и неповторимость [1].

Когда предмет гражданско-правового договора действительно состоит в проведении работ для получения вещественного результата, изготовленной или переработанной вещи, чему может способствовать оказание услуги, но результат вытекает именно из работ, а не юридическим услугам. В таких случаях, на наш взгляд, возможны модели смешанных договоров с элементами услуги и подряда, услуги и пользования, услуги и иной передачи имущества [4].

Таким образом, юридическая услуга представляет собой вид материального блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления юридической деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую, в связи с этим у услугополучателя возникает встречное право требования [5].

 

Список литературы:

  1. Александрова Н.В., Федоров И.З. Юридические факты в механизме гражданско-правового регулирования // Вестник РУК. - 2014. - №1 (15). – С. 35-38.
  2. Ахтямова Е.В., Субхангулов Р.Р. Особенности юридических услуг как объект гражданского права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №3-1.
  3. Батычко В.Т. Гражданское право в вопросах и ответах. (Часть I). - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
  4. Исмоилова З.И. Разграничение работ и услуг как объектов гражданских прав по критерию овеществленности результата // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2022. - № 2. – С. 141-149.
  5. Орлов А.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере оказания юридических услуг: сравнительно-правовое исследование: дисс. к.ю.н. - М., 2009.
  6. Орлов А.В. Специфика юридической услуги в гражданско-правовых отношениях // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №9. – С. 130-132.
  7. Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная. Учебник. – М.: Кнорус, 2008.
  8. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 287.
  9. Христофорова А.В. Услуги в гражданском праве России // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 327-329.
  10. Шаламова А.И. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений // Синергия Наук. - 2022. - № 78. - С. 107-118.
  11. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .