Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Вопросы, связанные с практикой применения ст. 110, 110.1, 110.2

Дата публикации: 2024-01-19 10:25:22
Статью разместил(а):
Любин Виктор Сергеевич

Вопросы, связанные с практикой применения ст. 110, 110.1, 110.2

Issues related to the practice of application of Articles 110, 110.1, 110.2

 

Автор: Любин Виктор Сергеевич

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Е-mail: ivan102186@gmail.com

Lyubin Viktor Sergeevich

Orenburg state University, Orenburg, Russia

Е-mail: ivan102186@gmail.com

Научный руководитель: Стурова Ольга Александровна

канд. юр. наук, доц., Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Sturova Olga Alexandrovna  

Scientific supervisor, candidate of Sciences in Law, associate professor, Orenburg state University, Orenburg, Russia

 

Аннотация: Самоубийства совершаются людьми различных возрастов и социальных положений, попавших в кризисные жизненные ситуации. В большинстве случаев причины самоубийств имеют не экономическую природу, а непосредственно социальное происхождение: давление общества, непринятие и жесткое обращение со стороны близких людей, учебного или рабочего коллектива. В некоторых случаях имеет место доведение, склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, что рассматривается непосредственно в рамках правового поля и влечет привлечение к уголовной ответственности.

Abstract: It should be noted that suicides are committed by people of different ages and social statuses who have found themselves in crisis life situations. In most cases, the causes of suicide are not of an economic nature, but of a direct social origin: societal pressure, rejection and harsh treatment by loved ones, educational or work staff. In some cases, there is incitement, inducement to commit suicide or assistance in committing suicide, which is considered directly within the legal framework and entails criminal liability.

Ключевые слова: суицид, самоубийство, доведение до самоубийства,  склонение к совершению самоубийства, уголовная ответственность.

Keywords: suicide, suicide, incitement to suicide, incitement to commit suicide, criminal liability.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Квалификация преступлений являет собой важнейший этап уголовного процесса, от правильного осуществления которого зависит наступление правовых последствий в виде привлечения лица к уголовной ответственности (или освобождение от нее) и назначения ему наказания. Правильная квалификация преступления – залог достижения целей уголовного судопроизводства. Однако она требует не только сопоставления фактических обстоятельств преступления с юридическими признаками конкретного состава, но и отграничения его от других, смежных составов преступлений [2]. 

Отграничим состав ст. 110 УК РФ от ст. 105 УК РФ. Согласно позиции передовых правоведов, отличия необходимо искать, в первую очередь, в объективной стороне (хотя отличия есть и в субъективной стороне – за совершение убийства лицо подлежит уголовной ответственности не с 16, а уже 14 лет) [1].

Согласно мнению правоведов, деяние, которое имеет признаки состава преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ на первый взгляд, может на самом деле оказаться убийством при условии, что причиняет не самоубийство, а смерть, когда потерпевший, «убивая себя» не участвует в этом процессе, его воля также может быть парализована или отсутствовать по психологическим причинам. Кроме того, потерпевший может быть поставлен в ситуацию, называемой «ситуацией рокового выбора», когда вместо убийства или изощренных пыток предлагается самоубийство. То есть у потерпевшего должно присутствовать личное волеизъявление (он сам под влиянием угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего со стороны виновного принимает решение о лишении себя жизни и умышленно собственноручно реализует его, обладая при этом сознанием и волей) [1]. Также отметим, что для вменения статьи 105 УК РФ должен наличествовать факт смерти потерпевшего, в то время как статья 110 может быть вменена и тогда, когда потерпевшим совершена попытка самоубийства, но в силу независящих от него обстоятельств смерть не наступила [1]. 

Отграничим состав статьи 110 от состава статьи 117 УК РФ [1]. Под истязанием понимается систематическое, то есть постоянно повторяющееся нанесение побоев или причинение телесных повреждений (побоев, причинения легкого вреда здоровью, щипков и так далее), связанных со значительным физическими и психическими страданиями. Истязание может осуществляться путем нанесения множественных, продолжительных ударов и побоев, причинения легкого вреда здоровью, щипков и иных действий, причиняющих особенно мучительную боль. Пытки являются одним из квалифицирующих видов истязания, отличающийся особыми садизмом и изощренностью. Нередко именно такое психотравмирующее влияние ведет к совершению самоубийства потерпевшим. 

Приведем пример из судебной практики Красногвардейского районного суда Чувашской республики от 09.06.2016 года, согласно которому В.Г. Филлипов признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 110 и 117 УК РФ. Филатов причинял своей жене физические и материальные страдания путем систематического нанесения побоев и иными насильственными действиями (совершил истязание), тем самым довел ее до покушения на самоубийство. Было установлено, что в состоянии алкогольного опьянения он систематически бил женщину по лицу, толкал ее, бил ногами и руками по разным частям тела, оставляя кровоподтеки. В результате, не выдержав жесткого обращения мужа, Ф. с целью самоубийства употребила большое количество различных лекарственных препаратов, однако была спасена прибывшей на место происшествия по вызову соседки «Скорой помощью». Филатов был признан судом виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.117 УК РФ и ст.110 УК РФ, и ему путем частичного сложения наказаний (2 года и 2 года лишения свободы) было назначено 3 года лишения свободы.

На примере данной судебной практики мы видим, что нередко ст. 110 применяется в совокупности с другими статьями. Приведем еще один пример из судебной практики (приговор Кунашского районного суда Челябинской области № 1-43/2019 от 21 марта 2019 г.) иллюстрирующий это.

Подсудимый Никольский А.В., являясь представителем организации, взыскивающей просроченные кредиторские задолженности, используя незаконные методы для осуществления данной деятельности, совершил доведение до самоубийства путём угроз, систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего Ч., заключающегося в высказывании по телефону в грубой форме угроз повреждения и уничтожения имущества, а также причинения вреда здоровью, которые потерпевшие воспринимали как реальные и опасались их осуществления, сопровождавшиеся нецензурными словами, оскорблениями, оскорбительными прозвищами. После очередных телефонных переговоров, где Никольским А.В. были высказаны угрозы, заемщик повесился. При этом,Никольский А.В. осознавал общественную опасность своих действий, учитывая личность потерпевшего и ситуацию, в которой тот находился, предвидел возможность наступления общественно опасных последствий в виде совершения Ч.А.П. самоубийства, не желал их наступления, но сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично. Деяния, совершенные Никольским А.В., суд квалифицирует в соответствии со ст. 110 УК РФ - доведение до самоубийства путём угроз, систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего и в соответствии с ч.1 ст. 163 УК РФ вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, уничтожения и повреждения чужого имущества. Путем частичного сложения наказаний, Никольский А.В. был приговорен к 1 году 6 месяцам лишения свободы.

Отграничим доведение до самоубийства и от причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ). Объективная сторона причинения смерти по неосторожности выражается в форме действия или бездействия, нарушающего правила бытовой или профессиональной предосторожности и приведшего к смерти человека. Характеризуя объективную сторону, отметим, что в случае доведения до самоубийства, наступление смерти человека также необязательно, также угрозы, жестокое обращение и систематическое унижение человеческого достоинства не типичны для объективной стороны причинения смерти по неосторожности. Субъективная сторона причинения смерти по неосторожности характеризуется отсутствием желания наступления общественно опасных последствий в виде смерти потерпевшего (неосторожная форма вины в виде легкомыслия или небрежности) [2].

Разграничим составы преступления 110 (Причинение тяжкого вреда здоровью) и 111 УК РФ. Особенные трудности в отграничении данных преступлений друг от друга составляет часть 4 статьи 111 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека и доведение до самоубийства, следствием которого стала попытка самоубийства, повлекшая причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Первые отличия мы видим в объекте посягательства. В ст. 111 им будут общественные отношения, которые обеспечивают безопасность жизни. Объективная сторона причинения тяжкого вреда здоровью выражается в непосредственном причинении вреда (следовательно, состав материальный, поскольку преступление окончено с момента причинения тяжкого вреда, что не характерно для статьи 110 УК РФ, где состав формальный). Также субъектом преступления по статье 110 может быть лицо, достигшее 16 лет, в то время как по 111 – 14 лет [2].

Приведем криминологическую характеристику преступлений, связанных с самоубийством потерпевшего. Согласно данным МВД, как правило, преступления, связанные с самоубийством потерпевшего, совершают мужчины (в 86,6% случаев). Возраст преступника, как правило, колеблется в пределах 30-49 лет (в 58, 6% случаев). 1,7% подобных преступлений совершается лицами в возрасте 16-17 лет, 3,4% – лицами от 18 до 24 лет, 31% – лицами от 24 до 29 лет, 5,2% – лицами 50 лет и старше. Образование данных лиц в большинстве случаев среднее профессиональное – 72,4%; в 15,5% – среднее общее, в 12% – высшее. 72, 4% виновных ранее не были судимые. 50% из виновных страдали алкоголизмом, 3,4% – наркоманией. 98,2% виновных были вменяемыми на момент совершения преступления и судебного слушания. 72,4% виновных были близкими лицами для потерпевшего, членами его семьи (в 52,4% потерпевший был в зависимом положении), 18,9% виновных были знакомыми или коллегами потерпевших, 3,4% – руководителями и лишь 5,2% – посторонними лицами. Самыми распространенными мотивами были насильственно-некорыстные (27,6%), желание самоутверждения (22,4%), насильственно-корыстные (15,5%), личная неприязнь (12%), корысть (5,2%), низменные (3,4%), аффект (1,7%).

Согласно статистике МВД, потерпевшими лицами чаще выступают женщины – в 73,2% случаев. Возраст потерпевших в большинстве случаев в районе от 26 до 36 лет (39,3%), от 15 до 18 лет (14,3%), от 61 года и старше (12,5%), до 14 лет (10,7%), от 19 до 25 лет (8,9%), от 36 до 45 лет (8,9%), от 45 до 60 лет (5,3%). 

Если говорить об общей картине пострадавших от доведения до самоубийства, то пострадавшими здесь являются в большинстве случаев девушки в возрасте 16-17 лет, находящиеся с виновным в различных отношениях, но, как правило, находятся в материальной или иной зависимости от виновного (дочь, сожительница, приятельница). Имеют среднее образование, работают или учатся, по месту учебы или работы характеризуются положительно, не имеют алкогольных или наркотических зависимостей. Чаще всего используют таблетки для совершения самоубийства, что позволяет врачам их спасать, более редко – прыжок с высоты или повешение (спасти не удается) [3].

Таким образом, жертвой преступлений, предусмотренных ст. 110, 110.1, 110.2 может статью любое лицо вне зависимости от возраста и социального статуса, несмотря на распространенный стереотип о том, что жертвами преступлений подобных преступлений становятся подростки, что обосновывает необходимость осуществления государством мер по профилактике данных преступлений, а также создания эффективной и доступной системы психологической и даже психиатрической помощи гражданам.

 

Список литературы:

1. Шарапов Р.Д., Дидрих М.П. Вопросы квалификации преступлений против жизни несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет, Российский юридический журнал, 2017. № 6. с. 81-90.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Воронина Е.С. Проблема суицида в России: криминологическая характеристика// Актуальные проблемы современного российского общества, 2014. №7. с. 152.

 

. . . . . . .