Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

О некоторых аспектах наставничества в следственных органах РФ

Дата публикации: 2023-09-08 09:50:32
Статью разместил(а):
Олейников Алексей Владимирович

О некоторых аспектах наставничества в следственных органах Российской Федерации

On some aspects of mentoring in the Investigative Committee of the Russian Federation

 

Автор: Олейников Алексей Владимирович

Руководитель СО по Красноармейскому району СК России по Волгоградской области, Волгоград, Россия

e-mail: sledkom049@mail.ru

Oleinikov Alexey Vladimirovich

Head of the SO for the Krasnoarmeisky district of Volgograd, Volgograd, Russia

e-mail: sledkom049@mail.ru

 

Аннотация: Приказом Следственного комитета РФ от 29.03.2011 № 42 «Об утверждении Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации» (далее по тексту Приказ Следственного комитета РФ №42 от 29.03.2011 года) введен институт наставничества в системе следственных органов РФ. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим некоторые аспекты, раскрывающие сущность и содержание института наставничества, а также цели и задачи данного института.

Annotation: Order of the Investigative Committee of the Russian Federation dated March 29, 2011 №. 42 «On approval of the Regulations on the organization of mentoring in the system of the Investigative Committee of the Russian Federation” introduced the institution of mentoring in the system of the Investigative Committee of the Russian Federation. In the framework of this article, we will consider some aspects that reveal the essence and content of the institution of mentoring, as well as the goals and objectives of this institution.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственный служащий, следственные органы РФ, следователь, наставник, институт наставничества.

Keywords: public civil service, civil servant, investigative bodies of the Russian Federation, investigator, mentor, institute of mentoring.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

К требованиям государственного служащего на протяжении всего периода существования института государственной гражданской службы предъявлялись особые требования. Помимо должного уровня профессионализма, государственный гражданский служащий должен обладать и рядом морально-этических качеств, сформированным чувством долга и высоким уровнем ответственности. Эти требования также распространяются и на государственных служащих следственных органов РФ.

В юридической литературе вопрос наставничества в государственных органах не освещается должным образом, что свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования. Вместе с тем, рассмотрим некоторые точки зрения авторов о сущности и содержании института наставничества в следственных органах РФ.

В Приказе Следственного комитета РФ №42 от 29.03.2011 года содержится следующее определение наставничества: «наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных следователей главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителей межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России  по подготовке следователей к самостоятельному выполнению служебных обязанностей» [1].

В.И. Лукъянов в свои трудах, посвященных кадровому резерву государственной службы отмечает следующее: «Наставничество определяется как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному. Институт наставничества в следственных органах является важнейшим звеном в становлении молодых следователей» [2].

Приказ Следственного комитета РФ № 42 от 29.03.2011 года закрепляет не только понятие наставничества в следственных органах РФ, но и цели и задачи наставничества. Целью наставничества является оказание помощи следователям в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности.

Исходя из цели, сформировано 5 основных задач наставничества, которые направлены на обучение следователей, формирование нравственно-этических качеств, оказание моральной и психологической поддержки, профилактику профессиональной деградации.

Анализ Приказа Следственного комитета РФ № 42 от 29.03.2011 года позволил выявить следующие особенности института наставничества в органах следствия РФ.

Во-первых, особенностью является срок осуществления наставничества. Примечателен тот факт, что Приказом № 42 от 29.03.2011 года не устанавливается минимальный срок наставничества, а максимальный составляет до одного года. На практике, срок наставничества осуществляется в пределах испытательного срока, что является достаточным для адаптации служащего, формированию общего представления о системе и структуре следственных органов и так далее.

Во-вторых, интересным представляется тот факт, что наставник назначается исключительно при наличии согласия служащего выступать в качестве наставника для нового сотрудника. При этом важно указать на еще одну особенность, которая заключается в том, что лицо, которому назначается наставник лишено права выбора наставника или же права отказаться от наставника. На основании изложенного следует вывод о том, что наставничество – это обязательный этап подготовки кадрового сотрудника.

В-третьих, в качестве наставника может выступать только то лицо, которое является наиболее подготовленным и занимает должность не ниже должности подопечного. Наставник должен обладать высокими профессиональными и моральными качествами и пользоваться авторитетом в коллективе.

Принципы организации и внедрения в государственных органах системы наставничества закреплены в Методическом инструментарии по применению наставничества на государственной гражданской службе [3], утвержденном Минтруда России, который определяет наставничество как:

- кадровую технологию, обеспечивающую передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному;

- форму, обеспечивающую профессиональное становление, развитие и адаптацию к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

На сегодняшний день институт наставничества в следственных органах РФ активно применяется. На наш взгляд, именно институт наставничества способен решить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться следователю, а именно, таких как адаптация, профессиональное выгорание и профессиональная деформация, формирование нравственно-этических принципов и так далее. Введение института наставничества в следственных органах РФ является большим позитивным шагом на пути к повышению качества кадрового состава следственных органов.

Таким образом, нами рассмотрены только некоторые аспекты института наставничества в следственных органах РФ.

 

Список литературы:

1. Приказ Следственного комитета РФ от 29.03.2011 N 42 "Об утверждении Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации".

2. Лукьяненко В.И. Кадровый резерв // Управление персоналом / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 373 - 384.

3. Письмо Минтруда России от 28.05.2020 № 18-4/10/П-4994  «О Методическом инструментарии по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0)».

 

. . . . . . .