Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Международный опыт пресечения посредничества во взяточничестве

Дата публикации: 2023-10-18 12:10:27
Статью разместил(а):
Мальцев Вадим Сергеевич

Международный опыт пресечения посредничества во взяточничестве

International experience in suppressing bribery intermediation

 

Автор: Мальцев Вадим Сергеевич

ФГАОУ ВО «ВолГУ», Волгоград, Россия

e-mail: vadim.malthev@bk.ru

Maltsev Vadim Sergeevich

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: vadim.malthev@bk.ru

 

Аннотация: В данном исследовании критически рассматривается проблема посредничества во взяточничестве - одного из основных компонентов глобальной коррупции, препятствующего социально-политическому и экономическому прогрессу. Основное внимание уделяется определению понятия "посредничество во взяточничестве" и пониманию роли различных посредников. В работе тщательно анализируются международные попытки противодействия взяточничеству и коррупции с акцентом на роль посредников в этой практике. В качестве основных методик рассматриваются Закон США о противодействии коррупции за рубежом (FCPA) 1977 г., Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством 2010 г., инициативы, подобные Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством, и комплексные правовые системы, такие как Конвенция ООН против коррупции (UNCAC). Особенно успешными оказались стратегии скандинавских стран, в том числе законодательные и политические меры Дании и Швеции. В заключение в статье делается вывод о том, что решение проблемы посредничества во взяточничестве требует институциональных и законодательных изменений, переоценки социально-экономических норм, расширения международного сотрудничества, а также внимания к вопросам образования и повышения осведомленности в целях формирования этической практики.

Abstract: This study critically examines the problem of bribery intermediation, a major component of global corruption that impedes socio-political and economic progress. It focuses on defining bribery intermediation and understanding the role of various intermediaries. The paper scrutinizes international attempts to counter bribery and corruption with a focus on the role of intermediaries in this practice. The US Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) of 1977, the UK Bribery Act of 2010, initiatives such as the OECD Anti-Bribery Convention, and comprehensive legal systems such as the United Nations Convention Аgainst Corruption (UNCAC) are examined as the main methodologies. Scandinavian countries' strategies have been particularly successful, including legislative and policy measures by Denmark and Sweden. The article concludes that addressing bribery intermediation requires institutional and legislative change, a reassessment of socio-economic norms, increased international co-operation, and attention to education and awareness raising to shape ethical practices.

Ключевые слова: взяточничество, посредничество, коррупция, ОЭСР, Закон о коррупции за рубежом (FCPA).

Keywords: bribery, brokering, corruption, OECD, Foreign Corrupt Practices Act (FCPA).

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих социально-политическому и экономическому развитию во всем мире, является коррупция, причем взяточничество является одной из самых больших проблем в коррупционной системе. Чтобы разобраться в хитросплетениях коррупционного лабиринта, необходимо глубоко изучить посредничество во взяточничестве (также называемое подкупом третьих лиц), поскольку его пресечение требует международного сотрудничества и стратегического выстраивания эффективной политики. Посредничество во взяточничестве, по сути, подразумевает наличие третьей стороны, которая содействует совершению взятки между двумя сторонами. Таким посредником может быть физическое лицо, организация или даже корпорация, что подчеркивает сложность борьбы с подобной практикой. В данной исследовательской работе ставится задача критически оценить международный опыт пресечения посредничества во взяточничестве, используя данные таких признанных организаций, как Transparency International, ОЭСР, ООН и Всемирный банк.

Исторически сложилось так, что различные страны применяли различные методы пресечения взяточничества и коррупции, уделяя особое внимание противодействию вовлечению посредников. Например, в США пресечение взяточничества было начато с принятия Закона о коррупции за рубежом (FCPA) 1977 года, который стал первым законодательным актом, направленным на противодействие подкупу иностранных должностных лиц. Важно отметить, что этот закон распространяется и на посредников, что лишь подчёркивает тот факт, что США было настроено решительно бороться с привлечением третьих лиц в коррупционные взяточнические схемы. Это служит ориентиром для государств, стремящихся усовершенствовать свою политику сдерживания взяточничества.

Другой мощной стратегией является Закон Великобритании 2010 года о взяточничестве (Bribery Act 2010), который, пожалуй, имеет более широкий охват, чем FCPA. Он предусматривает наказание не только британских компаний, занимающихся взяточничеством внутри страны и за рубежом, но и иностранных компаний, ведущих бизнес в Великобритании. Закон предусматривает уголовную ответственность за действия посредников, участвующих в сделках по подкупу, что еще раз подчеркивает важнейшую роль жестких правовых мер в борьбе со взяточничеством.

На международном уровне мировое сообщество реализует различные инициативы, такие как Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством, целью которой является установление юридически обязывающих стандартов для криминализации подкупа иностранных должностных лиц в международных деловых операциях. В соответствии с этой конвенцией все участвующие страны обязаны признать участие во взяточничестве посредника уголовным преступлением, что способствует единому глобальному подходу к решению этой проблемы.

Более структурированной основой для борьбы с коррупцией и взяточничеством, включая посредничество, является Конвенция ООН против коррупции (UNCAC), вступившая в силу в 2005 году. Это наиболее всеобъемлющий международно-правовой документ по борьбе с коррупцией, в котором четко обозначена роль и ответственность участия третьих лиц во взятках, а также пропагандируется международное сотрудничество, превентивные меры и возврат активов.

Борьба с посредничеством наиболее успешно ведется в странах, расположенных на скандинавском полуострове. В Дании, например, успех в борьбе с коррупцией обеспечивается целым рядом политических мер, таких как Закон Дании о мерах по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма, а также активной работой государственного прокурора по борьбе с серьезными экономическими и международными преступлениями (SØIK) по преследованию преступлений, связанных со взяточничеством.

В Швеции также большое значение придается развитой законодательной базе. Примером этого может служить «Уголовный кодекс Швеции (Brottsbalken)», в котором описаны различные коррупционные преступления, такие как взяточничество и злоупотребление доверием. Вместе с этим применяются строгие меры, осуществляемые органами, такими как Национальное антикоррупционное подразделение (Nationella anti-korruptionsgruppen, Svensk Polis)

Борьба с угрозой посредничества во взяточничестве требует не только институциональных и законодательных изменений, но и глобального пересмотра социальных норм и экономических парадигм. Международный опыт FCPA, Закона Великобритании о взяточничестве, Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством, UNCAC и Азиатской антикоррупционной инициативы свидетельствует о постепенном переходе к жестким мерам противодействия любой форме взяточничества, особенно пагубной практике подкупа третьих лиц.

Тем не менее путь к полному отсутствию коррупции в мире труден и долог. Постепенное совершенствование существующей политики и законов для обеспечения практического применения, развитие международного сотрудничества и обеспечение гармоничного следования этическим нормам посредством образования и просвещения - вот основные задачи. Только в этом случае можно добиться стойкого подрезания крыльев коррупции, особенно взяточничества с участием посредников. Накопленный международный опыт свидетельствует как о потенциальном успехе таких усилий, так и о широких возможностях для дальнейшего стратегического развития.

 

Список литературы:

1.  Кузовков Ю.В. Мировая история коррупции. М.: Анима-Пресс, 2010. 137 с.

2. Lambsdorff J. Graf. An Empirical Investigation of Bribery in International Trade the European Journal of Development Research (Special Issue: Corruption and Development, 2015). 10, 40-59.

3. Atkeson T. The Foreign Corrupt Practices Act of 1977: An International Application of SEC's Corporate Governance Reforms // Timothy Atkeson International Lawyer. 1978. Vol. 12, № 4. Pp. 703-720.

4. Сборник материалов о противодействии коррупции: Т. 3: Международное сотрудничество в области противодействия коррупции // под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М., 2010.

5. Salbu S.R. The Foreign Corrupt Practices Act as a Threat to Global Harmony / S.R. Saibu // Michigan journal of international law. 1999. Vol. 20. P. 419-449.

6. Кузнецов И.К. Борьба с коррупцией в рамках Совета Европы // Международное право – International Law. 2007. № 4 (32).

7. Герчикова И.Н. Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР // Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. -М.: АО “Консалтбанкир”, 2001, сс. 89- 93.

8. Международное уголовное правосудие: современные проблемы // А.Х. Абашидзе [и др.]. Москва: Институт права и публичной политики, 2009. 747 с.  EDN: OZVIPQ

9. Gilmore W.C. Dirty money: the evolution of international measures to counter money laundering and the financing of terrorism. // 3rd ed. Council of Europe Publishing, 2004.

10. Andvig J.C. and Fjeldstad, O. H. (2001) // Corruption: A Review of Contemporary Research, Norsk Utenrikspolitisk Institut, Oslo.

 

. . . . . . .