Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Определения понятий "коррупция" и "взяточничество" в действующем законодательстве и научной литературе

Дата публикации: 2023-11-01 16:49:08
Статью разместил(а):
Кумушбаева Диана Закиевна

Определения понятий "коррупция" и "взяточничество" в действующем законодательстве и научной литературе и их соотнесение

Definitions of the concepts of "corruption" and "bribery" in current legislation and scientific literature and their correlation

 

Автор: Кумушбаева Диана Закиевна

ФГБОУ ВО «РГУП», г. Челябинск, Россия

E-mail: kumushbaeva.00@mail.ru

Kumushbaeva Diana Zakievna

FSBEI HE «RGUP», Chelyabinsk, Russia

E-mail: kumushbaeva.00@mail.ru

 

Аннотация: В статье приведены легальное и доктриальные определения понятия «коррупция». Определены источников антикоррупционного права. Рассмотрены определения понятия «взяточничество», приведенные в научной литературе. Проанализировано соотнесение понятий «коррупция» и «взяточничество».

Annotation: The article provides legal and doctrinal definitions of the concept of «corruption». The sources of anti-corruption law are identified. The definitions of the concept of «bribery» given in the scientific literature are considered. The correlation between the concepts of «corruption» and «bribery» is analyzed. 

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, дача взятки, получение взятки, должностное лицо.

Keywords: corruption, bribery, giving a bribe, receiving a bribe, official.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Коррупция - одна из самых трудноразрешимых проблем для любой страны. Следует признать, что она остается серьезной угрозой для национальной безопасности государства. Система государственного управления в Российской Федерации нацелена на ее противодействие. В соответствии со Стратегией национальной безопасности и иными нормативно-правыми документами Российской Федерации, коррупция, наряду с терроризмом, экстремизмом и другими преступными проявлениями, отнесена к источнику угрозы национальной безопасности.

Вместе с тем, как показывает анализ обозначенного феномена, в научной литературе отсутствует единая точка зрения на правовую природу понятий «коррупция» и «взяточничество», что может иметь практические последствия в деле уголовно-правовой квалификации рассматриваемых деструктивных проявлений.

Указанные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.

Термин «коррупция» с этимологической точки зрения произошел от латинского слова «corruptio», что означает «нарушение, отклонение».

Согласно  подпунктам «а» и «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), коррупция - это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение указанных деяний «от имени или в интересах юридического лица».

Таким образом, в данном легальном определении рассматриваемого явления приведен перечень основных форм проявления коррупции, обозначены цели деяния и раскрыт характер получаемой выгоды. Это определение содержит одновременно указание на составы уголовно-наказуемых деяний (ст. ст. 285, 286, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)) и признаки объективной или субъективной стороны преступления или административного правонарушения коррупционной направленности. Думается, в указанном законе применен узкий подход, что выражено в закреплении не понятия коррупции как социально-правового явления, а перечня основных составов правонарушений (проступков и преступлений).

В научной литературе можно наблюдать две различные позиции на определение коррупции: законодательную и научную.

Ряд ученых (Е.Е. Гаврина, А.В.Чернопятенко, С.С.  Босхолов и другие) поддерживают первую позицию. Так, Е.Е. Гаврина определяет понятие «коррупция» как злоупотребление лицом, наделенным властными полномочиями, своими правами и обязанностями в противовес регламентированным нормам и правилам с целью получения личной выгоды. А.В. Чернопятенко пишет, что «коррупция – это негативное социальное явление, которое выражается в незаконном использовании должностными лицами своего положения в корыстных либо иных заинтересованных целях.

Коррупционное поведение представляет собой неправомерное поведение уполномоченного лица, направленное на получение материальной либо иной заинтересованной выгоды путем злоупотребления своим должностным положением». С.С.  Босхолов отмечает, что коррупция – это совокупность преступлений, совершенных должностными лицами на основе личных интересов с использованием полномочий государственной власти или управления. Коррупция понимается должностными лицами как достижение материального или нематериального результата в массовом порядке путем использования своей власти или служебных полномочий в порядке, противоречащем закону.

В юридическом словаре понятие коррупции описывается как «использование физическими лицами, обладающими полномочиями на выполнение (или приравненными к ним) функций государства, в незаконном порядке получения материальных и иных богатств, привилегий, использование своего статуса и связанных с ним возможностей, а также возможность того, что физические или юридические лица этого статуса не имеют». Таким образом, эта позиция заключается в том, что коррупция - это противоправные действия и приведённые в этом контексте определения сводятся к перечислению деяний, причём далеко не всех, предусмотренных в УК РФ и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Другая группа ученых: В.В. Астанин, Т.Я. Хабриева, О. Эгамова и прочие выражают альтернативную точку зрения, которая заключается в том, что коррупция представляет собой более широкое понятие, это не одно или несколько противоправных деяний, а антисоциальное, общественно опасное явление. Так, по мнению В.В. Астанина, коррупция – «социально-правовое явление такого разложения отношений в разных сферах управления, которое выражается в подкупе-продажности лиц, использующих служебное положение и связанные с ним возможности».

Т.Я. Хабриева выражает следующую точку зрения: «Коррупция представляет собой сложное, многоаспектное социальное явление, которая оказывает негативное влияние на все сферы жизни государства и общества и не просто снижает эффективность государственных институтов, а подрывает авторитет власти и престиж страны». По мнению О. Эгамовой, коррупция – это политика или преступная деятельность в сфере государственного управления, выражающаяся в использовании прав и возможностей власти, предоставленных им должностными лицами для получения личного богатства.

На основе анализа вышеприведенных определений коррупции представляется целесообразным на общетеоретическом уровне использовать научную концепцию, отражающую сущность и основные черты этого антисоциального явления. В тоже время в правоприменительной практике законодательная концепция имеет свою прикладную ценность. Думается, оптимальное определение должно заключать в себе синтез этих тенденций.

Опираясь на рассмотренные концепции, предлагается авторское определение понятия коррупции в следующей формулировке: «Коррупция – это антисоциальное, общественно-опасное явление, выражающееся в совершении должностными лицами коррупционных правонарушений, в том числе преступлений, в интересах третьих лиц, вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий с корыстным мотивом с целью личного или группового обогащения, влекущих негативные последствия и угрозу национальной безопасности государства».

В текущий момент понятие «взяточничество» легально не установлено. Определение этого феномена на современном этапе развития науки уголовного права представляет собой один из дискуссионных вопросов, поскольку существуют различные подходы к его определению. Думается, что единообразный подход к пониманию взяточничества будет способствовать повышению эффективности правоприменения уголовно-правовых норм в области уголовной ответственности за взяточничество, а также разграничивать смежные коррупционные преступления.

Итак, на данный момент к определению понятия «взяточничество» сложились следующие подходы:

  • узкий подход предлагает взяточничество воспринимать лишь как получение взятки, при этом дача взятки не представляется столь опасным как ее получение;
  • широкий подход предлагает взяточничество рассматривать как родовое понятие, объединяющее получение взятки, посредничество во взяточничестве, дачу взятки и провокацию взятки».

Стоит сказать, что обе позиции как бы конкурируют и оцениваются по-разному.

Так, первый подход к пониманию взяточничества явно недостаточно полно раскрывает данный вид коррупционного деяния. Ведь сложно представить получение взятки без ее непосредственной дачи.

Вторая позиция к пониманию взяточничества дает более широкое толкование. Так, взяточничество предполагает сразу группу деяний: получение взятки, посредничество во взяточничестве, дачу взятки и провокацию взятки. Данная позиция кажется более правильной, нежели первый узкий подход к пониманию взяточничества.

Перейдем к правовой природе взяточничества, которая также вызывает дискуссии в научном сообществе. Так, первая позиция к правовой природе взяточничества предлагает получение и дачу взятки рассматривать как кардинально разные деяния. Однако, думается, данная позиция рассматривается как слишком поверхностная, так как дача взятки - это необходимое соучастие в получении взятки. Кроме того, лицо, получающее взятку совершает преступное деяние лишь при условии дачи ему взятки. При этом обязательно при расследовании данного преступления необходимы единые мотивы субъектов, единство их преступного замысла.

Таким образом, получение и дача взятки являются преступными деяниями, в которых участвуют соучастники (взяткодатель и взяткополучатель). При этом данные субъекты могут привлечь к преступлению посредников.

Стоит отметить еще одну позицию к правовой природе взяточничества, согласно которой каждый участиков деяния может иметь соучастников (посредников), а также у каждого участника преступления могут свои собственные мотивы. Данное обстоятельство, по мнению некоторых ученых говорит о том, что получение и дача взятки представляет собой единый сложный двусторонний состав преступления.

Следует обозначить следующую проблему. Думается, что существующая проблема определения предмета взяточничества упирается в отсутствие в уголовном законодательстве уточнения понятия услуг неимущественного характера и незаконных услуг. Данный факт также представляет проблему, требующую разрешения, т.к. законное определение предмета взяточничества позволит не только определить тяжесть совершенного деяния, но и облегчить ее квалификацию в качестве преступления. Также проблематичность исследуемого деяния во многом кроется в его сложном двустороннем составе, который состоит из двух необходимых взаимосвязанных элементов - дачи и получения взятки. Данные элементы научно исследуются и дискутируются в виду их спорности.

Юридический и лингвистический анализ определений понятий «корруп­ция» и «взяточничество» вызывает вопрос об их соотнесении. Понятие «коррупция» в Законе № 273-ФЗ включает преступления в виде дачи и получения взятки, которые и составляют суть взяточничества. Таким образом, понятие взяточничества входит в легальное определение коррупции лишь в рамках перечисления отдельных норм, предусматривающих уголовную ответственность за дачу и получение взятки. Коррупция и взяточничество соотносятся как общее и частное, и взяточничество составляет наиболее общественно опасную и распространенную часть коррупционных преступлений.

Итак, в легальном определении коррупции приведен перечень основных форм ее проявления, обозначены цели деяния и раскрыт характер получаемой выгоды. Думается, в указанном законе применен узкий подход, что выражено в закреплении не понятия коррупции как социально-правового явления, а перечня основных составов правонарушений (проступков и преступлений).

В литературе вопрос о коррупции трактуется по-разному. У него нет единой концепции. На общетеоретическом уровне автор придерживается позиции ученых, выражающих научную концепцию в определении коррупции, которая, как представляется, более глубоко раскрывает социально-правовую сущность рассматриваемого явления. В тоже время в правоприменительной практике законодательная концепция имеет свою прикладную ценность. Думается, оптимальное определение должно заключать в себе синтез этих тенденций.

 

Список источников:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
  5. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI-XX вв. (криминологическое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 209 с.
  6. Большой юридический словарь / сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова. М.: Юрист, 2001. С. 365.
  7. Босхолов С.С. Борьба с коррупцией: мифы и реальность, надежды и перспективы.
  8. Гаврина Е. Е. Коррупция глазами российской молодежи // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 83.
  9. Чернопятенко А.В. Понятие и сущность административно-правовых мер противодействия коррупции и коррупционного поведения // Modern Science. 2021. № 11-3. С. 314.
  10. Эгамова О. Понятие коррупции, внешний вид и формы // Мировая наука. № 3 (36). С. 41-45.

 

. . . . . . .