Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемы применения информационных технологий в судебной системе Российской Федерации

Дата публикации: 2023-06-06 21:15:24
Статью разместил(а):
Мещеряков Иван Сергеевич

Проблемы применения информационных технологий в судебной системе Российской Федерации

Problems of application of information technologies in the judicial system of the Russian Federation

 

Автор: Мещеряков Иван Сергеевич

ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», г. Челябинск, Россия

e-mail: imesheryakov99@gmail.com

Meshcheryakov Ivan Sergeevich

South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia

e-mail: imesheryakov99@gmail.com 

 

Аннотация: В статье определяется соотношение понятий «информационные технологии» и «цифровые технологии», а также анализируются существующие проблемы в сфере применения современных информационных технологий в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.  

Abstract: The article defines the relationship between the concepts of «information technology» and «digital technology», as well as analyzes the existing problems in the field of application of modern information technologies in arbitration courts and courts of general jurisdiction.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые технологии, судопроизводство, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.

Keywords: information technologies, digital technologies, legal proceedings, arbitration courts, courts of general jurisdiction.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

На сегодняшний день в России, в связи с растущей нагрузкой на судебную систему, остро стоит вопрос о реализации системы электронного правосудия. Внедрение современных информационных технологий в работу судов всегда являлось приоритетной задачей для государства, что подтверждается концепцией информационной политики судебной системы Российской Федерации, принятой постановлением Совета судей Российской Федерации № 6016 ноября 2001 года, Концепцией информационной политики судебной системы на 2020 – 2030 годы [1], а также  Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 [2].

Основными целями данных документов являются повышение качества осуществления правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение доступности, открытости и гласности судопроизводства. Данные цели невозможно достигнуть исключительно за счет человеческого ресурса, поскольку это не позволит стабильно достигать положительных результатов в условиях постоянно растущей нагрузки на судебную систему. По этой причине в Российской Федерации уже не первое десятилетие продвигается идея необходимости внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу судов.

Так, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», под информационными технологиями законодатель понимает процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [3].

Информационные технологии делятся на аналоговые и цифровые технологии. В настоящее время аналоговые технологии существенно устарели и на смену им пришли цифровые технологии, которые активно применяются и используются в отечественном судопроизводстве.

Стоит отметить, что законодателем не дается легального определения понятия «цифровые технологии». Опираясь на определение понятия «информационные технологии», закрепленное в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», можно сделать вывод, что цифровые информационные технологии представляют собой процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распределения и распространения информационных данных путем использования технических средств, устройств, сервисов и систем, которые функционируют посредством цифрового двоичного кодирования.

Цифровые технологии в судебной деятельности можно раскрыть как систему цифровых способов, методов и средств, которые направлены на обеспечение хранения, обработки, передачи и отображения информации, а также ориентированы на повышение производительности и эффективности труда в процессе судопроизводства.

Применение информационных цифровых технологий в судебной деятельности способствует достижению таких позитивных результатов как:

– повышение уровня доступности правосудия;

– сокращения сроков рассмотрения дел;

– улучшение качества рассмотрения споров;

– автоматизация рутинных процессов и разгрузка сотрудников суда;

– экономия бюджетных средств.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют две системы электронного судопроизводства, которые сформировались в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.  

Так, в арбитражных судах сформировалась двойная система электронного судопроизводства, поскольку электронное судопроизводство обеспечивается двумя программными комплексами: «Мой Арбитр» и ПК «САД» или АИС «Судопроизводство». Кроме того, в арбитражных судах активно применяются и другие технологии, например, такие как система видео-конференц-связи, сервис веб-конференции, системы аудио- и видео-протоколирования, сервис онлайн-ознакомления, электронная база судебных решений.

Система электронного правосудия судов общей юрисдикции является единой, поскольку обеспечивается одним программным комплексом – ГАС «Правосудие». Электронная система ГАС «Правосудие» состоит из 27 подсистем, среди которых непосредственно задействованы в процессе рассмотрения и разрешения судом спора только такие подсистемы, как сервис документооборота и обращений граждан, интернет-портал ГАС «Правосудие», сервис «банк судебных решений», система видеоконференц-связи, информационно-справочная подсистема, информационный сервис «право». Остальные подсистемы ГАС «Правосудие» направлены на административно-хозяйственное, материально-техническое, финансовое, кадровое, коммуникативное и контрольное обеспечение  судопроизводства.

В настоящее время в арбитражных судах и судах общей юрисдикции активно используется достаточно большое количество различных цифровых устройств, электронных систем и сервисов, значительно упрощающих и ускоряющих процесс взаимодействия судов с гражданами, организациями и иными государственными органами. С каждым годом в связи с развитием экономики, усложнением общества и появлением новых хозяйствующих субъектов нагрузка на судебную систему интенсивно растет. Именно поэтому необходима существенная модернизация существующих сервисов и внедрение новых технологий для обеспечения успешного осуществления судами своих функций в условиях постоянно растущей интенсивной нагрузки.

Как показывает практика, в области осуществления электронного правосудия в Российской Федерации существует довольно много проблем, которые не позволяют судам эффективно справляться с существующей нагрузкой. В качестве таковых можно выделить следующие проблемы:

– законодателем недостаточно разработан понятийный аппарат;

– отсутствие системы межведомственного взаимодействия;

– большой поток бумажных документов;

– отсутствие системы стенографии аудиозаписи судебного заседания;

– отсутствие автоматизированного сервиса по составлению проектов судебных актов;

– низкая компьютерная грамотность населения, недостаточный уровень подготовки юридических кадров в области использования и применения современных цифровых технологий в судебной деятельности.

Для решения существующих проблем предлагается предпринять следующие действия.

Во-первых, необходимо разработать концептуальный документ об электронном правосудии в Российской Федерации. Концепция электронного правосудия должна быть направлена на решение следующих задач:

– формирование понятийного аппарата в области электронного правосудия;

– определение принципов функционирования электронного правосудия;

– определение целей и задач электронного правосудия;

– определение структуры электронного правосудия;

– определение этапов и сроков запуска электронных систем и сервисов;

– формирование положения о техническом обслуживании систем и сервисов электронного правосудия. 

Во-вторых, необходимо завершить начатый проект по формированию системы межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время данная система уже сформирована на базе Портала государственных услуг Российской Федерации. Так как система ГАС «Правосудие», в отличие от системы «Мой Арбитр», уже интегрирована в Портал государственных услуг, то особое внимание стоит уделить именно арбитражным судам. В рамках решения данного вопроса в системе «Мой Арбитр» предлагается создать специальный раздел «направление запросов», который будет предназначен для судей и работников аппаратов. На базе Портала государственных услуг уже действует Единая система контекстных справок, в которой создан личный кабинет Участника взаимодействия. Поэтому текущей основной задачей является интеграция данных сервисов и обеспечение доступа посредством общей учетной записи работника арбитражного суда. После успешного входа в личный кабинет участника взаимодействия работник арбитражного суда путем ввода в строку поиска названия и адреса выбирает  необходимое ведомство или государственный орган и формирует запрос, прикрепляя копию судебного акта об истребовании в виде электронного образа документа либо копию судебного акта, размещенного в сервисе «Картотека арбитражных дел». В ходе исполнения обязанности по представлению необходимых суду сведений и документов государственный орган направляет ответ на запрос, который будет виден работнику арбитражного суда в личном кабинете. Кроме того, в качестве дополнительного канала связи следует задействовать и ведомственную электронную почту работников арбитражных судов.

В-третьих, для уменьшения потока бумажных документов необходимо использовать позитивный ФРГ и США, а именно обязать профессиональных представителей при направлении в суд заявлений, ходатайств и иной документации использовать системы электронной подачи документов, которые сформированы как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции.

В-четвертых, в целях разрешения проблемы низкой компьютерной грамотности населения следует:

– осуществить перестройку образовательных программ подготовки профессиональных юридических кадров в сторону более углубленного изучения информационных дисциплин для формирования у будущих специалистов представления о работе современных цифровых информационных технологий в судах, а также формирования необходимых навыков для их использования в процессе профессиональной деятельности;

– на сайтах судов, систем «Мой Арбитр» и ГАС «Правосудие» воздать специальные разделы с разъяснениями по наиболее актуальным вопросам пользователей относительно создания учетной записи и подачи документов. Кроме текстовых разъяснений и инструкций, необходимо публиковать видеоролики, в которых будет наглядно продемонстрированы алгоритмы действий по регистрации в системах электронной подачи документов, а также по направлению электронных документов посредством использования данных систем.

В-пятых, для ускорения процесса разрешения споров, необходимо:

– внедрить в арбитражные суды и суды общей юрисдикции программы расшифровки и перевода аудиозаписей в текстовый формат, например такие, как Google Docs, Google Keep, Speechpad, RealSpeaker, DictationSpeechnotes, Otter, поскольку это позволит освободить работников аппаратов от чрезмерной нагрузки по составлению письменных протоколов судебного заседания;

– легализовать отправку копий судебных актов лицам, участвующим в деле, и их представителям посредством ведомственной электронной почты;

– внедрить в электронные системы ПК «САД», АИС «Судопроизводство» и ГАС «Правосудие» программы автоматизированного составления проектов судебных актов;

– отказаться от устаревшей системы ВКС и использовать сервисы веб-конференции.

Итак, подводя итог, стоит сказать о том, что, не смотря на наличие широкого спектра действующих в арбитражных судах и судах общей юрисдикции цифровых информационных систем и сервисов, существует довольно много неразрешенных проблем, которые не должны оставаться без внимания, поскольку применение цифровых технологий в процессе рассмотрения судебных дел и споров существенно упрощает и повышает качество судебной коммуникации, ускоряет процедуру разрешения дел и споров, способствует увеличению уровня доступности правосудия, иначе говоря, выводит современное судопроизводство на новый качественный уровень. Таким образом, в современных условиях постоянно растущей нагрузки на судебную систему цифровизация судопроизводства является необходимым условием достижения всех тех целей и задач правосудия, которые в настоящее время являются недостижимыми. 

 

Список источников:

1. Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019).

2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 20.10.2022) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы».

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция).

 

. . . . . . .