Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Защита прокурором права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Дата публикации: 2023-06-28 20:10:00
Статью разместил(а):
Нурумова Кынслу Амангельдыевна

Защита прокурором права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Protection by the prosecutor of the right of citizens to appeal to state and local authorities

 

Автор: Нурумова Кынслу Амангельдыевна

Челябинский Государственный университет, г. Челябинск, Россия

E-mail: slu_3105@inbox.ru

Nurumova Kynslu Amangeldievna

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

e-mail: slu_3105@inbox.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается работа органов прокуратуры по защите прав гражданина и человека в части обращения их в государственные органы и органы местного самоуправления, а также работа уполномоченных сотрудников прокуратуры, которые осуществляют выезды в труднодоступные населенные пункты, на предприятия, с целью организации и проведения личного приема граждан. Актуальность статьи обусловлена важностью рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры для обеспечения эффективной защиты их конституционных прав и свобод. Цель статьи – показать существующие проблемы с защитой прокурором рассмотрением обращений граждан в органах прокуратуры и предложить возможные пути их решения.

Abstract: The article considers the work of the prosecutor's office to protect the rights of a citizen and a person in terms of applying to state and local authorities, as well as the work of authorized prosecutors who travel to hard-to-reach settlements, as well as to enterprises, in order to organize and conduct personal reception of citizens. The relevance of the article is due to the importance of considering citizens' appeals to the prosecutor's office to ensure the effective protection of their constitutional rights and freedoms. The purpose of the article is to show the existing problems with the prosecutor's protection by considering citizens' appeals to the prosecutor's office and propose possible ways to solve them.

Ключевые слова: права граждан, органы прокуратуры, прокурорский надзор, деятельность органов прокуратуры.

Keywords: rights of citizens, bodies of prosecutor's office, prosecutor's supervision, activities of bodies of prosecutor's office.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

На сегодняшний день вопрос защиты прокурором права обращения граждан в государственные и местные органы власти весьма актуален. Рассмотрим основные проблемы:

1. Большое количество обращений. Граждане все чаще и чаще обращаются в государственные органы и органы местного самоуправления. И связано это с технологическим прогрессом, так как обращений, направляемых через интернет больше, чем письменных или устных, а также с повторными обращениями;

2. Часто нарушаются сроки рассмотрения обращений граждан. Нередко они необоснованно продлеваются под видом необходимости комплексной проверки или направления запроса, которые при проверке зачастую не представляются убедительными;

3. Не предусмотрена ответственность за такие многочисленные существенные нарушения, когда на обращения граждан вместо мотивированных и объективных ответов даются формально-бюрократические отписки. Вследствие этого массовым явлением продолжают оставаться повторные жалобы от тех, кто остался недоволен ответом.

4. Вялая и индифферентная реакция многих руководителей и должностных лиц государственных и муниципальных органов на конкретные факты нарушения конституционных прав человека обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и ОМС. При этом в большинстве случаев права заявителей нарушаются не в силу каких-либо пробелов в законодательстве, а по причине плохого исполнения конкретными должностными лицами своих обязанностей.

Так, согласно ст. 33 Основного закона Российской Федерации, граждане имеют право на личное обращение, и на индивидуальные и коллективные обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.  

В федеральном законодательстве России, который устанавливает такой порядок обращений, выделен специальный нормативно-правовой акт, а именно Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2]. Указанным законом регламентируются правоотношения, установленные ст. 33 Конституции Российской Федерации [1], по мимо этого закон определяет права и обязанности граждан, органов исполнительной, законодательной и судебной власти в сфере рассмотрения обращений граждан, а также устанавливает порядок предъявления и рассмотрения обращений, формы и порядок ответа на обращение и ответственность за нарушение соответствующих требований. Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, а также обеспечение эффективной организации процесса рассмотрения обращений и обеспечения граждан доступа к правосудию.

В отдельных субъектах России действует законодательные акты, направленные на порядок исполнения гражданами своего конституционного права на обращение. Данные нормативно-правовые акты дают дополнительные гарантии гражданам на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

По смыслу ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[3] органы прокуратуры в рамках их полномочий восстанавливают нарушенные права граждан, посредством разрешения заявлений, жалоб и иных различных обращений граждан, в которых имеются сведения о нарушении законодательства России.

Не смотря на вышеуказанную норму, главным документом, которые регулирует порядок работы с обращениями граждан, является Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, которая была введена в действие приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013 года.

Так, по итогу проведенного исследования, мы пришли к выводу, что ежегодно увеличивается количество обращений граждан в органы прокуратуры. Согласно статистическим данным, за прошедшие 10 лет количество обращений возросло в несколько раз, значительно превысив ожидания. Основными причинами обращений являются нарушения прав граждан, коррупция, недобросовестность должностных лиц, а также жалобы на действия органов власти и правоохранительных органов.

При этом нельзя сказать, что все обращения оправданы. Многие из них связаны с мелкими нарушениями, несправедливыми решениями в различных сферах жизни. Однако, несмотря на это, уровень ответственности чиновников и должностных лиц значительно повысился, что является положительным моментом.

Из них большую часть поступивших и разрешенных обращений составляют жалобы на действия государственных органов и органов местного самоуправления и их должностными лицами. Одной из основных типов жалоб, являются нарушение сроков рассмотрения обращений, а также полноты принятых мер и ответа на них, безосновательного отказа в рассмотрении обращения, и иных случаев, повлекших за собой нарушения прав и законных интересов граждан.

Также следует отметить, что проведение общественных слушаний по важным вопросам и участие граждан в принятии решений, а также активное информирование населения о правах и свободах способствуют укреплению доверия граждан к органам власти.

Таким образом, необходимо продолжать работу по защите прав и интересов граждан, увеличивать ответственность должностных лиц и повышать качество и доступность правосудия.

В связи с тем, что наблюдается рост по количеству обращений граждан в органы прокуратуры, и как показывает практика и статистика, количество разрешенных органами прокуратуре обращений увеличивается, для этого были созданы организации «горячих линий» и телефонов доверия, а в некоторых регионах России существуют временные приемные Генерального прокурора Российской Федерации.К примеру, в 2000 году органами прокуратуры было разрешено 1 281 074 обращения, в 2005 году 1 524 370, в 2015 – 2 103 001, а в 2021 году - 2 162 453, такое увеличение разрешенных обращений показывает о повышения уровня доверия граждан к органам прокуратуры.

Проводя анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, мы пришли к выводу, что нынешнее законодательство России не в полной мере обеспечивает право граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и на основании изложенного, мы пришли к выводу об изложении следующих норм в новой редакции:

1. Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

«Человек и гражданин, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан (независимо от организационно-правовых форм собственности), лично или посредством представителя в устной или письменной форме имеет право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же направлять личные или коллективные обращения не зависимо от законных целей, интересов общества и государства.»

2. Часть 1 статьи 11 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

«1. В случае если в письменном обращении не указан обратный адрес лица, направившего обращение, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.».

3. Часть 5.1. статьи 11 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

«5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения дается письменный ответ на поставленные вопросы и сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.».

Таким образом, на основании проведенного исследования и вышеизложенного, мы считаем, что предлагаемые изменения в законодательство Российской Федерации поспособствуют улучшению сложившейся ситуации посредством защиты прав граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и получение ответа на них.

 

Список источников:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. –25 декабря. – № 237. 

2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. 2006. – 05 мая. – № 95.

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. –  1992. – № 8, – ст. 366. 

 

. . . . . . .