Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Понятие законности как принципа деятельности правоохранительных органов

Дата публикации: 2023-10-03 18:15:14
Статью разместил(а):
Карпушина Мария Евгеньевна

Понятие законности как принципа деятельности правоохранительных органов

The concept of legality as a principle of law enforcement agencies

 

Автор: Карпушина Мария Евгеньевна

ФГБОУ ВО «ЧелГУ», Челябинск, Россия

E-mail: mariakarp11676@gmail.com

Karpushina Maria Evgenievna

ChelSU, Chelyabinsk, Russia

E-mail: mariakarp11676@gmail.com

 

Аннотация: Данная статья посвящена анализу понятия «законность» на общетеоретическом уровне и в деятельности правоохранительных органов. По результатам исследования автор формулирует собственные выводы, обобщающие изложенный материал.

Annotation: This article is devoted to the analysis of the concept of «legality» at a general theoretical level and in the activities of law enforcement agencies. Based on the results of the study, the author formulates his own conclusions, summarizing the material presented.

Ключевые слова: принцип законности, верховенство права, правоохранительные органы, общеправовые принципы.

Keywords: principle of legality, rule of law, law enforcement agencies, general legal principles.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Согласно Конституции РФ, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина закрепляется за государством как конституционная обязанность. Данные полномочия исполняются специальными государственными структурами, обозначенными как правоохранительные.

Несоблюдение принципа законности сотрудниками правоохранительных органов приводит к наиболее пагубным последствиям. Правонарушения сотрудников правоохранительных органов дезорганизуют работу государственной службы и подрывают авторитет государственной власти.

Таким образом, вопросы обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов являются одними из наиболее острых.

Опираясь на принцип научного исследования двигаться от общего к частному, представляется целесообразным рассмотреть, в первую очередь, общетеоретические положения относительно понятия «законность» и ее сущности.

В настоящее время в теории государства и права оформилось общее понимание принципа законности как строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права. При этом содержание данного принципа трактуется разными авторами по-разному.

Например, В.Н. Карташов содержание принципа законности раскрывает через такие его составные элементы, как верховенство закона, действия субъектов права в пределах своей компетенции, соблюдение законодательства и требования подобных действий от других субъектов права.

По мнению В.М. Шамарова, «наиболее удачное формулирование содержания принципа законности содержится в трудах профессора В.С. Афанасьева. По его мнению, принцип законности включает в себя следующие положения: верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности. К этому стоит добавить необходимость действий субъектов права в пределах своей компетенции и на основе нормативно закрепленных процедур».

К.В. Чайко законность понимает как «строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами действующих законов и основанных на них подзаконных актах».

Таким образом, законность рассматривается во взаимосвязи с другими правовыми явлениями. Постулируется, что она вытекает из такого свойства права, как его общеобязательность. Законность конкретизируется в тех нормативных предписаниях, которые существуют в данном обществе, и неразрывно связана с правомерным поведением.

Теперь следует непосредственно перейти к анализу законности как принципа профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Деятельность правоохранительных органов в области обеспечения правопорядка в государстве имеет различную функциональную направленность, однако, несмотря на это, данная деятельность связана с обеспечением законности в соответствующей сфере государственного управления, а одним из принципов осуществления правоохранительной деятельности является принцип законности.

Как известно, общеправовой принцип законности применительно к деятельности правоохранительных органов означает реализацию данными органами и их должностными лицами своих полномочий сугубо в рамках своих компетенций и в полном соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, а также то, что изданные руководителем правоохранительного органа и другими уполномоченными руководителями данного органа ведомственные нормативно-правовые и иные правовые акты должны полностью соответствовать вышеуказанным законодательным актам.

Заметим, что под компетенцией органа государственной власти понимается законодательно закрепленная за ним предметную область его деятельности (иногда говорят, «пределы ведения», «круг вопросов», «направления деятельности»), в отношении которой государственный орган реализует определенные функции, цели и задачи.

Данный принцип несет в себе ряд нормативных и логических смыслов. А.О. Лядов, А.В. Евсеев раскрывая принцип законности в таком контексте, отмечают следующее.

Во-первых, под законностью, которая реализуется в решениях и деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц, здесь подразумевается соответствующая система нормативно-правовых актов, признаваемых на федеральном уровне. Это некоторые конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты РФ, действующие в области права, регулирующего деятельность определенных правоохранительных органов. Региональное законодательство и, тем более, местное право в плане регулирования деятельности обозначенных органов согласно ст. 71 Конституции РФ не только не предусмотрено, но и прямо запрещено.

Во-вторых, используемая здесь формулировка «полностью соответствовать» указывает, что конкретные решения и/или действия правоохранительных органов и их должностных лиц должны не только не противоречить законодательным нормам, но и с логической необходимостью следовать (дедуцироваться) из их абстрактного нормативного содержания.

В-третьих, применительно к процессуальным действиям правоохранительных органов и их должностных лиц, (например, в ходе административного или уголовного преследования) законность этих действий означает не только «полное соответствие», но и «точное соответствие» нормам закона, поскольку нормативные предписания такого вида предполагают их полное и точное воплощение в практических действиях сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, законность профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов проявляется в том, что в процессе ее проведения соблюдается материальная и процессуальная форма соответствующих мероприятий. Эта деятельность проводится при наличии соответствующих оснований уполномоченным на то субъектом, кроме того, в ходе проведения правоохранительной деятельности выносятся нормативно установленные правовые акты, в которых фиксируются результаты данной деятельности.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что сфера осуществления рассматриваемого вида деятельности обладает существенными особенностями. Так, в анализируемой области государственного управления очень высока динамика развития общественных отношений, а поэтому имеет место проявление субъективного фактора, что является риском снижения режима законности правоохранительной деятельности. Думается, если подходить к проблеме скрупулезно, этот фактор находится в некотором противоречии с таким указанным выше признаком соблюдения законности как полное и точное соответствие действий данных субъектов нормам закона.

Стремление минимизировать эту проблему находит отражение в нормативно-правовой базе, регулирующей рассматриваемые социально-правовые отношения, в частности, в принятии ведомственных нормативно-правовых актов. Например, в целях формирования оптимального режима контрольной и надзорной деятельности Госавтоинспекции издан Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

А.О. Лядов, А.В. Евсеев отмечают, что, по их мнению, указания в действующих нормативных актах и методических рекомендациях, которыми вменяется соблюдение законности и обоснованности в отношении решений и действий (бездействия) правоохранительных  органов и их должностных лиц, вряд ли следует толковать как требование к сотрудникам этих органов непосредственно применять эти общеправовые принципы – это, считают эти авторы, нереалистично и, по сути, выглядит как декларативное пожелание.

Таким образом, несмотря на необходимость следовать нормам права при осуществлении профессиональной деятельности сотрудниками правоохранительных органов, заложен фактор, который связан с профессиональным усмотрением. Без обозначенного компонента правоохранительная деятельность была бы лишена какой-либо вариативности, а также так необходимой в целом ряде случаев разумной творческой инициативы. Как отмечал в свое время В.Н. Дубовицкий, «не все можно урегулировать путем точных и детальных законов, усмотрение необходимо любой администрации, вопрос заключается в его пределах и возможности контроля». Например, в области обеспечения безопасности дорожного движения достаточно много непредсказуемых ситуаций, связанных с техническими факторами, а также организационными и правовыми обстоятельствами.

Однако, очевидно, что произвольное усмотрение, которое может иметь место при осуществлении правоохранительной деятельности сотрудниками рассматриваемых органов, таит в себе определенные риски субъективизма. Представляется, что наличие рассматриваемого фактора может при определенных условиях снижать правоохранительный и регулирующий потенциал профессиональной деятельности указанных субъектов по охране правопорядка в стране. В этой связи можно согласиться с Ю.П. Соловьем, отметившим, что «повышение инициативы при реализации административного усмотрения не должно сопровождаться непродуманными решениями».

Представляется, что обеспечить осуществление деятельности сотрудников правоохранительных органов на основе принципа законности реально только в случае соблюдения ими и других основополагающих принципов деятельности по охране правопорядка. Например, таких как принцип объективности, принцип обоснованности принятия решений, принцип профессионализма и прочие.

Выводы.

Итак, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов должна опираться на принцип законности, другие увязанные с ним основополагающие принципы осуществления деятельности в области обеспечения правопорядка в государстве.

Законность в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать в трех главных аспектах. Первый проявляется в том, что все указанные субъекты должны строго соблюдать закон. Второй аспект направлен в область правоприменения и выражается в том, что все правоприменительные акты, изданные сотрудниками правоохранительных органов должны соответствовать требованиям закона. Третий аспект проявляется в том, что сама деятельность обозначенных субъектов осуществляется в целях восстановления законных прав и интересов граждан, общества и государства.

 

Список источников:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 // Российская газета. 2017. 13 октября.
  3. Альбертий Ю.В. Понятие законности: классические и современные интерпретации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 1 (41). С. 93.. С. 94-98.
  4. Лядов А.О., Евсеев А.В. Принципы законности и обоснованности и их нормативно-доктринальный смысл в таможенном праве // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. № 1 (85). С. 112-118.
  5. Соловей Ю.П. Усмотрение в административной деятельности советской милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. 24 с.
  6. Сорокина К.А. Принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2020. № 2. С. 52-58.
  7. Строева О.А., Бондаренко М.В. Противодействие коррупции как важный фактор укрепления дисциплины и законности в подразделениях Госавтоинспекции // Административное право и процесс. 2020. № 8. С. 31-35.
  8. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003.
  9. Чайко К.В. Законность: проблема определения понятия // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 300-летию Российской империи): материалы XVIII международной научной конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. С. 51-56.
  10. Шамаров В.М. Теоретико-правовая учебная литература о принципах права // Вестник Екатерининского института. 2011. № 2. С. 46-52.

 

. . . . . . .