Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Деловая репутация как правовая категория

Дата публикации: 2024-02-27 23:10:54
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Деловая репутация как правовая категория

Business reputation as a legal category

 

Автор: Гребенкин Константин Валерьевич

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Grebenkin Konstantin Valeryevich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика такой правовой категории как «деловая репутация», представлены различные подходы к данному определению.

Abstract: The article characterizes such a legal category as "business reputation", presents various approaches to this definition.

Ключевые слова: нематериальное благо, деловая репутация, оценка деловых качеств, общественное мнение.

Keywords: intangible benefit, business reputation, assessment of business qualities, public opinion.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Понятие деловой репутации имеет решающее значение для успеха и устойчивости юридического лица. Положительная деловая репутация может повысить лояльность уже имеющихся и привлечь новых клиентов, обеспечить конкурентное преимущество. С другой стороны, негативная деловая репутация может привести к снижению доверия клиентов, упущенным деловым возможностям и потенциальным правовым и нормативным последствиям. Поэтому понимание понятия деловой репутации и способов ее защиты имеет решающее значение для долгосрочного успеха юридического лица [3].

По мнению А.И. Крицкой, деловая репутация может трактоваться в узком и широком смыслах: в первом случае, под такой понимается оценка качеств участников именно делового оборота, а во втором случае - общественную оценку профессиональных (должностных) качеств организаций и граждан независимо от того, являются ли они участниками делового (предпринимательского) оборота [8]. Представляется, что данное определение является противоречивым, поскольку организации не могут обладать профессиональными и деловыми качествами: иными словами, обладателями деловой репутации в широком понимании могут являться только граждане, а в узком понимании - только индивидуальные предприниматели, коммерческие юридические лица и некоммерческие юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

По мнению Р.З. Искандарова, «под деловой репутацией принято понимать выраженную в общественном мнении оценку деловых качеств лица» [7]. При этом данным ученым было сформулировано понятие «деловые качества», под которыми он понимает качества, посредством которых осуществляется обеспечение самостоятельного осуществления либо участия в деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей общества. В связи с тем, что юридическое лицо создается для участия в деловых отношениях, любые его качества являются деловыми.

По мнению А.В. Дума, под деловой репутацией принято понимать образ, сложившийся в процессе осуществления оценки качеств лица [6]. Однако, при осуществлении оценки качеств конкретного лица, на основании анализа разных мнений, в сознании каждого не происходит формирование определенного единого образа, а складывается лишь свое собственное мнение, личное отношение к этому лицу. В свою очередь, это мнение может также стать предметом анализа иного лица, которое либо согласиться с ним, либо сформирует свою собственную точку зрения, личное отношение к этому лицу. Таким образом, постоянный, единый для всех образ, также, как и так называемое «я» нельзя формировать на основании его оценки, поскольку она не будет одинаковой в сознании каждого. Одновременно с этим можно согласиться с утверждением о том, что оценке обществом подвергаются как профессиональные, так и другие общесоциальные качества.

А.П. Сергеев считает, что под деловой репутацией следует понимать субъективное мнение о лице, которое формируется посредством оценки его профессионализма [11].

Схожего мнения придерживается О.Ш. Аюпов [1]. Действительно, само определение «деловая репутация» предполагает, что оно относится к сфере предпринимательской деятельности, в ходе осуществления которой формируется мнение о добросовестности и профессионализме субъекта предпринимательской деятельности.

А.П. Сухенко отмечает, что деловая репутация - это комплексное восприятие лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в части целей и задач его создания, процесса ведения экономической деятельности, качества производимых товаров и оказываемых услуг [12]. Данный подход к оценке деловой репутации представляется верным, поскольку категоризация субъекта в качестве добросовестного либо недобросовестного участника предпринимательской деятельности происходит на основе сводного анализа привлекательности его товаров, услуг, их качества, способов клиентского обслуживания, экономической стабильности и т.д. [4]

Н.Ю. Никуличева понимает деловую репутацию как общественную оценку лица о его деловых качествах [9], схожего мнения придерживается А.М. Эрделевский [13]. Данный подход представляется узким, так как учитывает оценку исключительно деловых качеств, в то время как деловая репутация является нематериальным благом, характеризующим надежность контрагента и выступающим в качестве гаранта безопасности сделки.

Е.В. Белоусова понимает деловую репутацию юридических лиц как нематериальный актив, представляющий собой «гарантию исполнения обязательства» [2], от которого зависит положение субъекта предпринимательской деятельности на рынке и степень доверия к нему. Е.В. Белоусова связывает успешность и прибыльность юридического лица с его деловой репутацией.

По мнению Э.А. Джалилова, для отражения в бухгалтерском отчёте нематериального актива, каким и является по своей сути деловая репутация, «необходимо его соответствие таким критериям, как идентифицируемость, подконтрольность субъекту предпринимательской деятельности и возможность приносить прибыль» [5].

М.А. Рожкова полагает, что деловая репутация, являясь нематериальным активом, является отчуждаемой от юридического лица, например, по договору коммерческой концессии [10].

Таким образом, несмотря на широкое использование термина «деловая репутация» в различных областях, включая нормативные правовые акты, гражданско-правовую доктрину, экономику и судебную практику, универсального определения термина не существует. Однако ГК РФ признает и использует понятие «деловая репутация» наряду с другими нематериальными благами, такими как «честь» и «доброе имя», которые закреплены за физическими лицами по рождению или по закону. Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ устанавливается правосубъектность этих нематериальных благ [3]. Хотя юридические определения «деловой репутации» могут различаться в разных сферах, признание важности этого понятия в различных сферах общественной жизни подчеркивает его значимость для юридических лиц и подчеркивает необходимость его эффективной защиты.

 

Список литературы:

  1. Аюпов О.Ш. Понятие «деловая репутация юридического лица» // Правовые проблемы укрепления российской государственности. - 2010. - № 45. - С. 100 - 101.
  2. Белоусова Е.В. Правовое регулирование фидуциарных договоров по гражданскому праву России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владикавказ, 2011. - С. 3 - 5.
  3. Богатых Н.П. Деловая репутация юридического лица: проблема определения понятия // Наукосфера. - 2023. - № 4-1. - С. 409-413.
  4. Выборнова Л.А. Деловая репутация как составляющая инвестиционного портфеля / Л.А. Выборнова, Е.А. Джалилова // Modern Economy Success. - 2021. - № 4. - С. 25-29.
  5. Джалилов Э.А. Система юридической ответственности за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности: монография. - М.: Юрлитинформ, 2020. - С. 358.
  6. Дума А.В. Гражданско-правовая природа и сущность нематериальных благ // Вестник магистратуры. - 2021. - № 6. - С. 68 - 70.
  7. Искандаров Р.З. К вопросу о понятии деловой репутации в гражданском праве РФ // Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. - Анапа, 2021. - С. 9 - 13.
  8. Крицкая А.И. Правовая природа деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве // Академическая публицистика. - 2021. - № 10. - С. 131 – 134.
  9. Никуличева Н.Ю. Право юридических лиц на деловую репутацию и ее гражданско-правовая защита: дис. ... канд. юрид. наук. - Новосибирск, 2004. - С. 13.
  10. Рожкова М.А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей // Приложение к ежемесячному журналу «Хозяйство и право». - 2010. - № 2.
  11. Сергеев А.П. Право на защиту репутации. - Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание», РСФСР, 1989.
  12. Сухенко А.П. Деловая репутация как фактор капитализации промышленной компании: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - С. 8.
  13. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда // СПС «Консультант Плюс», 2013.
  14. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .