Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Электронные информационные технологии при расследовании компьютерных преступлений

Дата публикации: 2023-06-07 23:16:09
Статью разместил(а):
Урванцев Егор Викторович

Электронные информационные технологии при расследовании компьютерных преступлений

Some issues of investigation of crimes in the field of computer information

Автор: Урванцев Егор Викторович

ФГБОУ ВО «КГУ», г. Курган, Россия

e-mail: egor2008_93@mail.ru

Urvantsev Egor Viktorovich

KGU, Kurgan, Russia

e-mail: egor2008_93@mail.ru

Аннотация: В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы внедрения электронных информационных технологий в деятельность субъектов расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Обосновывается необходимость использования указанных технологий при расследовании таких преступлений. Проанализирована проблема нормативно-правового регулирования этих отношений.

Annotation: In this article, the author considers topical issues of introducing electronic information technologies into the activities of the subjects of the investigation of crimes in the field of computer information. The necessity of using these technologies in the investigation of such crimes is substantiated. The problem of legal regulation of these relations is analyzed.

Ключевые слова: расследование преступлений, сфера компьютерной информации.

Keywords: investigation of crimes, field of computer information.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

Представленные в таблице 1 данные, взятые из официальной статистики, опубликованной на сайте МВД России, демонстрируют экспоненциальный рост так называемых киберпреступлений, стимулированный в том числе пандемическими ограничениями, ускоренным переходом процессов и задач в цифровую среду.

Таблица 1 – Динамика киберпреступлений в последнее время.

Период

Количество преступлений

Прирост, %

Раскрываемость, %

2020 г.

40 184

49

-27

2021 г.

80 127

100,4

-38

2022 г.

272 737

204,6

-48

Таким образом, правоприменительная практика свидетельствует о том, что с каждым годом растет число преступлений, как в сфере компьютерной информации, так и преступлений с использованием компьютерных технологий, в результате чего формируются цифровые следы преступлений. Из этого следует, что раскрывать и расследовать преступления с использованием информационных технологий возможно только с использованием правоохранительными органами информационных технологий.

Необходимость развития и внедрения информационных технологий связана со скоростью принятия решений. Принятие выверенных решений требует мгновенного получения и анализа всей информации, причем из всех возможных источников, что невозможно без развитых автоматизированных информационных поисковых систем, автоматизированных банков данных, систем анализа и оповещения.

Вместе с тем, в научной литературе указывается, что система обеспечения информационными ресурсами правоохранительных органов в некоторых территориальных подразделениях крайне низкая, что по большому счету оказывает влияние на электронный обмен и существенным образом сказывается на его эффективности.

Таким образом, имеется потребность в активном внедрении указанных цифровых технологий в деятельность правоохранительных органов, занимающихся расследованием преступлений.

Правоохранительные органы совершенствуют технологическую составляющую своей деятельности, обзаводятся современным оборудованием (здесь особо следует отметить автоматизированные рабочие места сотрудников правоохранительных органов), привлекают к работе так называемых «этичных (белых) хакеров», которые помогают выявлять киберпреступников, фиксировать следы преступления в цифровом пространстве. Следует отметить, что работа в данном направлении приносит свои плоды, но очевидно, что этого недостаточно.

Изменения, связанные с цифровизацией деятельности полиции, вносятся в нормативно-правовые акты, например, УК РФ, УПК РФ, в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, обеспечивается нормативно-правовое закрепление использования информационных технологий в основных направлениях деятельности субъектов расследования преступлений.

Думается, для создания правовой определенности необходимо внести в перечень доказательств, закрепленный в статье 74 УПК РФ электронные доказательства.

А также внести в УПК РФ статью 81.2. Электронные доказательства в следующей редакции:

«Электронными доказательствами являются сведения, содержащиеся в электронном документе и/или на электронном носителе информации, на основании которых субъекты доказывания устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела».

Широкое внедрение результатов научно-технического прогресса в следственную деятельность обусловлено требованием необходимости опережения тактико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности по отношению к деятельности преступной, в ходе которой также применяются различные технические новинки.

В современных условиях информационные технологии играют ключевую роль в информационном обеспечении расследования преступлений. С информационных позиций информационное обеспечение – это совокупность единой системы сбора и получения информации из внешних и внутренних источников, схем информационных потоков, циркулирующих в ходе раскрытия и расследования преступлений, а также методология использования имеющихся баз данных и построения новых баз данных.

Информационное обеспечение представляет собой процесс с определенными, последовательно сменяющими друг друга стадиями, в котором субъекты воздействуют на объекты (информацию) для достижения конкретных результатов (целей). Процесс информационного обеспечения начинается с получения криминалистически значимой информации от ее источника или потенциального носителя.

Новые информационные технологии расширили не только следовую картину преступлений, но и перечень предметов и документов – вещественных доказательств, подлежащих криминалистической регистрации. Регистрация и долговременное хранение интернет-трафика, всех телефонных соединений, наличие жесткой взаимосвязи абонента и базовой станции, а также технические возможности современных компьютерных средств и систем управления базами данных позволяют весьма оперативно обработать колоссальные объемы биллинговой и коммуникационной информации и получить сведения, облегчающие расследование преступлений.

Современные информационные технологии и автоматизированные базы данных позволяют изучить личности всех субъектов преступной деятельности, быстро проверить все выдвигаемые версии, принять законное решение в кратчайшие сроки.

Исходя из положений Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, важнейшей стратегической задачей в реализации в системе МВД России государственной политики Российской Федерации в области информатизации, цифровизации, развития информационного общества и цифровой экономики является осуществление мероприятий, направленных на применение искусственного интеллекта.

Для совершенствования системы информационного обеспечения МВД России, в том числе, органов, занимающихся расследованием преступлений, актуальным является развитие и внедрение:

- технологий «больших данных» и технологий искусственного интеллекта;

- сетей передачи данных, кабельных и радиоканалов; аппаратного обеспечения для различных уровней руководства, управления и исполнителей;

- усовершенствованной единой системы информационно-аналитического обеспечения МВД России (далее – ИСОД) и ИКТ «Цифровая полиция»;

- полицейских робототехнических систем;

- информационно-аналитической системы поддержки принятия решений сотрудниками ОВД РФ;

- навигационного и геопространственного обеспечения подразделений ОВД РФ.

Вместе с тем, использование в следственной деятельности искусственного интеллекта порождает ряд проблем правового и этического характера.

В докладе Стивена Л. Морриса, заместителя директора ФБР, 27-29 января 2017 г. «Искусственный интеллект: ФБР и полиция против преступников» отмечаются следующие три типа этических проблем, порождаемых применением искусственного интеллекта: этические вопросы программирования искусственного интеллекта (просчеты программистов и ошибки в составлении алгоритмов); этические вопросы результатов и выводов, полученных искусственным интеллектом (интерпретация результатов в условиях, когда затруднен или невозможен перевод на язык, понятный человеку, глубинных процессов аналитики); этические вопросы действия людей, принимающих решения на основе информации искусственного интеллекта.

В области правовых норм наиболее остро стоят вопросы, связанные с отсутствием возможности определить, кого винить в жертвах либо материальном ущербе, вызванных человеческими решениями, принятыми под воздействием искусственного интеллекта, либо понесенных в результате действия автономных (роботизированных) информационных систем.

В плане автоматизации информационных процессов, следует отметить, что в настоящее время все более широкое применение получают автоматизированные рабочие места (далее – АРМ) для следователя (дознавателя). Однако существующая система далека от совершенства. Так, специалисты указывают на некоторые недостатки, имеющиеся во внедренной системе, к ним относят, прежде всего, ведомственную разобщенность инициаторов и разработчиков указанного комплекса; отсутствие единых информационно-технологических подходов; отсутствие обратной связи с потенциальными пользователями разрабатываемой системы следователями, дознавателями, руководителями следственных органов и органов дознания.

Таким образом, как свидетельствует практика и отмечают специалисты, несмотря на определенные успехи, в настоящее время в Российской Федерации применение информационных технологий в деятельности полиции вызывает известное затруднение. Некоторое технологическое оборудование и программное обеспечение, используемое в этой правоохранительной структуре, является в настоящее время устаревшим, что создает сложности в противостоянии с высокотехнологичной киберпреступностью. Также следует указать на недостаток высококвалифицированных кадров в этой сфере и, что уже отмечалось ранее, несовершенство нормативно-правовой базы. 

Итак, проведенный анализ свидетельствует о значительных усилиях по внедрению современных цифровых информационных технологий в деятельность полиции России.

Однако на современном этапе российская полиция не способна в полной мере реализовывать потенциал современных информационных технологий в своей деятельности по противодействию преступности и, в первую очередь, киберпреступности. 

 

Список литературы:

1. Володина С.И. Электронное досье по уголовному делу в эпоху цифровизации // Адвокатская практика. 2021. № 2. С. 23-27.

2. Загвоздкин Н.Н. Автоматизированное рабочее место следователя: проблемы разработки и внедрения в практику / Н.Н. Загвоздкин // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. № 1(9). С. 67-75.

3. Заикин С.А. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в условиях перехода к цифровому развитию // Административное право и процесс. 2021. № 3. С. 62-64.

3. Конюшев В.В. Основные направления и специфика применения технологий искусственного интеллекта в информационно-коммуникационной системе цифровой полиции // Охрана, безопасность, связь. 2020. № 5-3. С. 75-80.

4. Крайнова Н.А. Права и технологии в сфере противодействия киберугрозам // Право и цифровая экономика. 2021. № 2. С. 23-31.

5. Пастухов П.С. Использование информационных технологий для обеспечения безопасности личности, общества и государства / П.С. Пастухов, М. Лосавио // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 2. С. 231-236.

 

. . . . . . .